1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Воспитатель: Ребята, давайте друг другу пожелаем доброго утра. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! — Доброе утро! Солнцу и птицам! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится, добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера! Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя в детский сад, у входа в группу, я нашла письмо. Без вас я его открывать не стала. А теперь, когда мы все вместе давайте откроем его и узнаем от кого оно что в нём написано? «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Белый медведь. Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Я слышал от людей, которые приезжают к нам на север, что где - то далеко наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа». Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам Белый медведь Умка. Ребята, поможем Умке узнать, что такое весна? Дети: поможем. | - дети обращают внимание на воспитателя. - слушание воспитателя, | 0,5 мин. | Создание мотива для детской деятельности (сюрпризный момент); Определение цели. | Выявление готовности детей к предстоящей работе |
2. | Постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: - Ребята, а где живёт Умка? (Живёт он в Антарктиде) - Молодцы, правильно! - А как вы думаете, почему белые медведи и другие обитатели Севера не видели весну? (потомлица с текстоу что Север, это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.). Проблемная ситуация. - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь ему? (Ответы детей) - Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, послушать мелодии весны, нарисовать рисунок. Для того чтобы интересно рассказать, подготовим наши язычки к работе, повторяйте все за мной: На-на-на наконец пришла весна, да-да-да- кругом вода , ка-ка-ка- разлилась наша река , ель-ель-ель-с крыши капает капель. ей-ей-ей- бежит ручей. | - вовлекаются в деятельность. - слушают воспитателя, - отвечают на вопросы полным предложением. | 2,5 мин. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Начало выполнения действий по задачам НОД | Воспитатель: - Ребята, что же такое «весна»? (Это время года). У меня в руках мяч, вы сейчас будете его передавать друг другу и составлять предложения о признаках весны. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной». Весной солнце светит ярче, теплее. Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое. Весной облака легкие, перистые, пушистые. Весной на крышах домов тают сосульки. Весной на деревьях появляются зелёные листики. Весной появляются первый цветы. Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха. Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая. Весной животные просыпаются после зимней спячки. Весной зайчик, белочка меняют свои шубки. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду. Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы. Воспитатель: Молодцы, ребята, много признаков весны назвали. – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать). Закапали сосульки с крыш домов, - Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки? - Это явление природы называется капель. Воспитатель: - Давайте вспомним, какое время года было перед весной? А какое будет после весны? Дети: - Перед весной была зима, а после весны будет лето. Воспитатель: - Назовите весенние месяцы? Дети: Март, апрель, май. Выставляются картинки весенних месяцев. Воспитатель: - Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому месяцу весны они относятся. Воспитатель: Первая картинка к какому месяцу относится? Почему? Правильно. Это март. (апрель, май). Поэтому в каждом месяце весна разная: в марте- ранняя, в апреле- середина весны, а в мае - поздняя весна. | - участие в деятельности, - выполнение заданий, - ответы на поставленные вопросы. | 10 мин | Беседа. Игровые и занимательные приемы, упражнения. Физкультурная пауза | - актуализация имеющихся знаний по данной теме; - готовность детьми к принятию новой информации. |
4. | «Открытие» детьми новых знаний. | Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку. – А хотите послушать музыку о весне? Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года». - Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку? (Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.)». Весной, как только растает снег, распускаются первые цветы, их называют первоцветом. Выходите скорее на полянку. Раз, два, три! Превратились мы в цветы. Физкультминутка «Цветы» Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках) Распускают лепестки (Начинают медленно вставать) Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой) Лепестки колышет (раскачиваются) Наши чудные цветки Закрывают лепестки Головой качают (наклоны головы) Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение) Раз, два, три! Стали мы опять детьми. Воспитатель: - Сегодня ребята, мы с вами вспомним, какие весенние цветы вы знаете. А что это за цветы вы узнаете, отгадав загадки. (Ребенку, назвавшему правильный ответ, нужно будет найти изображение цветка из предложенных на столе и закрепить на доске) В белой шапке стоит дед, Если дунешь - шапки нет (Одуванчик) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) Он и мачеха, и мать, Как цветочек этот звать? (Мать-и- мачеха) Из луковки вырос, Но в пищу он негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож. (Тюльпан) Листья выпустил, как стрелы. Он цветёт цветочком белым, В серединке жёлт цветок, Голову склоняет вбок, Смотрит скромно-скромно вниз. Как красавца звать? (Нарцисс) Воспитатель: Ребята, перед вами на столах картинки цветов. Вам нужно собрать из частей целую картинку. (на столе лежат разрезные картинки небольшого размера c изображением весенних луговых, полевых, лесных и садовых растений). Ребята, подходите, соберите каждый свою картинку и назовите название цветка. - Давайте посмотрим на картинки и назовем их. Дети, а где растут эти цветы? Дети: Цветы растут на лугу, в саду, лесу. Месяц Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи. Апрель-снегогон, потому что быстро разливаясь ручьями, тает снег. На ветвях деревьев начинают набухать почки, местами на открытых участках появляется первая трава. Май-травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники. | Дети слушают музыку, отвечают на вопросы воспитателя - Дети выполняют движения согласно текста | 4 мин | - готовность детьми к воспроизведению полученных знаний |
5. | Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Воспитатель: Давайте, расскажем Умке - какая бывает весна? - Предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Умка запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут мнемотаблицы. Подойдите к столу и рассмотрите картинки о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение. (Далее пересказ рассказа детьми о Весне по схеме). Ребята, а теперь давайте составим описательный рассказ о некоторых цветах с помощью мнемотаблицы. Схема: 1. Название цветка. 2. Какого цвета и размера цветки. 3. Имеют ли запах. 4. В какое время года расцветает. 5. Части растения. 6. Где растет. Далее пересказ рассказа детьми по схеме. Воспитатель: - Молодцы. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне и первоцветах Умке. А сейчас я вам раздам раскраски о весне. Предлагаю после занятия их раскрасить и отправить подарок Умке, чтобы он рассказал о весне своим друзьям. | - участие в деятельности, - выполнение заданий, -ответы на поставленные вопросы. | 10 мин | - применение детьми полученных знаний |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Ребята, как вы думаете, Умка много узнает о весне из нашего сегодняшнего занятия? А что самое интересное будет для него на ваш взгляд? Что нового узнали?» Что такое первоцветы? Какие цветы относятся к первоцветам? Что такое капель, проталины? | -ответы на поставленные вопросы | 3 мин. | беседа, обсуждение темы, систематизация полученных знаний. | систематизация полученных знаний. |