СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Волшебная вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать знания детей о свойствах воды: вода бесцветная, не имеет вкуса, растворяет некоторые вещества, содержит нерастворимые вещества

Просмотр содержимого документа
«НОД "Волшебная вода"»

​Конспект непосредственно образовательной деятельности, на тему: "Волшебная вода"

Возрастная группа: подготовительная

НОД по "Формирование целостной картины мира и расширение кругозора"

Вид занятия: интегрированое

Длительность занятия: зо мин.

Тема: "Волшебная вода"

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды: вода бесцветная, не имеет вкуса, растворяет некоторые вещества, содержит нерастворимые вещества.

Задачи: Добиться усвоения элементарных представлений о процессе фильтрации.

Способствовать применению на практике умения проводить опыты.

Формировать слуховые восприятия, различать звуки природы.

Способствовать развитию умения анализировать.

Способствовать развитию умения устанавливать причинно - следственный анализ.

Формировать социальные навыки.

Способствовать развитию умения работать в группе.

Формировать умение отстаивать собственное мнение,доказивать свою правоту.

Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей.

Свободного общения со взрослым и детьми.

Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природа ситуациях и способах поведения в них.

Способствовать сохранению здоровья детей путем использования игровых методов обучения.

Развивать интерес детей к художественной литературе.

Обеспечивать оптимальную двигательную активность.

Предварительная работа:

Беседа о воде, ее роли в жизни человека; мини - беседы "Если б не было воды", драматизация сказки "Пожар в лесу", рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде; чтение художественной литературы. Проведение НОД по экспериментированию с водой; игры словесные и дидактические о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.; наблюдение за водой во время прогулок. Рассматривание эллюстраций на тему "Вода" , экспериментирование в опытно - экспериментальном уголке, игры с водой.

Материалы: стеклянная прозрачная посуда разной формы для проведения опытов; дидактическое панно "Кому нужна вода"; аудиозапись шума воды в море, в ручье, в роднике; слайды и иллюстрации (моря, ручья, реки);фильтрованная вода, бумага, вата, марля, бумажные салфетки; вещества: соль, сахар, ванилин, лимонная кислота, песок, растительное масло, опилки, манная крупа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель с детьми встают в круг)

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит.

- Что это?

Дети: Вода!

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о воде.

(в группу заходит девочка в голубом платьице, звучит музыка дождя)

Девочка: Здравствуйте! Я маленькая – Капелька.

Воспитатель: Откуда ты?

Девочка: Я со своими подружками любила сидеть на облачке, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром. Мои сестрички – разлетелись кто куда. А я упала рядом с вашим детским садом.

Воспитатель: Тебе нужна наша помощь?

Девочка: Да! Помогите мне найти мне моих сестричек – капелек. Я хотела бы узнать все о них. Где они летают и какую пользу приносят людям и всему живому.

Воспитатель: Твои сестрички – капельки есть и в нашем детском саду. Ребята, скажите, где живет вода в нашем детском саду? Кому она нужна?

Дети: Вода живет в бассейне, нужна детям для купая. Вода живет в уголке природы, нужна растениям и рыбкам в аквариуме. Вода живет на кухне, нужна для приготовления еды. Вода живет в чайнике «питьевом режиме», нужна для питья детям.

Воспитатель: А кому в природе нужна вода?

Дети: деревьям, птицам, животным, людям…

Звучит музыка

Воспитатель: Всему живому нужна вода и в виде капелек она путешествует всегда. Закройте все глазки и представьте, что я – мама Тучка, а вы - мои дети – капельки. Откройте глаза и делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправляться в путь ( звучит аудиозапись со звуком дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали ( дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой речкой ( ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама - Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке ( дети садятся в круг на ковер ).

Капелька: Мы – капельки не спешим улетать с земли обратно на облачко, потому что должны напоить растения, вымыть листья и дорожки, напоить реки и озёра водой и только потом мы можем улететь.

Воспитатель: ( показ слайдов)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

Воспитатель: Вода испаряется с поверхности земли и поднимается вверх в виде пара, остывает и превращается в дождь, снег, град.

Воспитатель : Дети давайте поделимся на четыре компании – пар, дождь, снег, град. Теперь займите места за столами, в наших мини – лабораториях. А ты Капелька присаживайся мы тебе сейчас все расскажем.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете , какого цвета вода?

Дети: У неё нет цвета. Она бесцветная и прозрачная.

Воспитатель: А можно ли изменить цвет воды?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте представим , что мы с вами волшебники. Мы сделаем прозрачную воду цветной. (выбор посыльного) Ко мне подойдет тот, у кого в одежде больше всего белого цвета.

А теперь волшебство:

1 компания закрасит воду кофе.

2 компания закрасит воду молоком.

3 компания закрасит вареньем.

4 компания закрасит воду гуашью.

Воспитатель: Компания – Пар, что произошло с вашей водой? В какой цвет она окрасилась?

Дети : Вода окрасилась в коричневый цвет

Воспитатель: Компания – Дождь в какой цвет окрасилась ваша вода?

Дети: Вода окрасилась в белый цвет.

Воспитатель: Компания – Снег , что произошла с вашей водой?

Дети: Наша вода окрасилась в розовый цвет.

Воспитатель: Компания – Град, а с вашей водой, что произошло?

Дети: Вода приобрела синий цвет.

Воспитатель: И какой можно сделать вывод?

Дети: Вода приобретает цвет того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

Дети: Да.

Воспитатель: Попробуете воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, сладкой, кислой, горькой?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Какой тогда можно сделать вывод?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Как вы думаете можно ли изменить вкус воды?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы выберем посыльного. Сейчас ко мне подойдет тот, у кого была самая крупная снежинка, дождинка, градинка, пар.

Компания 1 добавляет в воду сахар, размешивает.

Компания 2 добавляет в воду соль, размешивает.

Компания 3 добавляет в воду лимонную кислоту, размешивает.

Компания 4 добавляет в воду ванилин, размешивает.

Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем какая получилась вода на вкус?

Дети: Сладкая, соленая, кислая, ароматная.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Вода принимает вкус того вещества, которое в него добавили.

Воспитатель: А куда исчезли соль, сахар, лимонная кислота, ванилин?

Дети: вода растворила сахар, соль, лимонную кислоту, ванилин.

Воспитатель: А все ли вещества может растворит вода?

Дети: Нет.

Воспитатель: Выбирайте посыльного, которому доверяете.

1 компания растворяет растительное масло.

2 компания растворяет песок.

3 компания растворяет манную крупу.

4 компания растворяют опилки.

Воспитатель: Что произошло с растительным маслом?

Дети: Масло плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Что произошло с песком?

Дети: Песок лежит на дне стакана.

Воспитатель: Что же произошло с манной крупой?

Дети: манная крупа плавает в воду и медленно опус кается на дно.

Воспитатель: А, что произошло с опилками?

Дети: Опилки плавают.

Воспитатель: Растворили ли эти вещества?

Дети: Все эти вещества не растворились, они плавают в воде.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли очистит воду от этих веществ?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем маленький фильтр. Каждая компания будет очищать воду разными фильтрами. Положите воронку в пустую банку, а сверху положите бумажную салфетку, вату, марлю, бумажный фильтр.

Компания 1 очистит воду с помощью бумажного фильтра.

Компания 2 очистит воду с помощью ваты.

Компания 3 очистит воду с помощью марли.

Компания 4 очистит воду с помощью бумажной салфетки.

( дети с помощью воронки и фильтров очищают воду)

Воспитатель: Что вы видите на вашем фильтре?

Дети: Все не растворённые вещества остались на фильтре, вода стала чистой.

Воспитатель: Можно сделать итог. Вода – одно из самых удивительных веществ. Она не имеет цвета, вкуса, может растворять, может содержать вещества.

Молодцы! Хорошо работали. А сейчас немного отдохнём. Вставайте в круг.

Физкультминутка.

Над водой летят стрижи ( руки в стороны)

Под водой плывут ерши ( присели)

Плывет лодочка - краса - расписные паруса ( руки перед грудью, плавные движения туловищем)

Льется чистая вода ( движения по тексту)

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши,

После вытремся по суше.

Воспитатель: Отдохнули вот и славно. Поговорим теперь о главном. Присаживайтесь на стульчики.

(показ слайдов)

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речка, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Воспитатель: Давайте поиграем. Вставайте в круг. Игра называется «Что было бы, если бы не было воды…». Я начну , а вы продолжите предложение.

Дети: Если бы не было воды, растения бы засохли

Если бы не было воды, животные бы погибли.

Если бы не было волы, люди бы не смогли жить.

Если бы не было воды, земля бы превратилась бы в пустыню.

Капелька: Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без меня вам ре прожить!

Воспитатель: Да, без воды нам действительно не прожить.

Ребята , а в каких случаях говорят «вода – стихийное бедствие» ?

Дети: Когда очень долго идут дожди, разлились реки весной и затопили поля и дома вблизи рек, когда вода затапливает города, деревни.

Воспитатель: А когда говорят «вода – наша спасительница» ?

Дети: Когда вода утоляет жажду , купаешься в очень жаркий день, тушишь пожар…

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить историю, когда с помощью воды удалось спасти лес и всех лесных животных.

Драматизация сказки «Пожар в лесу»

( по окончанию представления дети стоят в кругу )

Воспитатель: Молодцы ребята!

Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках - капельках.

Капелька: Спасибо, ребята! Я очень много нового узнала о себе и о своих сестричках. Мне пора возвращаться на облачко. На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет вас поить живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. ( вешает каждому капельку ).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и под звуки дождя представьте, что перед вам большой экран телевизора, вы смотрите кино о нашем путешествии вместе с Капелькой. Откройте глаза и расскажите, что вы увидели.

Воспитатель: Что тебе больше понравилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что нового вы узнали?

Дети: Мне понравилось быть капелькой. Интересно проводить опыты с водой…

Воспитатель: Молодцы! Вы очень дружные ребята.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с плугом.

Как ветер с морем, трава с дождями.

Как дружит солнце со всеми нами!!!







































ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДОШКОЛЬНИКУ

Можно ли что – то поправить? Как?

  • Как построить нормальные отношения с ребенком?

  • Как заставить его слушаться?

  • Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитателя изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь воспитателям и их решении?

Безусловно, может.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший полноценный медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психическая , но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение « отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», « забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений с взрослыми, прежде всего в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения между ребенком и взрослым.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов – гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его « личностно центрированным», то есть , ставящим в центре внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка – его нужд , потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности, на принципе безусловного принятия ребенка.














Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком ( девочкой), то я буду тебя любить». Или «Не жди от меня ничего хорошего, пока ты не перестанешь … ( лениться, драться, грубить), не начнешь… ( слушаться, помогать по дому…)»

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят ( или будут любить), « только если…». Условное , оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и с сознании детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твёрдой вере, что награды и наказания – главное воспитательные средства. Похвалишь ребенка – он укрепиться в добре, накажешь – и зло отступит. Но кто же не знает такую закономерность : чем больше ребенка ругают , тем хуже он становиться. Почему же так происходит? Потому что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура.

Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то , что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть в нужности другому, одно из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развитие ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях , прямых словах: « Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься».

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Ине только ребенку, но и взрослому.

Ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания.

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»

  • Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действами ребенка, но не ребенком в целом.

  • Можно осуждать ребенка, но не его чувства, какими бы недоброжелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

  • Недовольства действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

  • Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенка новых действий постоянно передавайте их ему; дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.


ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, ИЛИ НЕМНОГО О РАЗНОМ:

  • В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только силой.

  • Не давайте обещаний , которых вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребенка в вас.

  • Не читайте ребенку нотаций и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

  • Смиритесь с тем, что ребенок любит экспериментировать. Так он познает мир.

  • Ребенок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок.

  • Поощряйте любознательность ребенка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне.

  • Не задавайте слушком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребенка: он перестанет обращать внимание на вас.

  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы скажите все спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.

  • Пусть ребенок даст волю фантазиям. Живое воображение – дар, присущий детству. Никогда не подавляйте его.

  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить , что вас мало интересует то, о чем он говорит.

  • Хороший способ прекратить ссору между детьми – сменить обстановку, отвлечь их.

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развивать у ребенка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.



























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основные требования к организации деятельности дошкольников.

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Уважительное отношение к результатом творчества детей, широкое включение их произведений в жизни группы.

Организация выставок, оформление эстетической среды и др.

Центр по развитию продуктивной деятельности дошкольника должен включать в себя изобразительные материалы и оборудования для рисования, лепки, аппликации. Место это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемых задачам , но требованиям красоты. Среда для развития продуктивной свободной деятельности предусматривает использование произведений изобразительного искусства , в том числе и народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Работы детей следует обязательно выставлять, это имеет огромное воспитательное значение, дети увидев свои работы, среди работ других, получают возможность сравнить их, кроме того они, чувствуют себя комфортнее уже и от того, что их работа выставлена среди других.

Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяет закрепить знания умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности. В процессе воспитания большое значение имеет правильное педагогическое руководство детской художественной самостоятельности. Важно, чтобы воспитатель поддерживал стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Лепка.

Предлагать лепку в свободное от занятий время лучшее в средней группе. Для лепки используют глину или пластилин. Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то в свободное от занятий время лучше использовать её. Важно при этом, чтобы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины: не разбрасывать её по столу не ронять на пол. В старших группах можно использовать любой материал, так как это способствует проявления самостоятельности в выборе материала ( крупные предметы лучше лепить из глины, мелкие из пластилина).