Просмотр содержимого документа
«НОД. Знакомство с буквой "М"»
Обучение грамоте : « Звуки (М-М) и буква М м» подготовительная группа. Цель: учить детей выделять первый согласный звук в слове, познакомить с буквой М м, учить подбирать глаголы действия к существительным; ввести условное цветовое обозначение твердых согласных ( синий цвет) и мягких согласных ( зеленый цвет), закрепить обозначение гласных звуков ( красный цвет). Оборудование: картинки со звуками ( М-М»), буквы, цветовые обозначения ( синие, зеленые, красные квадраты), белые листы картона, образец буквы Мм, буквенный домик, прописи, цветные и простые карандаши, солнышко и тучка. Ход: Воспитатель: сегодня я расскажу вам интересную историю про девочку Машу, а вы мне поможете? Жила-была девочка Маша , она любила придумывать разные игры. Проснулась как-то утром Маша и подумала : «Какой первый звук услышу с ним и буду играть целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку ( иллюстрации). Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Как они разговаривали? Дети: корова мычала « Му-у-у!, а кошка отвечала «Мяу!» Воспитатель: какой первый звук в песенке коров? (м), в песенке кошки? (м») . Маша улыбнулась: «Сегодня я играю со звуками ( М-М»)» и побежала на кухню, где мама готовила завтрак: « Ты в моей игре – самая главная!» Почему так сказала Маша? Дети: в слове «мама» два звука (М) в начале и середине слова. Маша вышла в сад , она хотела полюбоваться цветами (разместить цветы).Воспитатель: какие цветы выбрала девочка? Дети: маки, маргаритки. Маша вернулась с букетом маков, а на кухне ее уже ждал завтрак. Воспитатель: как вы думаете, что приготовила мама? Дети: манную кашу и молоко. После завтрака Маша пошла в огород, надо помочь маме приготовить обед . Воспитатель: что Маша сорвала для супа, компота? Дети: морковь, малину. Вернувшись из огорода , Маша увидела, что на столе лежат мясо и макароны, умная девочка догадалась, что мама решила готовить «макароны по - флотски ». Какие звуки слышны в начале слов ( макароны и мясо)? Дети: звуки (м- м »). К обеду приехал папа, увидев дочку сказал: «Я с тобой играю, отгадай загадку : маленький зверек, серенькая шубка ,длинный хвостик, черненькие глазки, остренькие зубки». Воспитатель: а вы отгадали? Дети: мышь. Папа сказал: « А еще я привез тебе игрушку, угадаешь- будет твоя. Бьют его рукой и палкой - никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут». Загадку Маша отгадала сразу, а вы? Дети: мяч. Воспитатель: произнесите звуки ( м-м»)-выкладываю на доске слово (мышь и мяч)., а вы выложите на белом картоне., произнесите слова ( звуки, при произношении которых встречаются преграды во рту называются, как? Дети: согласные. Воспитатель: звуки могут произноситься твердо и мягко, в слове мышь звук произносится ,как? Дети: твердо. Воспитатель: - обозначается синим квадратом. В слове мяч - произноситься, как? Дети: - мягко и обозначается зеленым квадратом. ( Дети добавляют красный квадрат под гласную букву, черный под Ь. Воспитатель: из пары слов выберите и назовите слова, начинающиеся со звука (м»)- мак-мяч, мышка- шишка, масло-мясо, море- мель-иллюстрации. Игра: «Подбери глагол» (к макаронам подобрать глаголы действия (что делали?) Макароны- лежали, варились, рассыпались, жарились. Мышка- бежала, пищала, прыгала. Мальчик - рисовал, ел , спал. А еще я хочу раскрыть вам секрет: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой М ,из каких элементов состоит буква? Дети:- две вертикальные линии, между ними две короткие. Воспитатель: нарисуйте букву сначала пальцами в воздухе, затем в прописях. Давайте выберем нашей синей букве М квартиру и этаж. ( дети находят в буквенном домике 4 этаж (4 ряд снизу) и квартиру №2( вторая клетка слева).