Ход НОД
1.- Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочную страну звуков.
А что такое звуки?
В сказочной стране, звуки живут в разных замках, а каких вы сейчас сами увидите.
- А вот и первый замок (1 слайд, на экране замок красного цвета).
-Как вы думаете, какие звуки живут в этом замке? Почему вы так думаете? (ответы детей)
-Дверь в замок всегда открыта, гласным звукам нет никаких преград, их можно пропеть, протянуть, прокричать.
- А вот и второй замок (слайд 2, на экране синий замок). Какого он цвета? Какие звуки живут в этом замке? Почему вы так думаете?
-А какие звуки живут в этом замке? (слайд 3, зеленый замок) Почему вы так думаете?
-Двери в синий и зеленый замки закрыты. Как вы думаете почему?
(при произношении согласных звуков встречаются преграды: зубы, губы, язык)
-Жители этих замков огорчаются, когда их путают и называют не своими именами. Давайте постараемся называть звуки правильно и никогда их не путать.
Ребята, что вы слышите? (шум леса) Куда же мы с вами попали? (слайд 4, лес) А кто знает, что такое лес? Какие правила безопасного поведения нужно выполнять в лесу?
-Я вам предлагаю узнать, какие звуки живут в слове лес.
(дети интонационно выделяют 1-й (2-й, 3-й) звук, обозначают звуки фишками)
- А теперь проверьте правильность выполнения задания (слайд 5, звуковой анализ)
-Сколько звуков в слове лес?
- Сколько мягких согласных?
-Сколько твердых согласных?
- Сколько гласных?
-Назовите первый звук (второй, третий)
-Назовите гласный звук. После какого звука он стоит?
-Ребята, звук «Е», обозначается буквой «Е».
Этой буквой обозначается мягкость согласных.
«Лена гребнем причесалась,
В нем три зубчика осталось».
-Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,
Самая длинная - сверху вниз, вверху- слева направо.
В середине и внизу- слева направо.
-Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.
- А теперь выложим букву «Е» из палочек.
Характеристика звука «Е».
-Молодцы. Ребята, посмотрите, как я произношу звук «Е».
Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот,голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».
-Попробуйте вы произнести звук «Е».
- А почему в лесу легче дышится чем в городе? Да в лесу больше кислорода. Давайте проведем дыхательную гимнастику.
-Воздух через нос легко вдыхается и животик, словно шарик надувается, выдыхаем, сделав трубочкою рот и сдувается как шарик наш живот
Предлагаю вам поиграть в игру «Кто внимательный»
Мы с вами познакомились со всеми гласными буквами. Скажите сколько их? (гласные буквы выставлены на доске)
- Правильно их десять. Давайте мы их назовем (дети называют буквы)
-Предлагаю вам выложить дорожки. После зеленой фишки положите буквы которые пишутся после мягкого согласного звука, после синей фишки положите буквы которые пишутся после твердого согласного звука. (дети выполняют задание)
-Давайте проверим, правильно ли мы распределили буквы? (проверяем правильность выполнения задания, исправляем ошибки, если они есть)
-Что можно сказать про наши дорожки, какой они длины?
Звуковой анализ слова белка.
Ребята кто в лесу живет. (Звери) К нам в гости пришла гостья- Белка. -Я вам предлагаю узнать, какие звуки живут в слове белка- ей тоже очень интересно будет.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что нового вы сегодня узнали? С какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Какие затруднения испытывали? Что вам больше всего понравилось?