Урок-практикум Нормы литературного языка
Что предполагает нормированность?
- общие правила употребления
- произношения
- образования и написания слов
- изменение слов и сочетание друг с другом
Какие типы норм русского языка вам известны?
- орфографические
- пунктуационные
- акцентологические
- орфоэпические
- лексические и фразеологические
- словообразовательные
- морфологические
- синтаксические
Практическая работа
Задание 1
Аналог, балованный, гербы, гофрированный, еретик, заплесневеть, звонит, искра, исчерпать, красивее, кружева, кухонный, торты, поняла, сливовый, мозаичный, углубить, цепочка, цыган, щавель, запыхался, украинский, ходатайство, тефтели, тефтелька, форзац.
АнАлог, балОванный, гербЫ, гофрирОванный, еретИк, заплЕсневеть, звонИт, Искра, исчЕрпать, красИвее, кружевА, кУхонный, тОрты, понялА, слИвовый, мозаИчный, углубИть, цепОчка, цыгАн, щавЕль, запыхАлся, украИнский, ходАтайство, тЕфтели, тефтЕлька, фОрзац.
Задание 2
. Найти четвёртое лишнее
1) Термин, термос, темп, тент
2) Пресса, корректный, одеколон, термос
3) Нечто, чтобы, что, ни за что
1) Термин , термос, темп, тент
2) Пресса, корректный, одеколон, термос
3) Нечто , чтобы, что, ни за что
Задание 3
Восстановите «рассыпанные» сочетания слов.
Главное слово: провозгласить, играть, разница, вещи, иметь, поднять.
Зависимое слово: роль, большая, тост, бокал, значение, две разные.
Задание 4
Просклоняйте слова, соблюдая морфологические нормы и ставя верно ударения:
Тюль, шампунь, брелок, бутыль, мозоль, дитя
Тюль – тюлем
Шампунь – шампунем
Брелок – брелоки
Бутыль – бутылью
Мозоль – мозолью
Дитя – дитятей
Задание 5
Встреча с 5574 (абитуриент)
С пятью тысячами пятьюстами семьюдесятью четырьмя абитуриентами
Основные качества хорошей речи
- Правильность
- точность
- логичность
- чистота
- выразительность
- богатство
- уместность
- краткость