СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы оценивания ЗУН в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормы оценки знаний, умений и навыков 1-4 классов по русскому языку, математике, окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Нормы оценивания ЗУН в начальной школе»

13




Нормы оценки знаний, умений и навыков

учащихся

1-4-х классов по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов основываются на требованиях учебных программ для начальных классов одиннадцатилетней школы и содержат в себе критерии, с учетом которых оцениваются устные ответы, письменные и практические работы учащихся по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению, труду.

Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся является необходимым условием в работе учителя по преодолению процентомании, по изжитию формализма в оценке результатов его труда и труда учащихся.

В 1-м классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. Во 2-, 3- и 4-м классах выставляются отметки. Аргументированность, объективность и справедливость каждой из них способствуют воспитанию у учащихся положительного отношения к учебному труду и формированию прочных навыков по чтению, письму, счету, культуре речи, труду.

Знания учащихся проверяются с помощью устного опроса и письменных контрольных работ. Письменные контрольные работы по русскому языку и математике проводятся только после достаточной теоретической и практической подготовки учащихся по проверяемой теме.

I. Проверка и оценка навыков чтения

Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе оценки классного и домашнего чтения и разбора текстов учебной книги. Навыки чтения оцениваются в пределах программных требований для каждого класса.

1-й класс

В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-м классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.

Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.

2-й класс

Оценка "5" ставится ученику, если он:

- читает правильно, понимает содержание прочитанного;

- в 1 полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 50-60 слов в минуту, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах;

- правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения;

- умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;

- твердо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

- понимает основное содержание прочитанного;

- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту:

- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова по слогам), со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения;

- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

- разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя:

- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, по слогам (отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словамии предложениями;

- пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

- слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя;

- в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

- во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения, со скоростью менее 30 слов в минуту, допускает при чтении более 6 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

- не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя;

- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.


3 класс

Оценка "5" ставится ученику, если он:

- правильно понимает смысл прочитанного;

- в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 60 слов в минуту;

- во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 70-80 слов в минуту;

- читает текст выразительно; выделяет важные по смыслу слова и соблюдает паузы:

- пересказывает содержание прочитанного подробно и выборочно;

- самостоятельно делит небольшой текст на части и озаглавливает их, передает содержание прочитанного по простейшему плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков из текста;

- твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

- правильно понимает основное содержание прочитанного:

- в I полугодии читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 55 слов в минуту;

- во II полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

- при самостоятельном делении текста на части в нахождении нужных эпизодов рассказа допускает 1-2 неточности, но сам устраняет их;

- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает при этом незначительные неточности (повтор, перестановку и др.).

Оценка "3" ставится ученику, если он:

- смысл текста прочитанного устанавливает с помощью учителя;

- в I полугодии читает текст целыми словами, но с элементами .слогового чтения, монотонно, со скоростью не менее 50 слов в минуту:

- во II полугодии темп чтения не менее 65 слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений в словах;

- не умеет самостоятельно, без наводящих вопросов учителя, последовательно передать содержание прочитанного, делить текст на части и озаглавливать их, допущенные при пересказе речевые ошибки исправляет только с помощью учителя;

- воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

- в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения до 35 слов в минуту;

- во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения до 50 слов в минуту;

- при чтении допускает более 6 ошибок;

- искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части даже при помощи дополнительных вопросов учителя:

- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

4-й класс

Оценка "5" ставится ученику, если он:

- правильно и полностью понимает содержание прочитанного;

- читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произношения;

- в 1 полугодии темп чтения не менее 80 слов в минуту;

- во II полугодии - не менее 90 слов в минуту;

- умеет самостоятельно подготовиться к выразительному чтению и передать с помощью интонации смысл прочитанного текста и свое отношение к его содержанию;.

- умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, выявляет основной смысл прочитанного и формулирует его своими словами;

- самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы;

- твердо знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

- правильно понимает основное содержание прочитанного;

- читает целыми словами, используя основные средства выразительности;

- в 1 полугодии скорость чтения не менее 75 слов в минуту;

- во II полугодии - не менее 90 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

- самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя;

- при составлении полного, краткого и выборочного пересказа допускает незначительные неточности;

- знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

- понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя:

- в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 70 слов в минуту:

- во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 85 слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок;

- передает краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью вопросов учителя;

- воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

- слабо понимает прочитанное;

- в I полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок на замену, пропуск, искажение слогов, слов, темп чтения до 60 слов в минуту;

- во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 75 слов в минуту;

- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает много речевых ошибок;

- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощь вопросов учителя:

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.

Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце 1 и I полугодий.

При оценке самостоятельного внеклассного чтения детских книг младшими школьниками контролируются следующие знания, умения и навыки, которые определе­ны программой для каждого года обучения: знание детских книг и умение выбрать книгу для чтения;

умение прочитать книгу (произведение), понять содержание и воспроизвести прочитанное, опираясь на текст и иллюстрации, привлекая весь читательский опыт, знания и умения


Классы

Четверти

1 четверть

11 четверть

III четверть

IV четверть

1-й




20-25 слов

2-й

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

50-60 слов

3-й

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

70-80 слов

4-й

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

90 слов


II. Проверка и оценка знаний, умение и навыков по грамматике, правописа нию, развитию речи

1. Проверка и оценка устных ответов

Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным раз делам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

3) последовательность изложения;

4) культура речи.

Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, a мостоятельно и правильно применять знг ния при выполнении практических упрах нений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников их устные ответы должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).

Оценка "5" ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распозна­вании в тексте изученных грамматичес­ких категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка "4" ставится, если уче­ник дает ответ, близкий к требова­ниям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлений ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые лег­ко исправляет сам или с неболь­шой помощью учителя."

Оценка "3" ставится, если уче­ник в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошиб­ки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые ис-. правляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке пра­вил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предло­жений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теорети­ческих положений, которые к моменту про­верки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространен­ными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить их на практике.

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в оз­накомительном плане, не оцениваются.

2. Проверка и оценка письменных работ


В 1-м классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включаю­щих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печат­ного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов.

В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамма­тическим заданием (полным или частич­ным разборами слов и предложений), ;за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

Со 2-го класса появляется также необходимость в проведении и оценке спе­циальных упражнений по каллиграфии. Они проводятся с целью проверки качества письма с позиций его соответствия каллиграфическим требованиям, основными из которых являются правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение одинако­вой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

По мере необходимости могут быть выставлены следующие оценки.

Оценка "5" ставится, если письмо соответствует основным требованиям каллигра­фии. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Оценка "4" ставится, если в письме имеются одно из существенных отклонений от нормы (несоблюдение наклона, равно­го расстояния между буквами, словами) и

1-2 негрубых недочета.

Оценка "3" ставится, если в письме имеются 2-3 существенных недочета (не­соблюдение наклона, нечеткое написание отдельных букв, несоблюдение пропорций букв по высоте, ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.

Оценка "2" ставится, если в целом письмо не соответствует многим из перечисленных выше требований.

К числу отдельных негрубых недочетов относятся:

1) частичные искажения формы букв (угловатость букв, легкий изгиб некоторых штри­ хов, петельных элементов, овалов и др.);

2) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

3) наличие нерациональных соедине­ний, не искажающих формы букв;

4) выход за линию рабочей строки (вер­хнюю, нижнюю), недописывание до нее;

5) крупное или мелкое письмо;

6) отдельные случаи нарушения накло­на; равного расстояния между буквами и словами.

При проверке следует словесно поощрять учащихся, которые могут соблюдать каллиграфические требования при доста­точно скором письме. В случае наличия грубых недочетов, вызванных индивидуальными особенностями организма ученика, следует выставлять удовлетворитель­ную оценку.

Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.

Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее зна­чительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и. как пра­вило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итого­вых работ не должно превышать следующие нормы (см. табл. 1)


Таблица 1

Виды контрольных работ

Классы

1-й

2-й

3-й

4-й

1 полу­годие

11 полу­годие

1 полу­годие

11 полу­годие

1 полу­годие

II полу­годие

I полу­годие

II полу­годие

Диктанты (с грамматическ

им заданием)

-

1

4

5

5

4

4

6

Списывание текста

-

2

2

2

1

2

1

1

Изложение

-

-

-

1

-

1

1

1

Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся по мере необходимости



Для диктантов (списывания) целесооразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспита­тельный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ра­нее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (1-4-е классы) встречаются слова или знаки препинания на прави­ла, которые не изучаются в данном клас­се, они записываются на доске или четко проговариваются учителем.

Объем диктанта и текста для списыва­ния должен быть следующим.

В конце года - текст из 15 слов для дик­танта, текст из 15 слов для списывания.

Во 2-4-х классах объем диктанта и тек­ста для списывания должен быть таким (см. табл.2).

Таблица 2

Классы

Изложение Сочинение
Четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1-й

-

-

-

-

-

-

-

-

2-й

2

1

2

2

1

2

2

3

3-й

2

2

3

3

2

2

3

2

4-й

2

3

3

2

2

2

2

2



На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические зада­ния, отводится 35-40 минут во 2-4-х клас­сах, 25-30 минут в 1-м классе.

В 1-м классе используется только сло­весная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требова­ниям программы. Работа может быть при­знана удовлетворительной, если количе­ство недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.

При оценке диктанта во 2-4-м классах следует руководствоваться следующими критериями.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буква­ми и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а так­же одно исправление (вставка пропущен­ной буквы, исправление неточно написан­ной буквы и т.п.).

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической , и 2 пунктуационных ошибок. Работа выпол­нена аккуратно, но имеются незначитель­ные отклонения от норм каллиграфии. До­пускается дополнительно по одному ис­правлению любого характера.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следую­щих возможных вариантах: а) 3 орфографи­ческие и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одно­му исправлению любого характера.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фо-нетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьез­ных отклонений от норм каллиграфии.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в спи­сывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

При списывании

Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно;

Оценка "4" -1 ошибка или 1 исправление;

Оценка "3"- 2 ошибка или 1 исправление;

Оценка "2"- 3 ошибки.

Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изучен­ным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамма­тического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грам­матического задания рекомендуется руководствоваться сле­дующим.

Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если уче­ник обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правиль­но выполнил не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного мате­риала, не справился с большинством грамматических заданий.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их со­держание составляют слова, написание ко­торых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого клас­са). Объем словарных диктантов для 2-го класса - от 8 до 10 слов, для 3-го клас­са - от 10 до 15 слов, для 4-го класса -от 12 до 20 слов.

Оценки за словарный диктант во 2-4-х классах выставляются в соответствии со следующими нормами.

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы.

Оценка "4" ставится, если допущены

1-2 ошибка, 1 исправление.

Оценка "3" ставится, если допущены

3-4 ошибки, 1 исправление.

Оценка "2" ставится, если допущено от 5 до 7 ошибок.

Во 2-4-х классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-12 дней.

В течение учебного года общее количе­ство творческих работ должно быть при­мерно следующим (см. табл. 4).

Таблица 4

Оценки

Допустимое количество ошибок

во 2-м классе

в 3-м классе

в 4-м классе

•5"

Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера

Нет ошибок или 1 негрубая

Нет ошибок или 1 негрубая

"4"

1-2 ошибки и 1 исправление + 2 пунктуационных

1-2 ошибка и 1 исправление + 2 пунктуационных

1-2 ошибка и 1 исправление+2 пунктуационные или 1 орфографическая и 3 пунктуационные

«3»

3-4 ошибки и 1 исправление + 4 пунктуационных

Или 5 орфографических

3-4 ошибки и 1 исправление + 4 пунктуационных

Или 5 орфографических

3-4 ошибки и 1 исправление + 4 пунктуационных

Или 5 орфографических

"2"

Более 5 ошибок

Более 5 ошибок

Более 5 ошибок


В качестве контрольных проводятся:

одно изложение в конце 2-3-го классов и два изложения в 4-м классе.

Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов. Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 3-м классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направлен­ность и быть доступными детям.

Примерный объем сочинений в 3-4-м классах - от 0,5 до 1 страницы; это при­мерно 9-10 предложений (50-60 слов) в 3-м классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в 4-м классе.

При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опы­ту и интересам детей, доступность содер­жания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно пол­ное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в со­чинениях). речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

При проверке обучающих творческих работ во 2-3-м классах неудовлетворительная оценка в журнал не выставляется.В других случаях выводится одна общая оцен­ка с учетом всех критериев, указанных выше. В 4-м классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообра­зие лексического, синтаксического и рече­вого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками:

одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения),' внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудач­ный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправдан­ное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие.

Оценка "5" ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение автор­ского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря;

правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.

За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных2 ошибок. Допус­кается 1-2 исправления.

Оценка "4" ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (ис­ходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточ­ности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуацион­ной ошибки, 1-2 исправлений.

Оценка "3" ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе до­пущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), откло­нения от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден сло­варь, имеются речевые неточности. В це­лом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и. построении текста.

За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка "2" ставится по содержанию и речевому оформлению: если работа не со­ответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) тек­ста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность: если допущены 6 и более орфографических и 3-4 пунктуацион­ные ошибки, более 3-5 исправлений.

3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамот­ности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно из­лагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русско­му языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту ее выставле­ния, а не выводиться как средняя оценка из всех.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых пись­менных работ.

Содержание материала, усвоение кото­рого проверяется и оценивается, опреде­ляется программой по математике для че­тырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.

При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

1-й класс

В 1-м классе четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная сис­тема оценок не используется. При обучении шестилетних детей их успехи опреде ляются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями,навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ре­бенка в 1-м классе дается в словесной форме и должна носить преимуществен­но характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все за­мечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.

Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число уча­щихся должны получать оценку своей ра­боты, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.

Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Письменную работу учащихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу ее выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.

В течение учебного года учитель ведет систематический учет усвоения основных вопросов курса математики каждым учени­ком, выбирая форму учета по своему усмотрению.

По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2-й класс. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоя­нию здоровья. Вопрос о возможности про­должения обучения таких учащихся во 2-м классе решается медицинской комиссией.

2-4-й классы

Во всех классах начиная со 2-го действу­ет пятибалльная система оценок, и учитель руководствуется следующими нормами оце­нок знаний, умений и навыков учащихся.

I. Оценка устных ответов Оценка "5" ставится ученику, если он:

- при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;

- производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведенные вычисления;

- умеет самостоятельно решить задачу (составить план, объяснить ход решения, точно сформулировать ответ на вопрос задачи);

- правильно выполняет задания прак­тического характера.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требова­ниям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.

Таблица 4

Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более по­ловины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.

II. Письменная проверка знаний, умений и навыков

Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы. Объем контрольной работы трех пер­вые видов должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось в I полугодии 2-го класса до 20 минут, во II полугодии до 35 минут, в I и II полугодиях 3-го и 4-го классов - до 40 минут, причем за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и про­верить ее.

А. Письменная работа, содержащая только примеры

При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычис­лительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных на­выков учащихся, ставятся следующие от­метки.

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если в работе до­пущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок.

Б. Письменная работа, содержащая только задачи

При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2 или 3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки.

Оценка "5" ставится, если все задачи решены без ошибок.

Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если допущена хотя бы одна ошибка в ходе решения за­дачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

Оценка "2" ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущены одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

В. Письменная комбинированная работа

Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, уме­ний и навыков учащихся по всему материалу темы, четверти, полугодия, всего учеб­ного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (за­дания по нумерации чисел, на сравнение чисел, на порядок действий и др.). Ошибки, допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.

1. При оценке письменной комбиниро­ванной работы, состоящей из одной зада­чи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если в работе до­пущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислитель ные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.

Оценка "2" ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

2. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из двух задач и примеров, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если в работе до­пущена ошибка в ходе решения одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3-4 вы­числительные ошибки при отсутствии оши­бок в ходе решения задач.

Оценка "2" ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач, или допущены ошибка в ходе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.

Примечание. Наличие в работе недочетов вида: неправильное списывание дан­ных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании матема­тических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведет к снижению оценки на один балл, но не ниже "З".

Г. Математический диктант

При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметичес­ких действий, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка "3" ставится, если выполнена неверно 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка "2" ставится, если выполнена неверно 1/2 часть примеров от их общего числа.


III. Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике во 2-4-х классах оцениваются одним баллом.

2. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты системати­ческих наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических зна­ний ученика, так и овладение практичес­кими умениями и навыками. Однако уче­нику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетво­рительные, хотя его устные ответы оцени­вались положительно.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

При устных ответах оценка "5" ставится ученику, уели он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах програм­мы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, дает полные ответы на поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требова­ниям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочеты ученик легко исправляет сам.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в при­роде, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотрен­ные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и че­ловеком, но может с помощью учителя ис­править перечисленные недочеты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

В 1-м классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а дается сло­весная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше.

Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдель­ные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт. определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.

1. Выполнение изделия в целом

Оценка "5" выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается уме­ние выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблю­дение порядка на рабочем месте в тече­ние всего урока).

Оценка "4" выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправле­ние без нарушения конструкции изделия.

Оценка "3" выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оцени­вается, оно подлежит исправлению, переделке.

За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащим­ся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут

быть проверкой усвоения отдельных опе­раций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда.)

2. Отдельные технологические операции

Оценка "5" выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков;

точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-деко­ративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстри­ровать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы).

Оценка "4" выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем ме­сте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учи­теля (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й класс).

Оценка "3" выставляется, если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (2-й класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логичес­кие ошибки (3-й класс), при самостоятель­ном составлении плана работы изготовле­ния изделий допустил 2 логические ошиб­ки (4-й класс).

Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учет усвоения программных требований каждым ребенком. Примерная схема учета программных знаний и умений для

1-го класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для

2-4-х классов.

Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и на­блюдения за учащимися. В план урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 веников - умения правильно и точно резать по линиям разметки, у следующих 3-4 учеников - умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда.

Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учи­тель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков.

Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке.

Таким образом, за урок учитель выстав­ляет несколько, оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения.