Нормы оценок в начальной школе
Русский язык
Диктант
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно два исправления орфографического характера уч-ся).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, допущена одна негрубая ошибка.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 и более орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов, если искажает смысл предложения;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Списывание текста
«5» – ставится за безошибочное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 2 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«3» – ставится, если в работе 3 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«2» – ставится, если в работе 4 ошибки (2 - 4кл.);
«1» – ставится, если в работе более 4 ошибок (2 - 4 кл.).
Словарный диктант
(оценивается строже контрольного диктанта).
Количество слов для словарного диктанта. 1 класс – 7 – 8 слов; 2 класс – 10 – 12 слов; 3 класс – 12 – 15 слов; 4 класс – до 20 слов.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 12 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок;
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (2 – 4 кл.).
Проверочные работы и тесты
«5» – 100%-90%
«4» – 89%-70%
«3» – 69%-50%
«2» – 49%-30%
«1» – менее 30%
Математика
Контрольная работа. Примеры. Задачи.
«5» – 100%-90%
«4» – 89%-70%
«3» – 69%-50%
«2» – 49%-30%
«1» – менее 30%
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
Особенности контроля и оценки по чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов.
Чтение наизусть
«5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
«4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Правильная постановка логического ударения;
Соблюдение пауз;
Правильный выбор темпа;
Соблюдение нужной интонации;
Безошибочное чтение.
«5» – выполнены правильно все требования
«4» – не соблюдены 1-2 требования
«3» – допущены ошибки по трем требованиям
«2» – допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Пересказ
«5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
«3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«2» – не может передать содержание прочитанного.
Тестовая работа
«5» – 100%-90%
«4» – 89%-70%
«3» – 69%-50%
«2» – 49%-30%
«1» – менее 30%
Особенности организации контроля по окружающему миру
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: тестовых заданий.
Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Тестовая работа
«5» – 100%-90%
«4» –89%-70%
«3» – 69%-50%
«2» – 49%-30%
«1» – менее 30%
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству
«5» – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» – учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» – учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Критерии и нормы оценок обучающихся по технологии
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого
ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Нормы оценок выполнения обучающимися практических работ:
«5» – ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4» – ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3» – ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2» – ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.