СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена теория и практика по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа»

Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Повторение изученного  Самостоятельная работа Выполнить словообразовательный разбор существительных . Предыстория, пригород, снотворное, приёмная (директора), царь-колокол, подснежник, смелость, лежебока, повтор.

Повторение изученного Самостоятельная работа

  • Выполнить словообразовательный разбор существительных .
  • Предыстория, пригород, снотворное, приёмная (директора), царь-колокол, подснежник, смелость, лежебока, повтор.
1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я:  в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос – голос а .  Исключения:    м е сяц - месяцы. 2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и:  апт е карь - аптекар и , библиот е карь - библиотекар и , компь ю тер – компьютер ы . 3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и:  актёр - актёр ы , режиссёр - режиссёр ы , дирижёр - дирижёр ы  и др.  
  • 1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я:  в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос – голос а .  Исключения:    м е сяц - месяцы.
  • 2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и:  апт е карь - аптекар и , библиот е карь - библиотекар и , компь ю тер – компьютер ы .
  • 3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и:  актёр - актёр ы , режиссёр - режиссёр ы , дирижёр - дирижёр ы  и др.  
Различие в значении слов В ряде случаев окончания -ы и -а служат для различения смысла слова: образ ы  (художественные) - образ а  (иконы); провод ы  (при отъезде) - провод а  (электрические); цвет ы  (растения) - цвет а  (окраска); пропуск и  (недосмотры) - пропуск а  (документы); пояс ы  (географические) - пояс а  (одежды) и др.

Различие в значении слов

  • В ряде случаев окончания -ы и -а служат для различения смысла слова:
  • образ ы  (художественные) - образ а  (иконы);
  • провод ы  (при отъезде) - провод а  (электрические);
  • цвет ы  (растения) - цвет а  (окраска);
  • пропуск и  (недосмотры) - пропуск а  (документы);
  • пояс ы  (географические) - пояс а  (одежды) и др.
Запиши слова в форме множественного числа именительного падежа, выдели окончание.   Инженер- инспектор- месяц- прожектор- редактор- окорок- сорт- редактор- тополь- фельдшер- Шофёр- жонглёр- тенор- сторож- катер- якорь- повар- погреб доктор- терем- корректор-

Запиши слова в форме множественного числа именительного падежа, выдели окончание.

  • Инженер-
  • инспектор-
  • месяц-
  • прожектор-
  • редактор-
  • окорок-
  • сорт-
  • редактор-
  • тополь-
  • фельдшер-
  • Шофёр-
  • жонглёр-
  • тенор-
  • сторож-
  • катер-
  • якорь-
  • повар-
  • погреб
  • доктор-
  • терем-
  • корректор-
Задание С любыми тремя записанными словами составить предложения, выполнить синтаксический разбор .

Задание

  • С любыми тремя записанными словами составить предложения, выполнить синтаксический разбор .
Прочитайте текст, Выпишите существительные, выделите в них окончания. Укажите число и падеж. О б р а з е ц. На пол ях (мн. ч., П. п.). Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стёклах окон? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи? И не верится, что картины эти писали морозы и снежные вьюги, а не руки искусных мастериц.
  • Прочитайте текст, Выпишите существительные, выделите в них окончания. Укажите число и падеж.
  • О б р а з е ц. На пол ях (мн. ч., П. п.).
  • Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стёклах окон? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи? И не верится, что картины эти писали морозы и снежные вьюги, а не руки искусных мастериц.