СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Носовой сигматизм, способы его устранения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Носовой сигматизм, способы его устранения"

Просмотр содержимого документа
«"Носовой сигматизм, способы его устранения"»




ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА»












Доклад

на тему

«Носовой сигматизм

и способы его устранения»



Подготовила:

Масалитина О.В.

учитель-логопед












г. Донецк, 2017

Сигматизм (Sigmatismus) - обозначает весьма распространенный вид расстройства речи, заключающийся в неправильном произношении звуков с и ш. Расстройство это обусловливается неправильным положением языка по отношению к губам при образовании звука с и его сочетаний с другими звуками.

Недостатки произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ.

Наиболее распространены следующие недостатки произношения свистящих звуков:

1. Межзубный сигматизм — при произнесении свистящих звуков кончик языка просовывается между резцами;

2. Призубный сигматизм — передний край языка закрывает щель между резцами, что затрудняет выход воздушной струи;

3. Шипящий сигматизм — кончик языка несколько оттянут от зубов, вследствие чего слышится мягкий шипящий звук;

4. Боковой сигматизм — струя воздуха проходит между боковыми краями языка и коренными зубами с обеих сторон или с одной стороны.

Встречаются также губно-зубной сигматизм — в артикуляции звука, помимо языка, принимает участие нижняя губа, которая сближается с верхними резцами; носовой сигматизм — струя воздуха проходит в нос через щель, образуемую мягким нёбом и задней стенкой глотки.

Недостатки произношения шипящих звуков аналогичны многим указанным недостаткам произношения свистящих звуков. Встречается межзубное, призубное, боковое, носовое произношение шипящих звуков.

Распространенным является губно-зубное произношение ш и ж, при котором по своему звучанию они напоминают соответственно согласные ф и в.

Сигматизм может возникнуть при вполне нормальном строении и достаточной подвижности речевых органов как проявление общего недоразвития речи или недоразвития фонетической ее стороны.

Однако нередко возникновению сигматизма способствуют аномалии строения и моторики речевых органов, в частности зубов, дефекты прикуса, нёбная щель, чрезмерная величина языка, недостаточная его подвижность и т. д.

Логопедические занятия в большинстве случаев помогают преодолеть сигматизм. При аномалиях в строении речевых органов иногда необходима медицинская помощь в виде операции, регуляции зубов и протезирования.

Носовой сигматизм

При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение "Фокусник"); отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными.

Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Коррекция. Для устранения полезно применять такой способ - педагог произносит с, з, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка. Ребенок повторяет.

Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами. Затем перевести язык в зазубное положение.

Можно длительно произносить ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию ф и х).

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.