СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Носовой сигматизм, способы его устранения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Носовой сигматизм

Просмотр содержимого документа
«"Носовой сигматизм, способы его устранения"»

Носовой сигматизм, способы его устранения. Учитель-логопед МДОУ№180 Масалитина О.В

Носовой сигматизм, способы его устранения.

Учитель-логопед

МДОУ№180

Масалитина О.В

Виды сигматизмов  Шипящий сигматизм  Боковой сигматизм Призубный сигматизм Губно-губной сигматизм Носовой сигматизм Межзубный сигматизм Свистящий сигматизм

Виды сигматизмов

  • Шипящий сигматизм
  • Боковой сигматизм
  • Призубный сигматизм
  • Губно-губной сигматизм
  • Носовой сигматизм
  • Межзубный сигматизм
  • Свистящий сигматизм
Рассмотрим подробнее Сигматизм  -это расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков с и ш (с’, з-з’, ц, ж, ч).

Рассмотрим подробнее

  • Сигматизм  -это расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков с и ш (с’, з-з’, ц, ж, ч).
     Носовой сигматизм При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Носовой сигматизм

При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение

Подготовительный этап коррекционной работы.

  • С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение "Фокусник"); отрабатываются звуки т и с.
Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш. Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.
  • Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.
  • Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.
  • После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Интересна методика коррекции носового сигматизма .

Его неврологической основой является парез языкоглоточного.

IX пары черепно-мозговых нервов. В результате пареза затруднено образование качественного небноглоточного затвора, из-за чего наблюдается утечка воздуха через нос. Голос приобретает назальный оттенок. Для устранения этого дефекта необходимо подобрать упражнения, активизирующие мягкое нёбо, укрепляющие мышцы задней стенки глотки, способствующие наращиванию валика Пассаванта.

Наиболее эффективны такие упражнения , как сухое заглатывание, глотание пищи маленькими дозами, позевывание, покашливание, пение мелодий знакомых песен на гласные [а-а-а]. Великолепным массажером для мягкого неба являются всевозможные полоскания «тяжелой» жидкостью: киселем, соком с мякотью.

Таким образом , при носовом сигматизме комплекс упражнений в первую очередь должен быть направлен на формирование качественного небноглоточного затвора. В остальном необходимо учитывать знания коррекции звукопроизношения при ринолалии: последовательность постановки звуков будет зависеть не только от компенсаторных возможностей ребенка, но и от степени активизации мягкого неба. Учитывая это, в первую очередь при носовом сигматизме лучше автоматизировать звуки в обратных слогах и с мягкими фонемами. Эти нюансы делают нашу работу более эффективной, результативной и сокращают сроки.

Работа с ребенком- в схеме

Работа с ребенком- в схеме