Тема урока: « Новая экономическая политика ».
Предмет: История
Класс: 11
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический
Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия.
Цели:
Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа;
-продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно – следственные связи;
развивать навыки грамотной устной речи.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.
Разминка. Блиц - опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».
1.1904-1905гг 27 февраля 1917 25 октября 1917 1914-1918гг 1918-1920гг 1905-1907гг
2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир, «военный коммунизм».
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».
Вопрос к классу: Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве? Основное содержание этой политики.
Учащийся отвечает у доски. Одноклассники уточняют ответ товарища и делают вывод о результатах применения этой политики.
Работа с учебником. (вопрос классу) Экономическое и политическое положение России к началу 20-х годов.
За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.
- к 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн. человек;
- промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века;
- резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня;
- растет детская беспризорность. Это явление приобретало угрожающие масштабы.
Народ был измучен.
Учитель делает вывод.
4года 1 мировой войны по общему уровню страна отброшена на десятилетия
назад:
Революция по добыче угля – к концу 19 века,
Гражданская война чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г
Интервенция сахара- в 45 раз меньше довоенного периода,
транспорт- прекратилось движение на 30 дорож.линиях
с\х продукция – уменьшилась в 2 раза
Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис, который представлял угрозу существованию Советской власти. Как из него выйти?
Тема урока « Новая экономическая политика».
План:
1. Причины введения НЭПа.
2.Суть и основные мероприятия НЭПа.
3.Итоги и значение НЭПа.
4.Противоречия НЭПа.
К концу урока мы должны выяснить, чем отличалась новая экономическая политика от политики « военного коммунизма».
1.Учитель: Из моего рассказа самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭП.
1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий
3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).
События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров.
Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.
В стране кризис.
Предположите пути выхода из него. (Составляется схема)
1.Продолжение политики «военного коммунизма» , т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.
Последствия - еще большая вооруженная борьба со стороны населения.
2.Полное удовлетворение требований мятежников
Последствия - оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии
3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.
Вывод:
Ленин не без колебаний выбирает третий путь
. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года. На Х съезде РКП (б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу)
I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы). Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)
Причины перехода к НЭПу:
Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Цели НЭПА:
-снять социальную напряженность,
-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
3.Содержание НЭПА.
Работая с текстом учебника и документами ( « Из доклада В. И. Ленина « Новая экономическая политика и задачи политпросветов» от 17 октября 1921 года « Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики» и « Постановление X съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности» от 28 декабря 1921 года.). Учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
меры в области сельского хозяйства;
меры в области промышленного производства;
меры в области товарно - денежных отношений;
меры в области трудовых отношений;
Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)
Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)
Вопросы для сравнения | «Военный коммунизм» | НЭП |
1.Меры в области с/х. | Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. | Продналог |
2.Меры в области промышленного производства | Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. | Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда. |
3. Меры в области товарно-денежных отношений. | Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. | Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа. |
4.Меры в области трудовых отношений. | Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. | Свободный наем рабочей силы |
5. Основная экономическая задача. | Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. | Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства |
6. Основная политическая задача. | Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. | Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков |
Характерные черты НЭПа
НЭП | «Военный коммунизм» |
1.Рыночные отношения. | 1.Бестоварное производство. |
2. Многообразие собственности. | 2. Государственная собственность. |
3. Экономическая свобода. | 3. Принуждение к труду. |
4. Рыночная экономика. | 4. Командно – административная система. |
4.Итоги Нэпа ( по тексту учебника)
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
В то же время:
1) не хватало промышленных товаров;
2) рост цен;
3) безработица;
4) перенаселение городов;
5) изменение соцструктуры;
6) бюрократизация;
7) отсутствие иностранных инвестиций.
Учитель:
После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.
Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.
В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.
1926 – 1929 гг. – этап свертывания НЭПа. Государство стало душить частный сектор налогами, юридическими ограничениями и вкладывать большие средства в развитие государственного сектора. Одной из причин свертывания НЭПа называют также политическую борьбу в партийном руководстве.
В условиях капиталистического окружения разница в индустриальном облике СССР и капиталистических стран стала дополнительным аргументом в пользу сторонников ускоренной индустриализации страны, способной в случае военного противостояния достойно ответить на вызов противников.
IV. Закрепление изученного материала.
Тест.
1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г
2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?
А) упрочить свою власть;
Б) предоставить свободу политической оппозиции;
В) гарантировать свободное развитие личности;
Г) преодолеть экономический кризис;
Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;
Е) вернуться к рыночной экономике;
Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;
З) продолжать «мировую революцию»;
И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.
Ответ: А), Г), Д), И).
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
параграф;
задание: « Представьте, что вы оказались на собрании заводской ячейки РКП(б) в начальный период НЭПа. Подготовьте тезисы выступлений сторонников и противников НЭПа».