СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новаторство драматургии А. П. Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новаторство драматургии А. П. Чехова.»

Новаторство драматургии А. П. Чехова.


Пьесы Чехова произвели подлинный переворот в театральном мышлении своего времени. Его вступление в сферу драматургии обозначило новую точку отсчета в истории русской художественной культуры.

Прежде всего в том, что он вернул драму к самой жизни. Современникам недаром казалось, что он попросту предложил для сцены кратко написанные большие романы. Его пьесы поражали непривычной повествовательностью, реалистической обстоятельностью своей манеры. Эта манера не была случайна. Чехов был убежден, что драма не может быть достоянием лишь выдающихся, исключительных личностей, плацдармом только грандиозных событий. Он хотел открыть драматизм самой обыкновенной каждодневной действительности. Вот ради того, чтобы дать доступ драматизму повседневности, Чехову и пришлось порушить все устаревшие, крепко укоренившиеся драматургические каноны.

Писал пьесы, в которых было схвачено естественное течение будничной жизни, как будто начисто лишенное ярких событий, сильных характеров, острых конфликтов. Но под верхним слоем обыденности, в непредвзятой, словно бы случайно зачерпнутой повседневности он обнаруживал неожиданный драматизм, "слагающий их счастье и разбивающий их жизни".

Глубоко скрытый в подводном течении жизни драматизм повседневности был первым важнейшим открытием писателя. Открытие это потребовало пересмотра прежней концепции характеров, соотношения героя и среды, иного построения сюжета и конфликта, другой функции событий, ломки привычных представлений о драматическом действии, его завязке, кульминации и развязке, о назначении слова и молчания, жеста и взгляда. Словом, вся драматургическая структура сверху донизу подверглась полному пересозданию.
    Чехов высмеивал власть обыденщины над человеком, показывал, как в пошлой среде мельчает, искажается любое человеческое чувство, как торжественный ритуал (похороны, свадьба, юбилей) превращается в абсурд, как будни убивают праздники. Обнаруживая пошлость в каждой клеточке быта, Чехов соединял веселую издевку с добрым юмором. Он смеялся над человеческой несуразностью, но смехом не убивал самого человека. В мирных буднях он видел не только угрозу, но и защиту, ценил житейский уют, тепло очага, спасительную силу земного притяжения.

Чеховская драма – это синтез символического и реалистического. Основные принципы Чеховской драмы:

- предметом исследования становится повседневный быт,

- отказ от моногероя, нет главных или второстепенных персонажей, каждый герой в опр. момент становится центральным,

- нет традиционного события или конфликта, из которого вырастает действие,

- сюжет восходит к новеллам-прозрениям,

- главный источник драм. действия – ожидание события, чаще этим событием становится счастье, которое так и не наступает.

Смысл произведения выражается в подтексте (подводном течении). Суть подтекста, что за неподвижными деталями скрывается внутренний поток эмоций. Ч. создает новый жанр – трагикомедию, где комическое и трагическое невозможно отделить друг от друга.

Нет у Чехова и привычного для драматургии деления действующих лиц на положительных и отрицательных. Отличаются пьесы Чехова и своей интеллектуальностью: в них мало действия и много высказываний, выражающих мысли, взгляды, настроения действующих лиц. Само действие часто прерывается эпизодами и деталями, не имеющими никакого отношения к сюжету.

Эти особенности пьес Чехова в полной мере проявились в “Чайке” (1895 г.), “Дяде Ване” (1897 г.), “Трех сестрах” (1901 г.), “Вишневом саде” (1903 г.), положивших начало новому этапу в развитии мирового драматургического искусства.

На примере последней чеховской пьесы «Вишневый сад» отчетливо видно, в чем состоит новаторство чеховского театра. Преобладающее в современной Чехову культуре ощущение раздробленности, фрагментарности бытия получает на сцене вполне наглядное формальное воплощение: в пьесе нет единого сюжетообразующего события, нет единого конфликта. В сюжете преобладают «центробежные» силы, а не «центростремительные», как в традиционных драматических сюжетах. Формальный толчок к развитию сюжета — конфликт Гаева и Раневской с Лопахиным (по поводу продажи вишневого сада). Но по ходу действия становится очевиден мнимый характер этого конфликта.

Продажа вишневого сада — сюжетный элемент, не связывающий, а наоборот, отделяющий линии героев друг от друга. Героев нельзя разделить на положительных и отрицательных, и даже на безусловно главных и второстепенных. У каждого из них своя жизненная драма (трагикомедия), свои проблемы, свой «сюжет в сюжете», по-особому связанный с вишневым садом. Первое время на сцене как бы «ничего не происходит»: создается ощущение «бессобытийности». Основная суета вокруг вишневого сада начинается не сразу. Главным сюжетообразующим элементом является не какое-нибудь событие, не сама интрига, а мысль автора, выраженная в подтексте, на уровне «подводных течений».

В персонажах комедии воплощаются социальные типы современной Чехову России: поместное дворянство, молодая буржуазия, разночинная интеллигенция, студенты, ищущие свой путь, дети дворян, прислуга. Один из уровней конфликта — социально-исторический. Сад — символ России, Раневская и Гаев — ее прошлое (сад — дворянское гнездо), Лопахин — настоящее, молодые люди (Петя, Аня) — неопределенное будущее.

В «Вишневом саде» за «комедией» скрывается социально-философская драма. В то же время, очевидно, что социально-исторический конфликт и конфликт поколений не являются главным содержанием комедии, это скорее фон, на котором развивается основной конфликт — трагедия несостоявшихся судеб героев.

Следует отметить, что традиционность Чехова-драматурга заключается в углубленном внимании к человеческому характеру, исследованию проблемы одиночества личности, ощущения неустроенности и ненужности в современном мире, несбыточности надежд. Новаторство же драматурга проявилось в символическом углублении этих тем и мотивов, введении персонажей иного качества, чем в драмах реалистических, в стремлении к реальному отображению жизни. Важными чертами являются наличие лиризма в пьесах, разрушение понятий временного и действенного единства. Для драматургии Чехова характерным является углубление философской направленности.

В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. В «Вишневом саде» в небольшой временной отрезок (май — октябрь) вместилась вся жизнь героев, их память о прошлом, настоящее и будущее, вместилось и движение исторической жизни от предреформенной поры до конца XIX века.

Джон Бойнтон Пристли в своем эссе «Антон Чехов» пишет о пьесе «Вишневый сад», что «она о времени, о переменах, о безрассудстве, и сожалениях, и ускользающем счастье, и надежде на будущее». В этой пьесе Прошлое, Настоящее и Будущее будто собрались в одном месте, в одно время и застали человека в неспособности абстрагироваться от суетного, внешнего, которое поглотило глубину их личности, разрушило ее цельность.

Он писал о том, как мучительно может быть для нормального человека сознание собственного богатства, о зреющем в человеческой душе протесте не только против социального гнета, но против мирного благополучия традиционного мещанского счастья. О непонимании людьми друг друга, об условиях, в которых процветает грех убийства человека человеком. О любви, преображающей человека, делающей из «скромной фигурки» фигуру значительную и о многом другом...