СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новгородское вече

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для коррекционных школ 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Новгородское вече»

Новгородское вече

Цель: дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с вечевым строем боярско – купеческой республики;

  • разъяснить следующие понятия: «боярская республика», «вече», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ».

Коррекционно – развивающие:

  • способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала;

  • закреплять умения самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся уважение к труду новгородцев, восхищение их смелостью и упорством.

Основные знания: Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ.

Основные термины и понятия: Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика.

Оборудование и материалы: картина А. Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок

Начинаем мы опять по истории шагать

Здравствуйте ребята!

На свое место сядет тот ученик, который ответит на мои вопросы:

1.Какое сегодня число?

2. День недели?

3. Время года?

4. Какой по счету урок?

5. Какой год?

6. В каком веке мы живем?

7. Какой век изучаем?






Отвечают на вопросы, занимают свои рабочие места.



Повторение пройденного материала

1.Какие темы мы изучали о Новгороде?

- Мы начали изучать Великий Новгород. Как вы уже знаете, новгородская земля была одним из первых княжеств, открыто порвавших с Киевом и не признавших власть Киевского князя. Она была самой большой и богатой из всех русских земель. Для того чтобы вспомнить изученный материал, давайте с вами решим кроссворд.


1.Н

о

в

г

о

р

о

д

2.О

х

о

т

а


3.В

о

л

х

о

в


4.т

о

р

Г

о

в

а

я



5.с

О

ф

и

й

с

к

и

й

6.п

Р

и

с

т

а

н

ь


7.п

О

ш

л

и

н

а



8.м

е

Д


1.Столица Новгородской земли

2. Один из видов занятий новгородцев

3.Река, которая протекала в центре Новгородских земель

4. Как называлась часть города, где находились дома купцов, амбары для хранения товаров.

5. Главный новгородский храм

6. Место на реке где останавливались корабли

7. Налог, который платили иноземные купцы за право торговать.

8. Один из видов товара, которые вывозили за границу.

- А теперь давайте вспомним, как называется период Руси с XII-XIII в.?

- Назовите, на какие княжества распалась Русь? (стр. 188)

- Как управлялось каждое княжество?

Дают ответ








Решают кроссворд























Дают ответ


Дают ответ


Дают ответ

Актуализация знаний, объявление новой темы

Управление Новгорода отличалось от управления других городов. Как мы выяснили раньше, в каждом княжестве был главным князь, и ему подчинялись все жители, от его решений зависела жизнь всех людей. В Новгороде было все иначе. А как именно мы узнаем сегодня на уроке. Записываем число и тему урока: «Новгородское вече»








Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

На вече всех новгородцев собирал вечевой колокол. Торговая площадь вмиг превращалась в собрание. Там стояли крики и шум. Вспомним, что в Киеве власть передавалась от отца к сыну. А в Новгороде все по-другому. Князя приглашали для защиты города с дружиной из других земель. Ведали всеми делами богачи – бояре и купцы. Из них вече выбирало правителей Новгорода.

Проблемный вопрос

В чем была особенность управления Новгородом?

Работа с текстом учебника. Объяснительное (комментированное) чтение.

Демонстрация картины «Новгородское вече».

Словарная работа: новгородское вече, посадник, тысяцкий, архиепископ.

Задание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

Чем занимался посадник?

Чем занимался тысяцкий?

Чем ведал архиепископ?

После каждого ответа сообщает дополнительный материал.

Учитель контролирует запись.

Продолжение рассказа учителя.

Вече выбирало главного правителя Новгорода – посадника (возглавлял управление и суд), тысяцкого – начальника «тысячи» новгородского ополчения.

Большое влияние имел новгородский архиепископ (ведал казной и внешними связями).

Посадник, тысяцкий, архиепископ (ведал казной и внешними связями).

Посадник, тысяцкий, архиепископ – это правители, которые управляли политикой Новгорода.

Правитель Новгорода


Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

(воен. рук)


Задание 1. Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанности должностных лиц Новгорода:

Посадник

Архиепископ

Тысяцкий

Князь

Управление населением города, судом

Надзор над летописями

Глава городского ополчения

Управление казной, внешними связями

Учитель контролирует и помогает выполнить задание

Задание 2. Кто обладал наибольшей властью в Новгороде? Найдите правильный ответ.

Князь, посадник, купцы.

Рассказ о роли князя в Новгородской республике.

- Какая роль отводилась князю?

Словарная работа: гонец, республика.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские»

- Зачем новгородцы приглашали к себе князей?

- Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?

В случае затруднений дает подсказки, подводит учащихся к выводу.

- Каков состав вече?

Выслушивает мнения учащихся, дает полный и обоснованный ответ.

Кратко проговорив изученный материал, учитель, подводит к выводу.















Один ученик читает указанный учителем абзац, а остальные следят по учебнику.

Участвуют в разборе новых слов.










Записывают в тетрадь.











Записывают схему в тетрадь.








Задание выполняется коллективно – устно
















Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы.

Находят объяснение слов в учебнике.


Дают ответ или находят ответ в тексте.

Высказывают свое мнение


Размышляют, дают ответ.





Слушаю вывод

Первичное закрепление материала

Задание 1. Представьте, как итальянский (византийский) путешественник в письме описывал географическое расположение Новгородской земли.



Задание 2. Представьте, что вы киевский купец, приехавший с товарами в Новгород. Какие товары вы привезли? Какие товары вы бы могли купить в Новгороде?

Покажите направление ввоза и вывоза товаров из Новгорода.

Задание 3. Представьте, что вы князь. Для чего вы приехали в Новгород? Кто вас пригласил?

Задание 4. В городе Новгороде износились мостовые. Кто будет давать указания о замене их?


Дают развернутый ответ.

Один ученик показывает территорию Новгородской земли на настенной карте, остальные следят за показом.

Дают развернутый ответ.



Один учение показывает на карте направление ввоза и вывоза товаров.

Дают ответ.


Дают ответ


Дают ответ

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу

Слушают комментарии учителя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!