Рассказ учителя. На вече всех новгородцев собирал вечевой колокол. Торговая площадь вмиг превращалась в собрание. Там стояли крики и шум. Вспомним, что в Киеве власть передавалась от отца к сыну. А в Новгороде все по-другому. Князя приглашали для защиты города с дружиной из других земель. Ведали всеми делами богачи – бояре и купцы. Из них вече выбирало правителей Новгорода. Проблемный вопрос В чем была особенность управления Новгородом? Работа с текстом учебника. Объяснительное (комментированное) чтение. Демонстрация картины «Новгородское вече». Словарная работа: новгородское вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. Задание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе. Чем занимался посадник? Чем занимался тысяцкий? Чем ведал архиепископ? После каждого ответа сообщает дополнительный материал. Учитель контролирует запись. Продолжение рассказа учителя. Вече выбирало главного правителя Новгорода – посадника (возглавлял управление и суд), тысяцкого – начальника «тысячи» новгородского ополчения. Большое влияние имел новгородский архиепископ (ведал казной и внешними связями). Посадник, тысяцкий, архиепископ (ведал казной и внешними связями). Посадник, тысяцкий, архиепископ – это правители, которые управляли политикой Новгорода. Правитель Новгорода Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь (воен. рук) Задание 1. Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанности должностных лиц Новгорода: Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь Управление населением города, судом Надзор над летописями Глава городского ополчения Управление казной, внешними связями Учитель контролирует и помогает выполнить задание Задание 2. Кто обладал наибольшей властью в Новгороде? Найдите правильный ответ. Князь, посадник, купцы. Рассказ о роли князя в Новгородской республике. - Какая роль отводилась князю? Словарная работа: гонец, республика. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские» - Зачем новгородцы приглашали к себе князей? - Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече? В случае затруднений дает подсказки, подводит учащихся к выводу. - Каков состав вече? Выслушивает мнения учащихся, дает полный и обоснованный ответ. Кратко проговорив изученный материал, учитель, подводит к выводу. | Один ученик читает указанный учителем абзац, а остальные следят по учебнику. Участвуют в разборе новых слов. Записывают в тетрадь. Записывают схему в тетрадь. Задание выполняется коллективно – устно Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы. Находят объяснение слов в учебнике. Дают ответ или находят ответ в тексте. Высказывают свое мнение Размышляют, дают ответ. Слушаю вывод |