СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новое - это забытое старое

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о понятии «друкарь», выполнить творческую работу в парах, показать результат групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Новое - это забытое старое»

Конспект литературного занятия "Новое - это забытое старое" для младших школьников 3 класса

Описание материала: данный материал будет интересен учителям начальной школы. Внеклассное мероприятие является подготовительным к уроку литературного чтения по теме «Первопечатник Иван Федоров». По времени проведения рассчитано на 25 – 30 минут.
Цель занятия: формирование представления о понятии «друкарь»
Планируемые предметные результаты:
принимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Планируемые метапредметные результаты
Коммуникативные:
принимают участие в работе групп; выражают свою точку зрения.
Познавательные:
ориентируются в информационном материале словаря.
Регулятивные:
осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Планируемые личностные результаты:
проявляют мотивацию к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: толково - словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремова, доска, иллюстрации, карточки, цветные карандаши, бумага, клей.

Ход мероприятия

В педагогике все больше внимания уделяют педагогическим технологиям. Так как одной их главных задач современного образования является адаптация учащихся к жизни, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Сегодня я хочу предложить вниманию читателей внеклассное занятие, проведение которого основано на использовании технологии проблемного обучения.

Эта технология предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем. В результате этой деятельности у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность.

В условиях частично - поисковой деятельности работа учащихся направляется преподавателем с помощью определенных вопросов, которые побуждают ребят к самостоятельному рассуждению, выражению своих мыслей, предположений, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Учитель: давайте поиграем в игру «Верно - неверно». Я читаю утверждение, а вы хором отвечаете «верно» или «неверно». Начинаем:
- Москва – столица России (верно)
- Сосна – это хвойное дерево (верно)
- Корова – это дикое животное (неверно)
- Июнь, июль, август – это летние месяца (верно)
- Друкарь – это перелетная птица (не знаем)

Учитель: ребята, почему вы затрудняетесь с ответом? (не знаем такого понятия)
Учитель: мы столкнулись с проблемой. Давайте определим цель нашей работы (выяснить, что такое друкарь). Хорошо, предположите кто это или что это, рассмотрев иллюстрации






(рассматривают, высказывают гипотезы, учитель кратко их записывает):
- это злой человек;
- это слово связано с прошлым, оно устаревшее;
- это человек, который читал книги в старину;
- это человек, который был связан с книгами в далеком прошлом;
- человек, который писал книги в старину;
- человек, который печатал книги в далекие времена.

Учитель: молодцы! Вы правильно заметили, что иллюстрация с человеком отличается от остальных. И, действительно, это понятие связано с далеким прошлым, с появлением старинных книг. Давайте обратимся к словарю и прочитаем его толкование:


Друкарь – это устаревшее слово, которым когда-то называли книгопечатника. По сути, это нечто аналогичное сегодняшнему типографу.

Учитель: давайте из наших гипотез уберем лишнюю информацию (зачеркиваем).

Учитель: а сейчас в группах прочитайте текст в карточке, выделите основные моменты (читают, отвечают)


1. В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной - единственной рукописи - книги уходило иногда пять - семь лет. Писец должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром.

2. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение - начать с красной строки.
Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплёты из деревянных досок, обтянутых кожей, делали изображения-тиснения. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки.

Учитель: ребята, сейчас мы ненадолго перенесемся в мастерскую первопечатника. Одна группа будет в роли друкаря. С другой мы подведем итог нашего занятия. Друкарь и его помощники должны придумать узор для старинной книги и представить классу (группы работают. Ребята с помощью листов бумаги и клея делают макет книги, украшают рисунками, придумывают узор):
- с чего мы начали работу? (с игры «верно - неверно»)
- какой был следующий шаг? (столкнулись с проблемой, поставили цель, сделали предположения, прочитали информацию, сделали вывод)
- кто такой друкарь? (книгопечатник)

Ребята демонстрируют продукт своей деятельности.



Учитель: всем спасибо за работу!

Скачать карточки для работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!