Новые педагогические технологии и изменение целей и задач образования
В.С.Звонов
Материалы для выступления в школе педмастерства
11.04.2007
образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.
Демокрит
- “ Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”.
Платон
- “ Свободный человек никакой науке не должен учится рабски”;
- “ все науки надо преподавать не насильно, а играючи”.
Ян Амос Коменский 1592-1671
- Никто не может стать человеком, если его не обучать.
- Человеку врождено предрасположение к знанию, но не само знание.
- В воспитании нуждаются тупые и даровитые, богатые и бедные, начальствующие и подчиненные, итак, все без исключения.
Ян Амос Коменский 1592-1671
- Получить неправильное воспитание – дело весьма опасное.
- Все должны быть подготовлены к обязанностям своего будущего призвания.
Ян Амос Коменский 1592-1671
Дидактические требования
- “ ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях”, отсюда принцип наглядности.
- “ Нужно чтобы люди черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дуба и бука”, если это невозможно, обращаться к картинкам, моделям. Примеры он советовал предпосылать правилам.
- Последовательность обучения, “предшествующее пролагало путь к последующему”
Пестолоцци швейцарский педагог-демократ (1746 - 1827)
- все народные бедствия проистекают из человеческого невежества и поэтому соответствующим воспитанием подрастающего поколения можно достигнуть общего благоденствия.
Пестолоцци швейцарский педагог-демократ (1746 - 1827)
- задачи, содержание и методика образования: наглядность – высший принцип обучения; воспитатель должен учить учеников наблюдать.
- Индуктивный путь обучения – “последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми”.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
- Высшая цель воспитания: "самодеятельность на служении истине, красоте и добру".
- Умственное образование: главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей.
- Ценность имеют знания, которые приобретены самостоятельным путем.
- Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
- Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации , когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
- важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека-средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
- В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:
- личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод;
- ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития;
- опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).
- Только счастливый человек может воспитать счастливого человека; разорвитесь на части, но станьте счастливыми, иначе вы не сможете воспитывать людей.
эффективные интеллектуальные способы общения
эффективные интеллектуальные способы общения
Человек может думать о своих действиях, когда они являются одним из средств достижения цели. Уверенность – вот хороший синоним прямоты.
эффективные интеллектуальные способы общения
Преподаватель, не разрешающий и не поощряющий разнообразие в действиях при решении учебных задач, надевает на учеников интеллектуальные шоры, ограничивая их взгляд той единственной тропинкой, которую педагогу случилось однажды заметить и одобрить
эффективные интеллектуальные способы общения
Выдачу результатов (правильных ответов и решений) можно ускорить, а протекание процессов – нельзя. Последним нужно определенное время, чтобы созреть. Если бы все педагоги осознали, что мера образовательного роста – качество интеллектуальных процессов, а не выдача на-гора правильных ответов, в образовании произошла бы революция.
эффективные интеллектуальные способы общения
эффективные интеллектуальные способы общения
эффективные интеллектуальные способы общения
эффективные интеллектуальные способы общения
Ответственность как компонент интеллектуального отношения к миру подразумевает, что человек рассматривает вероятные последствия любого проектируемого шага и учитывает их в деятельности, а не просто признает их возможность.
Было бы гораздо лучше для дела иметь меньше фактов и истин в обучении, то есть того, что предлагается для безоговорочного принятия. Соответственно сократилось бы число учебных ситуаций, проработанных подробно, вплоть до момента, когда убежденность становится подлинной: своеобразной идентификацией личности с типом поведения, требуемого фактами и предвидимыми результатами.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены « ключевые компетентности ».
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового”понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.
Ключевая компетентность это:
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового”понятия - ибо компетентность,
во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”);
в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
В структуре ключевых компетентностей... должны быть представлены :
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности , (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Исходя из поставленных целей, вуз должен способствовать решению следующих методических задач:
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ
- формировать навыки самообразования , развитие способности к академической мобильности обучающихся
- формировать навыки работы в команде
- развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить
- формировать навыки самоконтроля
Технология «Обучение в сотрудничестве»
" Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
- " Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
- " Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
Личностно-ориентированное образование
“ ... личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель . ”
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового”понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.
Технология разноуровневого обучения
Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные “Минимальными требованиями..”, остаются едины для всех уровней обучения.
- Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные “Минимальными требованиями..”, остаются едины для всех уровней обучения.
Технология “Портфель ученика ”
«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика…
Технология “Портфель ученика ”
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности…
2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
3. Структуризация материалов “Портфеля”, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов “Портфеля”.
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в “Портфеле” материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации “Портфеля” ученика.”
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектов _____________________________________
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
- В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
- В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
Метод проектов _____________________________________
способ достижения дидактической цели
- способ достижения дидактической цели
- способ достижения дидактической цели
Метод проектов _____________________________________
проблемы. разнообразных методов интегрирования знаний
- проблемы. разнообразных методов интегрирования знаний
- проблемы. разнообразных методов интегрирования знаний
Метод проектов _____________________________________
учебно-познавательная деятельность цель методы общего результата проблемы
- учебно-познавательная деятельность цель методы общего результата проблемы
- учебно-познавательная деятельность цель методы общего результата проблемы