СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые подходы к работе со словарными словами в начальной школе (1-4 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны методика ознакомления со словарными словами, игры, которые можно применять на уроках русского языка в начальных классах. 

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к работе со словарными словами в начальной школе (1-4 классы)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Совхозная образовательная школа» Семилукского муниципального района Воронежской области  «Новые подходы к работе со словарными словами в начальной школе»      Подготовила  учитель начальных классов  Курилова Татьяна Петровна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Совхозная образовательная школа» Семилукского муниципального района Воронежской области

«Новые подходы к работе со словарными словами в начальной школе»

Подготовила

учитель начальных классов

Курилова Татьяна Петровна

Главные задачи современной школы   Одна из главных задач современной школы- развитие личности ребёнка.  Развитие мышления, воображения, речи,  памяти, внимания-основная задача начальной школы второго поколения.  Богатство словарного запаса является одним из показателей умственного и речевого развития школьника.

Главные задачи современной школы Одна из главных задач современной школы- развитие личности ребёнка. Развитие мышления, воображения, речи, памяти, внимания-основная задача начальной школы второго поколения. Богатство словарного запаса является одним из показателей умственного и речевого развития школьника.

К. Д. Ушинскиий писал:  «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, плохо понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

К. Д. Ушинскиий писал:

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, плохо понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Значение хорошо поставленной словарной работы Во-первых, обеспечивает современное умственное и речевое развитие детей,  во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала, в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания.

Значение хорошо поставленной словарной работы

  • Во-первых, обеспечивает современное умственное и речевое развитие детей,
  • во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала,
  • в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания.
Методика работы со словарными словами 1. Предлагаю рассмотреть карточку - картинку с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет, осознают его значение. б) Можно загадать загадку. Они отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. в) Можно предложить выделить изучаемое слово из текста, написанного на доске или воспринятого на слух детьми. 2. Дети называют слово, ставят ударение, указывают количество слогов, произносят все звуки. 3. Выставляю карточку с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

Методика работы со словарными словами

1. Предлагаю рассмотреть карточку - картинку с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет, осознают его значение.

б) Можно загадать загадку. Они отгадывают её, объясняют отгадку к загадке.

в) Можно предложить выделить изучаемое слово из текста, написанного на доске или воспринятого на слух детьми.

2. Дети называют слово, ставят ударение, указывают количество слогов, произносят все звуки.

3. Выставляю карточку с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. Спрашиваю, какую букву в слове надо проверить? Можно ли проверить? Записывают в тетрадь. Ставят ударение, выделяют гласную, которую при письме надо запомнить.  5. Под руководством учителя дети подбирают к слову однокоренные слова.  Подбор слов сочетается с элементарным анализом (лексическим). Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись в тетрадь.  6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.   

4. Спрашиваю, какую букву в слове надо проверить? Можно ли проверить? Записывают в тетрадь. Ставят ударение, выделяют гласную, которую при письме надо запомнить. 5. Под руководством учителя дети подбирают к слову однокоренные слова. Подбор слов сочетается с элементарным анализом (лексическим). Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись в тетрадь. 6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.  

Знакомство со словом медведь 1. Приведу пример знакомства со словом медведь. - На урок пришло к нам новое слово. Отгадайте загадку. Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. - Кто это? Как вы догадались? - Что вы о нём знаете? Где живёт? Чем питается? - А знаете ли вы, что означает слово медведь? Я прочитаю рассказ Н.Сладкова «Сорока и медведь», а вы ответьте на вопрос. - Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь. - Какой вопрос, Стрекотуха? - А почему тебя Медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой. Зайца- беляка - понятно: он зимой белый. А вот медведь - не понятно! - Хе-хе! Бестолковая ты птица: Мед - ведь - значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Слово медведь означает «едящий мёд, медоед, мёд ведающий»).

Знакомство со словом медведь

1. Приведу пример знакомства со словом медведь.

- На урок пришло к нам новое слово. Отгадайте загадку.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

- Кто это? Как вы догадались?

- Что вы о нём знаете? Где живёт? Чем питается?

- А знаете ли вы, что означает слово медведь?

Я прочитаю рассказ Н.Сладкова «Сорока и медведь», а вы ответьте на вопрос.

- Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь.

- Какой вопрос, Стрекотуха?

- А почему тебя Медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой. Зайца- беляка - понятно: он зимой белый. А вот медведь - не понятно!

- Хе-хе! Бестолковая ты птица: Мед - ведь - значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Слово медведь означает «едящий мёд, медоед, мёд ведающий»).

2. Произнесём это слово. Сколько слогов? Назовите первый? Второй? Какой ударный? Произнесите звуки по порядку.  3. Посмотрите на карточку, прочитайте орфографически. Есть разница в произношении и написании?  4. Какую букву надо проверить при письме? Можно ли? Запишем это слово в тетрадь. Поставьте знак ударения, выделите гласную е , которую надо запомнить.  5. Подберём однокоренные слова к этому слову. Я буду читать предложения, а вы найдите родственные слова.  а) Из лесу, из лесу из дремучего  выходила медведиха со малыми детушками медвежатами погулять, посмотреть, себя показать (А.Пушкин).  б) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке (В.Бианки).

2. Произнесём это слово. Сколько слогов? Назовите первый? Второй? Какой ударный? Произнесите звуки по порядку. 3. Посмотрите на карточку, прочитайте орфографически. Есть разница в произношении и написании? 4. Какую букву надо проверить при письме? Можно ли? Запишем это слово в тетрадь. Поставьте знак ударения, выделите гласную е , которую надо запомнить. 5. Подберём однокоренные слова к этому слову. Я буду читать предложения, а вы найдите родственные слова. а) Из лесу, из лесу из дремучего выходила медведиха со малыми детушками медвежатами погулять, посмотреть, себя показать (А.Пушкин). б) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке (В.Бианки).

в) Медвежий марш и вальс медвежий !  С гармошкой мишка на манеже.  Медведица с медведем пляшет,  Им медвежонок лапой машет («Цирковая азбука» В. Берестова).  г) Назовите медведя ласково (Медведюшка).  д) Если медведь большой, огромный, крупный, то, как его назовём? ( Медведище ).  е) Как называют след? ( Медвежий). Лапу? (Медвежья).  - Какая общая часть у этих слов? Это корень слова. Как пишется корень слова во всех этих словах? (Одинаково). Какую букву запоминаем?  6. Составьте предложение с любым из однокоренных слов. Запишите.  Работу над словом не заканчиваю на одном уроке.

в) Медвежий марш и вальс медвежий ! С гармошкой мишка на манеже. Медведица с медведем пляшет, Им медвежонок лапой машет («Цирковая азбука» В. Берестова). г) Назовите медведя ласково (Медведюшка). д) Если медведь большой, огромный, крупный, то, как его назовём? ( Медведище ). е) Как называют след? ( Медвежий). Лапу? (Медвежья). - Какая общая часть у этих слов? Это корень слова. Как пишется корень слова во всех этих словах? (Одинаково). Какую букву запоминаем? 6. Составьте предложение с любым из однокоренных слов. Запишите. Работу над словом не заканчиваю на одном уроке.

Лексико-орфографическая работа 1. Знакомство с фразеологическими оборотами речи, с многозначностью этого слова, с синонимами и антонимами, с сочетаемостью слов. 2. На следующих уроках даю небольшие рассказы, пословицы, загадки в виде зрительного, предупредительного, зрительно - слухового, объяснительного, творческого, комментируемого, картинного диктантов, диктанта в загадках. 3. Знакомлю детей с разными словарями: толковым, синонимов и антонимов, этимологическим, иностранных слов, фразеологическим, орфографическим. Вывод. Все эти упражнения способствуют осознанию значения словарных слов и правильности их использования в речевой практике, а также дают возможность показать богатство нашего языка, сформировать умение замечать их в предложении.

Лексико-орфографическая работа

1. Знакомство с фразеологическими оборотами речи, с многозначностью этого слова, с синонимами и антонимами, с сочетаемостью слов.

2. На следующих уроках даю небольшие рассказы, пословицы, загадки в виде зрительного, предупредительного, зрительно - слухового, объяснительного, творческого, комментируемого, картинного диктантов, диктанта в загадках.

3. Знакомлю детей с разными словарями: толковым, синонимов и антонимов, этимологическим, иностранных слов, фразеологическим, орфографическим.

Вывод. Все эти упражнения способствуют осознанию значения словарных слов и правильности их использования в речевой практике, а также дают возможность показать богатство нашего языка, сформировать умение замечать их в предложении.

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».  С. Т. Шацкий.  

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С. Т. Шацкий.  

Игры из веселой грамматики  У нас в гостях!

Игры из веселой грамматики

У нас в гостях!

Ответьте на вопросы   Кто учит детей? (учитель) Кто готовит уроки? (ученик) Кто живет в лесу? (медведь) Кто верный друг человека? (собака) Чем рубят дрова? (топором) Чем копают грядки? (лопата) Какой день недели первый? (понедельник) Что растет на грядке? (морковь, огурец) Кто учит детей? (учитель) Кто готовит уроки? (ученик) Кто живет в лесу? (медведь) Кто верный друг человека? (собака) Чем рубят дрова? (топором) Чем копают грядки? (лопата) Какой день недели первый? (понедельник) Что растет на грядке? (морковь, огурец)

Ответьте на вопросы

  • Кто учит детей? (учитель) Кто готовит уроки? (ученик) Кто живет в лесу? (медведь) Кто верный друг человека? (собака) Чем рубят дрова? (топором) Чем копают грядки? (лопата) Какой день недели первый? (понедельник) Что растет на грядке? (морковь, огурец)
  • Кто учит детей? (учитель)
  • Кто готовит уроки? (ученик)
  • Кто живет в лесу? (медведь)
  • Кто верный друг человека? (собака)
  • Чем рубят дрова? (топором)
  • Чем копают грядки? (лопата)
  • Какой день недели первый? (понедельник)
  • Что растет на грядке? (морковь, огурец)
У нас в гостях!

У нас в гостях!

Игра «Чей ряд лучше?» р...бочий з…вод р…бота п…нал т…традь к…р…ндаш р…бята г…род д…ревня

Игра «Чей ряд лучше?»

  • р...бочий з…вод р…бота
  • п…нал т…традь к…р…ндаш
  • р…бята г…род д…ревня
У нас в гостях!

У нас в гостях!

Игра «Будь внимательным!»   гр…за сл…варь тр…ва зв…ри яг…да п…льто п…сьмо д…журный цв…ты м…роз св…ча ч…сло

Игра «Будь внимательным!»

  • гр…за сл…варь тр…ва
  • зв…ри яг…да п…льто
  • п…сьмо д…журный цв…ты
  • м…роз св…ча ч…сло
У нас в гостях!

У нас в гостях!

Игра «Сквозная буква» п .нал к …. а м . ро. те … дь со …а к . лхо . ме .. ль во … а в … бей

Игра «Сквозная буква»

  • п .нал к …. а м . ро.
  • те … дь со …а к . лхо .
  • ме .. ль во … а в … бей
У нас в гостях!

У нас в гостях!

Игра «Собери слоги» Бе, за, ре, (береза) Де, ка, воч (девочка) Де, ный, жур (дежурный)

Игра «Собери слоги»

  • Бе, за, ре, (береза)
  • Де, ка, воч (девочка)
  • Де, ный, жур (дежурный)

У нас в гостях!

У нас в гостях!

Игра « Из каких слов выпали гласные?»   М….ш…н…. (машина) З….в….д (завод) Л…..с….ц…. (лисица) Д….р….г…. (дорога)

Игра « Из каких слов выпали гласные?»

  • М….ш…н…. (машина)
  • З….в….д (завод)
  • Л…..с….ц…. (лисица)
  • Д….р….г…. (дорога)
У нас в гостях!

У нас в гостях!

 Игра «Отгадай слово».   Его корень в слове осина, приставка в слове подъехать, суффиксы в словах березовый и братик, окончание в слове горох. (Подосиновик)

Игра «Отгадай слово».

Его корень в слове осина, приставка в слове подъехать, суффиксы в словах березовый и братик, окончание в слове горох.

(Подосиновик)

У нас в гостях!

У нас в гостях!

Игра «Кто как голос подает?»   П….тух стрекочет С….бака поет С….рока  лает В….р….бей  мычит К…рова  чирикает

Игра «Кто как голос подает?»

  • П….тух стрекочет
  • С….бака поет
  • С….рока лает
  • В….р….бей мычит
  • К…рова чирикает
У нас в гостях!

У нас в гостях!

Замени противоположным словом.   Трус (герой), плохо (хорошо), отвратительный (прекрасный)

Замени противоположным словом.

Трус (герой),

плохо (хорошо),

отвратительный (прекрасный)

Игра «Помоги зайке собрать морковки в корзинки»

Игра «Помоги зайке собрать морковки в корзинки»

Правила игры На картинке Зайка. У него две корзины. Растут морковки. Надо в первую корзину собрать морковки, на которых написаны словарные слова с безударной гласной А, а в другую корзину- с безударной гласной О. Например, морковь, огурец, урожай, овощи, капуста, малина, картофель, квартира. Вызываются два ученика. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет морковки.

Правила игры

На картинке Зайка. У него две корзины. Растут морковки. Надо в первую корзину собрать морковки, на которых написаны словарные слова с безударной гласной А, а в другую корзину- с безударной гласной О.

Например, морковь, огурец, урожай, овощи, капуста, малина, картофель, квартира. Вызываются два ученика. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет морковки.

Игра «Помоги мышке собрать колоски»

Игра «Помоги мышке собрать колоски»

Правила игры На картинке мышка. У нее две корзины. Растут золотые колосья пшеницы. Надо собрать колоски. В одну корзину надо положить колоски, на которых написаны слова с безударной гласной Е, а в другую с безударной гласной И.  Е И Пш__ница Уж__н П__сок Ул__ца Учит__ль Р__сунок

Правила игры

На картинке мышка. У нее две корзины. Растут золотые колосья пшеницы. Надо собрать колоски. В одну корзину надо положить колоски, на которых написаны слова с безударной гласной Е, а в другую с безударной гласной И.

Е И

Пш__ница Уж__н

П__сок Ул__ца

Учит__ль Р__сунок

Игра «Помоги Машеньке собрать яблоки»

Игра «Помоги Машеньке собрать яблоки»

Правила игры - Отгадайте загадку. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. -Что это? (Яблоко). Почему любят его все? - Какую букву запоминаем? (о).  Да…Яблоко…Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь! Пишет так А.С.Пушкин.  -Ребята, а вы умеете яблоки собирать? Тогда помогите, пожалуйста, Машеньке собрать яблочки в ведёрки. Но в первое ведёрко надо собрать слова - яблочки с безударной гласной О, а во –второе- с А.(Можно по рядам, а можно вызвать двух учеников). - Кто хочет? Проверим.  -Вы - хорошие помощники! Машенька благодарит вас за помощь и угощает вас спелыми яблочками. Молодцы, ребята!  О А  __сина Н__род  __рех Комн__та  __днажды Р__стения

Правила игры

- Отгадайте загадку. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки.

-Что это? (Яблоко). Почему любят его все?

- Какую букву запоминаем? (о).

Да…Яблоко…Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь! Пишет так А.С.Пушкин.

-Ребята, а вы умеете яблоки собирать? Тогда помогите, пожалуйста, Машеньке собрать яблочки в ведёрки. Но в первое ведёрко надо собрать слова - яблочки с безударной гласной О, а во –второе- с А.(Можно по рядам, а можно вызвать двух учеников).

- Кто хочет? Проверим.

-Вы - хорошие помощники! Машенька благодарит вас за помощь и угощает вас спелыми яблочками. Молодцы, ребята!

О А

__сина Н__род

__рех Комн__та

__днажды Р__стения

Игра «Помоги кошке поймать мышек»   О А

Игра «Помоги кошке поймать мышек»

О

А

Правила игры  На картинке Кошка. У нее две клетки. Надо помочь Кошке поймать мышек. Но в одну клетку надо посадить мышек, на обратной стороне которых написаны слова с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.  О А  м_роз з_вод  к_ньки р_бота  п_суда м_шина  яг_да п_льто

Правила игры

На картинке Кошка. У нее две клетки. Надо помочь Кошке поймать мышек. Но в одну клетку надо посадить мышек, на обратной стороне которых написаны слова с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.

О А

м_роз з_вод

к_ньки р_бота

п_суда м_шина

яг_да п_льто

Игра «Рыболовы»   И Е

Игра «Рыболовы»

И

Е

Правила игры  На картине два рыбака. Они ловят рыбу. У каждого по ведру. В реке плавают рыбы. Первый рыбак должен поймать рыбки с безударной гласной И, а другой с непроверяемой Е.  Д__ректор Пр__дс__датель  Б__лет М__даль  Ул__ца Лаг__рь  Можно вызывать ребят с разных рядов или по очереди. Выигрывает тот ряд или тот ученик, который быстро поймает свои рыбки и правильно.

Правила игры

На картине два рыбака. Они ловят рыбу. У каждого по ведру. В реке плавают рыбы. Первый рыбак должен поймать рыбки с безударной гласной И, а другой с непроверяемой Е.

Д__ректор Пр__дс__датель

Б__лет М__даль

Ул__ца Лаг__рь

Можно вызывать ребят с разных рядов или по очереди. Выигрывает тот ряд или тот ученик, который быстро поймает свои рыбки и правильно.

Игра «Кто быстрее соберет грибки»   А О

Игра «Кто быстрее соберет грибки»

А

О

Правила игры  На картинке ежик. У него две корзины. Он собирает грибы. В первую корзину надо собрать грибки с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.  В__гон Ш__ссе  Ф__милия В__кзал  Г__зета Ш__фёр  С__лют П__ртрет    Слова написаны на грибках с обратной стороны, пропущена в них гласная буква. Выигрывает тот, кто быстрее соберет грибки свои и правильно вставит гласную.

Правила игры

На картинке ежик. У него две корзины. Он собирает грибы. В первую корзину надо собрать грибки с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.

В__гон Ш__ссе

Ф__милия В__кзал

Г__зета Ш__фёр

С__лют П__ртрет

 

Слова написаны на грибках с обратной стороны, пропущена в них гласная буква. Выигрывает тот, кто быстрее соберет грибки свои и правильно вставит гласную.

Игра «Помогите белке собрать шишки».   И Е

Игра «Помогите белке собрать шишки».

И

Е

Правила игры На картинке белка, у нее две тележки. Она собирает шишки. В первую тележку собрать слова-шишки с гласной И, а в другую с Е.  уж_н пр_дс_датель  л_са г_рой  ул_ца ж_лать Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильно соберет слова – шишки.

Правила игры

На картинке белка, у нее две тележки. Она собирает шишки. В первую тележку собрать слова-шишки с гласной И, а в другую с Е.

уж_н пр_дс_датель

л_са г_рой

ул_ца ж_лать

Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильно соберет слова – шишки.

Игра «Угадай, какая бабочка сядет на какой цветок».

Игра «Угадай, какая бабочка сядет на какой цветок».

Правила игры  На картинке красивые яркие цветы растут, солнце светит, бабочки летают. На бабочках с обратной стороны написаны словарные слова, надо вставить букву и по букве определить на какой цветок сядет какая бабочка. На цветках написаны буквы А, О, Е, И, Я.  

Правила игры

На картинке красивые яркие цветы растут, солнце светит, бабочки летают. На бабочках с обратной стороны написаны словарные слова, надо вставить букву и по букве определить на какой цветок сядет какая бабочка. На цветках написаны буквы А, О, Е, И, Я.

 

Игра «Волшебная яблоня»

Игра «Волшебная яблоня»

Правила игры  На картине яблоня. Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не такие обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но большие-пребольшие - яблоки с буквами Я, О, Е, И, А.  Собрать эти яблоки сможет тот, кто подберет для каждого из них подходящее слово. Напишите слова. Проверим! Кто какие яблоки отведал? Можно проводить устно, а можно письменно.

Правила игры

На картине яблоня. Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не такие обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но большие-пребольшие - яблоки с буквами Я, О, Е, И, А.

Собрать эти яблоки сможет тот, кто подберет для каждого из них подходящее слово. Напишите слова. Проверим! Кто какие яблоки отведал? Можно проводить устно, а можно письменно.

Игра «Воздушные шары»

Игра «Воздушные шары»

Правила игры  На картине Петрушка. У него воздушные шарики, на этих шарах гласные А, О, И, Е, Я. Можно загадать загадку и узнать кто к нам в гости пришел. Можно прочитать стих:  Петрушка в школу прибежал,  Чтоб загадки вам задать,  По шарикам воздушным  Словарные слова отгадать.  Какие словарные слова задумал Петрушка? (дети говорят или пишут). На последнем слове учитель говорит: «Правильно угадали. Это слово задумал Петрушка». Можно загадать загадки детям.

Правила игры

На картине Петрушка. У него воздушные шарики, на этих шарах гласные А, О, И, Е, Я. Можно загадать загадку и узнать кто к нам в гости пришел. Можно прочитать стих:

Петрушка в школу прибежал,

Чтоб загадки вам задать,

По шарикам воздушным

Словарные слова отгадать.

Какие словарные слова задумал Петрушка? (дети говорят или пишут). На последнем слове учитель говорит: «Правильно угадали. Это слово задумал Петрушка». Можно загадать загадки детям.

Игра «Украсим елку игрушками»

Игра «Украсим елку игрушками»

Правила игры  На картине Дед Мороз и Снегурочка. Они принесли игрушки. Дают задание детям. Укажите, какую игрушку повесить на какое место. На елке написаны буквы А, О, Е, И, Я. Дети берут игрушку, говорят слово словарное с гласной О, вешают игрушку на то место, где О скрепкой или магнитом. Можно написать слова на игрушках.  Закончить игру стихом о красоте елки.

Правила игры

На картине Дед Мороз и Снегурочка. Они принесли игрушки. Дают задание детям. Укажите, какую игрушку повесить на какое место. На елке написаны буквы А, О, Е, И, Я. Дети берут игрушку, говорят слово словарное с гласной О, вешают игрушку на то место, где О скрепкой или магнитом. Можно написать слова на игрушках.

Закончить игру стихом о красоте елки.

Игра «Кошкин дом»   А О Я И Е

Игра «Кошкин дом»

А

О

Я

И

Е

Правила игры  На картинке дом кошки, он горит. Курочка, собачка, зайка, лошадка бегут заливать Кошкин дом. Но не могут залить. Давайте им поможем! Кто хочет помочь курочке, должен написать словарные слова с безударной гласной А, собачке с О, зайке с Я, кошке с И, лошадке с Е. Дети пишут или говорят. Проверяем. Кто помогал кошке? Курочке? Собачке? Зайке? Лошадке?  Раз! Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!

Правила игры

На картинке дом кошки, он горит. Курочка, собачка, зайка, лошадка бегут заливать Кошкин дом. Но не могут залить. Давайте им поможем! Кто хочет помочь курочке, должен написать словарные слова с безударной гласной А, собачке с О, зайке с Я, кошке с И, лошадке с Е. Дети пишут или говорят. Проверяем. Кто помогал кошке? Курочке? Собачке? Зайке? Лошадке?

Раз! Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!

Игра «Помоги исправить ошибку»

Игра «Помоги исправить ошибку»

Правила игры Играющий берёт себе карточку с «Зайкой» и исправляет в словах ошибки.  леса медведь  сабака сарока  ворона варабей Можно организовать игру, в которой играют двое. Один играющий берёт себе карточку с «Зайкой», а ругой с «Незнайкой». Выигрывает тот, кто первый найдёт ошибки в словах своей карточки.

Правила игры

  • Играющий берёт себе карточку с «Зайкой» и исправляет в словах ошибки.

леса медведь

сабака сарока

ворона варабей

  • Можно организовать игру, в которой играют двое. Один играющий берёт себе карточку с «Зайкой», а ругой с «Незнайкой». Выигрывает тот, кто первый найдёт ошибки в словах своей карточки.

Занимательные карточки

Занимательные карточки

Предметная неделя по русскому языку 1.

Предметная неделя по русскому языку

1."Язык-друг мой!" 2. Игра "Чудесные превращения слов" 3. "Умники и умницы" 4.Путешествие по городу "Фразеологизмы" 5. Знаки препинания. Конкурс на лучшего знатока словарных слов. 6. КВН "Знатоки русского языка"

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!