ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Новые профессии в современном мире и их названия»
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"
Класс: 10 А
Автор: Монахова Надежда
Предмет, по которому выполнен проект: русский язык
Научный руководитель: Муранова Елена
Николаевна, учитель высшей
квалификационной категории русского
языка и литературы МБОУ «СОШ №14»
города Сергиева Посада
Цели и задачи исследования:
- Ознакомление с новыми профессиями, их названиями и значениями.
- Изучение происхождения новых профессий и выяснение лексического значения их названий.
- Анкетирование учащихся для определения уровня их осведомлённости о новых профессиях.
- Помощь выпускникам школ и будущим абитуриентам высших учебных заведений в выборе профессии.
- Составление справочника-навигатора по новым профессиям.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение.
Актуальность исследования: Исследование актуально в связи с пополнением лексики русского языка новыми названиями профессий. Работа актуальна также из-за отсутствия информации о новых профессиях у школьников, что может мешать их самореализации.
Гипотеза исследования: ученики имеют недостаточное количество информации о новых профессиях, что может ограничивать их возможности в выборе будущей профессии и самореализации. Поэтому школьникам нужна помощь в профориентации.
История появления названий новых профессий
Названия, связанные с изменением требований к профессиям
Названия, связанные с технологиями
Названия, связанные с экологией
и устойчивым развитием
Названия, связанные с креативностью и творчеством
Названия, связанные с интеграцией различных сфер деятельности
Названия, связанные с
социальными изменениями
Названия, связанные с новыми отраслями и сферами деятельности
Названия, образованные от иностранных слов
Отличительные черты названий новых профессий
Термины, созданные на основе существующих слов с добавлением новых элементов
Краткость и лаконичность
Специфика и особенности новых профессий
Использование иностранных слов и терминов
Фонетические особенности
Новые технологии и профессии
Многообразие языков и культур
Слово «коучер» содержит звуки [ч] и [р], которые могут быть связаны с английским словом «coach», означающим тренера или наставника
Слово «программист» содержит звук [м], который может указывать на работу с кодом и программированием
Аббревиатуры и сокращения
Слово «SEO-специалист» содержит звуки [с] и [э], которые могут указывать на оптимизацию сайтов и поисковых систем
Иностранные слова и термины
Слово «дизайнер» содержит звук [з], который может указывать на творчество и дизайн
Звукоподражание и ассоциации
Слово «блогер» содержит звуки [г] и [р], которые могут ассоциироваться с общением
Словообразовательные особенности
Конверсия
«биоинженер», «видеомонтажёр», «бизнес-аналитик»
Сложные слова
«программист»
«менеджер по продажам»
Калькирование
«HR-менеджер» (менеджер по персоналу)
Аббревиатуры
«косметолог-эстетист»
Словосложение
Неологизмы
«тиктокер»,«блогер-инфлюенсер»
«спец»
« биохимик », «социолог», «биограф»
Усечение
Аффиксация
Классификация названий новых профессий по тематическим группам
Профессии и должности, связанные с бизнесом
Спортивные профессии
Бизнес-аналитик, бренд-менеджер, мерчандайзер
Бодибилдер, кикбоксер, сёрфер
Профессии и должности, связанные со сферой услуг
Профессии и должности, связанные с IT-технологиями
Бариста, грумер, шопер
Веб-дизайнер, контент-менеджер, геймдизайнер
Рабочие профессии и должности
Творческие профессии и должности
Арт-директор, визажист, колорист
Клинер, промоутер-распространитель, титестер
Медицинские профессии
Научные профессии
Биотехнолог, биоэнергетик, фитотерапевт
Биоинженер, геополитик, эколог
Профессии и должности чиновников и служащих
Профессии и должности, связанные со СМИ
Рекрутер, супервайзер, хостес
Медиа-байер, интервьюер
Юридические профессии
Военные профессии и должности
Аджастер, тальман
Контрактник, силовик
Вывод по теоретической части
- Отражение изменений в обществе, экономике и технологиях;
- Использование заимствований, аббревиатур и терминов;
- Краткость и лаконичность;
- Фонетические особенности;
- Уникальность и адаптивность;
- Роль в глобализации и интеграции
Чем, по вашему мнению, занимается геймдизайнер?
10%
- Дезинфекцией помещений - 10%
- Приготовлением кофейных напитков - 10%
- Созданием концепции и механики игры - 80%
10%
80%
Число респондентов:
30 человек
Возраст: 16-17 лет
Род занятий: учащиеся
Место
проведения: МБОУ СОШ №14
Время проведения:
январь 2025 г.
Кто такой мерчендайзер?
- Специалист, который занимается продвижением товаров или услуг в местах их продаж-76,6%
- Специалист, который работает с цветом - 16,6%
- Исполнитель, который работает в жанре кантри - 6,67%
16,6%
6,67%
76,6%
Специалист, контролирующий работу сотрудников в продажах, обслуживании, маркетинге или производстве-это...
- Супервайзер -40%
- Арт-директор - 30%
- Бренд-менеджер - 30%
30%
40%
30%
Правда ли, что аджастер — эксперт по страховым случаям?
46%
54%
6,67%
Выберите верные утверждения:
- Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке -76,6%
- Рекрутер работает с косметикой -16,6%
- Грумер — сотрудник ресторана или кафе -6,67%
16,6%
76,6%
Правда ли, что титестер— это специалист, который занимается профилактикой и лечением заболеваний с помощью лекарственных растений?
36%
64%
Чем, по вашему мнению, занимается медиа-байер?
- Закупкой рекламы -43,3%
- Разработкой визуального оформления и интерфейса сайтов -40%
- Оценкой качества чая-16,6%
16,6%
40%
43,3%
6,67%
Кто такой арт-директор?
- Руководитель творческого процесса -83,3%
- Парикмахер для животных -10%
- Руководитель администрации города -6,67%
10%
83,3%
Исследование, направленное на выявление профессиональных предпочтений учащихся.
- IT- 20%
- Медицина -30%
- Творчество-50%
20%
50%
30%
Вывод по практической части
Результаты анкетирования:
- Ученики школы №14 хорошо ориентируются в областях деятельности новых профессий.
- Учащиеся понимают термины, связанные с профессиями из IT, юриспруденции и бизнеса.
- Есть проблемы с пониманием названий профессий в схожих областях.
- Школьники плохо различают должности, связанные с управлением и руководством людьми.
Необходимость помощи старшеклассникам:
- Старшеклассникам нужна помощь в ознакомлении с новыми профессиями.
Интересы учащихся:
- Учащиеся хотят узнать больше о специальностях в сферах IT, медицины и творчества.
Создание справочника:
- На основе интересов учащихся был создан справочник-навигатор (приложение 2), который помогает ознакомиться с профессиями и выбрать учебные заведения, в которых можно получить выбранную специальность.
Подтверждение гипотезы:
- Ученики нуждаются в дополнительной информации для осознанного выбора карьеры.
- Трудности с пониманием профессиональной лексики ограничивают их возможности.
Пути решения проблемы:
- Использование справочника-навигатора по новым профессиям (созданного мной в результате исследования).
- Организация мероприятий для знакомства с профессиями.
- Проведение дней открытых дверей в учебных заведениях.
- Создание сообществ и блогов для обсуждения профессий.
- Использование игровых форматов для интерактивного обучения.
Вывод
История названий новых профессий, их особенности, классификация и терминология:
- Изучила происхождение и развитие новых профессий.
- Определила их уникальные характеристики и функции.
- Классифицировала профессии по различным критериям.
- Проанализировала профессиональную терминологию и её эволюцию.
Анализ литературы и анкетирование:
- Исследовала существующие источники информации о новых профессиях.
- Провела анкетирование среди учеников для выявления их знаний и интересов.
- Обобщила результаты анкетирования и выявила основные проблемы.
Список литературы
- Лысова Людмила Александровна , учитель русского языка и литературы. Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект). https://urok.1sept.ru/articles/689352
- Айнур Агорен. «Новые названия профессий и должностей в русском языке» . «Преподаватель XXI век»
- © СШ 10 г.Минска. Новые профессии. http://sch10.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=53821
- © Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. Словарь профессий. https://www.bsu.ru/abit/help/profession/
- © 2025 ООО «Хэдхантер». Профессии будущего: новые и перспективные. https://hh.ru/article/14969
- Skypro. Каналы и средства медиакоммуникаций. https://sky.pro/wiki/profession/kanaly-i-sredstva-mediakommunikacij/
- Китова Е. Б. Боброва Е. А. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ, СТРУКТУРНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. «Russian Linguistic Bulletin»
- Елена Руднева Редактор Финансового словаря. Банки.ру. Страховой агент. https://www.banki.ru/wikibank/strahovoy_agent/
Справочник для выпускников “Навигатор профессий”
Профессии в сфере IT:
Вузы: 1) Пермский филиал Национального исследовательского университета Высшая школа экономики .
2) МИРЭА – Российский технологический университет .
3) Институт бизнеса и дизайна
Колледжи: 1) Колледж дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова
2) Айти колледж Хекслет (Москва)
3) Ярославский колледж сервиса и дизайна
2. Контент-менеджер.
Вузы: 1) Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы .
2) Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) .
3) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна .
Колледжи: 1) Международная академия информационных технологий ИТ ХАБ (IThub college) .
2) Колледж Московского финансово-промышленного университета Синергия .
3) Алтайский бизнес-колледж .
3. Геймдизайнер.
Вузы: 1) Брянский государственный технический университет .
2) Университет науки и технологий МИСИС
3) Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Колледжи: 1) Колледж дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова .
2) Айти колледж Хекслет (Москва) .
3) Колледж Международного института дизайна и сервиса .
4. Data Scientist.
Профессии в сфере медицины:
Вузы: 1) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
1. Биотехнолог.
Вузы: 1) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева .
2) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
2) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого .
3) Московский технический университет связи и информатики
3) Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова .
Колледжи: 1) IT-колледж цифровых профессий Maxitet
Колледжи: 1) Байкальский многопрофильный колледж .
5. AI Developer
2. Фитотерапевт.
Вузы: 1) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Вузы: 1) Университет Реавиз в Санкт-Петербурге .
2) Новосибирский национальный исследовательский государственный университет .
3) Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина)
Колледжи: 1) Колледж Университета «Синергия»
3) Российский государственный социальный университет .
3. Тканевый инженер.
2) IT-колледж «Хекслет»
3) Московский колледж информационных технологий
Вузы: 1) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина .
2) Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) .
3) Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица .
3) Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского .
Колледжи: 1) Академия креативных индустрий ЛОКОН .
4. Генетический консультант
Вузы: 1) Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
2) Колледж предпринимательства № 11 .
2) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
3) Киноколледж № 40 Московская международная киношкола .
3) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
2. Визажист.
5. Оператор медицинских роботов
Колледжи: 1) Образовательный комплекс Юго-Запад .
Вузы: 1) Филиал Медицинского университета Реавиз в городе Москве
2) Колледж сферы услуг № 10 .
2) Севастопольский государственный университет
3) Дмитровский техникум .
3. Колорист.
3) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Вузы: 1) Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина.
Колледжи: 1) Алабуга Полите х
Профессии в сфере творчества:
2) Многопрофильный университет инновационных технологий (МУИТ).
Колледжи: 1) Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова.
1. Арт-директор.
2) Реставрационно-художественный колледж (Санкт-Петербург).
Вузы: 1) Московский городской педагогический университет .
3) Колледж Connector.
2) Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) РУДН .
4. VR/AR-художник
Вузы: 1) Московский университет имени С.Ю. Витте
2) Уфимский государственный нефтяной технический университет
3) Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Колледжи: 1) Московский городской открытый колледж
2) Петровский колледж
5. Б локчейн-специалист
Вузы: 1) Национальный исследовательский университет МЭИ
2) Южно-Уральский технологический университет
3) Московский технологический институт
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ