СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые профессии и их названия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость проекта

Помощь выпускникам школ и будущим абитуриентам высших учебных заведений в выборе профессии посредством изучения рынка новых профессий и составления справочника-навигатора.

4. Гипотеза: ученики имеют недостаточное количество информации о новых профессиях, что может ограничивать их возможности в выборе будущей профессии и самореализации. Поэтому школьникам нужна помощь в профориентации.

Просмотр содержимого документа
«Новые профессии и их названия»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  Тема: «Новые профессии в современном мире и их названия» Учебное заведение: МБОУ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Новые профессии в современном мире и их названия»

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"

Класс: 10 А

Автор: Монахова Надежда

Предмет, по которому выполнен проект: русский язык

Научный руководитель: Муранова Елена

Николаевна, учитель высшей

квалификационной категории русского

языка и литературы МБОУ «СОШ №14»

города Сергиева Посада

 Цели и задачи исследования: Ознакомление с новыми профессиями, их названиями и значениями.  Изучение происхождения новых профессий и выяснение лексического значения их названий. Анкетирование учащихся для определения уровня их осведомлённости о новых профессиях. Помощь выпускникам школ и будущим абитуриентам высших учебных заведений в выборе профессии. Составление справочника-навигатора по новым профессиям. Методы исследования:  изучение литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение.  Актуальность исследования:   Исследование актуально в связи с пополнением лексики русского языка новыми названиями профессий. Работа актуальна также из-за отсутствия информации о новых профессиях у школьников, что может мешать их самореализации. Гипотеза исследования:  ученики имеют недостаточное количество информации о новых профессиях, что может ограничивать их возможности в выборе будущей профессии и самореализации. Поэтому школьникам нужна помощь в профориентации.

Цели и задачи исследования:

  • Ознакомление с новыми профессиями, их названиями и значениями.
  • Изучение происхождения новых профессий и выяснение лексического значения их названий.
  • Анкетирование учащихся для определения уровня их осведомлённости о новых профессиях.
  • Помощь выпускникам школ и будущим абитуриентам высших учебных заведений в выборе профессии.
  • Составление справочника-навигатора по новым профессиям.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение.

Актуальность исследования: Исследование актуально в связи с пополнением лексики русского языка новыми названиями профессий. Работа актуальна также из-за отсутствия информации о новых профессиях у школьников, что может мешать их самореализации.

Гипотеза исследования: ученики имеют недостаточное количество информации о новых профессиях, что может ограничивать их возможности в выборе будущей профессии и самореализации. Поэтому школьникам нужна помощь в профориентации.

История появления названий новых профессий  Названия, связанные с изменением требований к профессиям Названия, связанные с технологиями Названия, связанные с экологией и устойчивым развитием Названия, связанные с креативностью и творчеством Названия, связанные с интеграцией различных сфер деятельности Названия, связанные с социальными изменениями Названия, связанные с новыми отраслями и сферами деятельности  Названия, образованные от иностранных слов

История появления названий новых профессий

Названия, связанные с изменением требований к профессиям

Названия, связанные с технологиями

Названия, связанные с экологией

и устойчивым развитием

Названия, связанные с креативностью и творчеством

Названия, связанные с интеграцией различных сфер деятельности

Названия, связанные с

социальными изменениями

Названия, связанные с новыми отраслями и сферами деятельности

Названия, образованные от иностранных слов

Отличительные черты названий новых профессий Термины, созданные на основе существующих слов с добавлением новых элементов Краткость и лаконичность Специфика и особенности новых профессий Использование иностранных слов и терминов

Отличительные черты названий новых профессий

Термины, созданные на основе существующих слов с добавлением новых элементов

Краткость и лаконичность

Специфика и особенности новых профессий

Использование иностранных слов и терминов

Фонетические особенности Новые технологии и профессии  Многообразие языков и культур Слово «коучер» содержит звуки [ч] и [р], которые могут быть связаны с английским словом «coach», означающим тренера или наставника Слово «программист» содержит звук [м], который может указывать на работу с кодом и программированием    Аббревиатуры и сокращения  Слово «SEO-специалист» содержит звуки [с] и [э], которые могут указывать на оптимизацию сайтов и поисковых систем  Иностранные слова и термины Слово «дизайнер» содержит звук [з], который может указывать на творчество и дизайн Звукоподражание и ассоциации Слово «блогер» содержит звуки [г] и [р], которые могут ассоциироваться с общением

Фонетические особенности

Новые технологии и профессии

Многообразие языков и культур

Слово «коучер» содержит звуки [ч] и [р], которые могут быть связаны с английским словом «coach», означающим тренера или наставника

Слово «программист» содержит звук [м], который может указывать на работу с кодом и программированием

Аббревиатуры и сокращения

Слово «SEO-специалист» содержит звуки [с] и [э], которые могут указывать на оптимизацию сайтов и поисковых систем

Иностранные слова и термины

Слово «дизайнер» содержит звук [з], который может указывать на творчество и дизайн

Звукоподражание и ассоциации

Слово «блогер» содержит звуки [г] и [р], которые могут ассоциироваться с общением

Словообразовательные особенности Конверсия «биоинженер», «видеомонтажёр», «бизнес-аналитик» Сложные слова «программист»  «менеджер по продажам» Калькирование  «HR-менеджер» (менеджер по персоналу) Аббревиатуры «косметолог-эстетист»  Словосложение Неологизмы «тиктокер»,«блогер-инфлюенсер» «спец»  « биохимик », «социолог», «биограф» Усечение Аффиксация

Словообразовательные особенности

Конверсия

«биоинженер», «видеомонтажёр», «бизнес-аналитик»

Сложные слова

«программист»

«менеджер по продажам»

Калькирование

«HR-менеджер» (менеджер по персоналу)

Аббревиатуры

«косметолог-эстетист»

Словосложение

Неологизмы

«тиктокер»,«блогер-инфлюенсер»

«спец»

« биохимик », «социолог», «биограф»

Усечение

Аффиксация

 Классификация названий новых профессий по тематическим группам Профессии и должности, связанные с бизнесом  Спортивные профессии Бизнес-аналитик, бренд-менеджер, мерчандайзер  Бодибилдер, кикбоксер, сёрфер Профессии и должности, связанные со сферой услуг Профессии и должности, связанные с IT-технологиями Бариста, грумер, шопер Веб-дизайнер, контент-менеджер, геймдизайнер Рабочие профессии и должности Творческие профессии и должности Арт-директор, визажист, колорист Клинер, промоутер-распространитель, титестер Медицинские профессии Научные профессии Биотехнолог, биоэнергетик, фитотерапевт Биоинженер, геополитик, эколог Профессии и должности чиновников и служащих Профессии и должности, связанные со СМИ Рекрутер, супервайзер, хостес Медиа-байер, интервьюер Юридические профессии Военные профессии и должности Аджастер, тальман Контрактник, силовик

Классификация названий новых профессий по тематическим группам

Профессии и должности, связанные с бизнесом

Спортивные профессии

Бизнес-аналитик, бренд-менеджер, мерчандайзер

Бодибилдер, кикбоксер, сёрфер

Профессии и должности, связанные со сферой услуг

Профессии и должности, связанные с IT-технологиями

Бариста, грумер, шопер

Веб-дизайнер, контент-менеджер, геймдизайнер

Рабочие профессии и должности

Творческие профессии и должности

Арт-директор, визажист, колорист

Клинер, промоутер-распространитель, титестер

Медицинские профессии

Научные профессии

Биотехнолог, биоэнергетик, фитотерапевт

Биоинженер, геополитик, эколог

Профессии и должности чиновников и служащих

Профессии и должности, связанные со СМИ

Рекрутер, супервайзер, хостес

Медиа-байер, интервьюер

Юридические профессии

Военные профессии и должности

Аджастер, тальман

Контрактник, силовик

 Вывод по теоретической части  Отражение изменений в обществе, экономике и технологиях;  Использование заимствований, аббревиатур и терминов;  Краткость и лаконичность;  Фонетические особенности;  Уникальность и адаптивность; Роль в глобализации и интеграции

Вывод по теоретической части

  • Отражение изменений в обществе, экономике и технологиях;
  • Использование заимствований, аббревиатур и терминов;
  • Краткость и лаконичность;
  • Фонетические особенности;
  • Уникальность и адаптивность;
  • Роль в глобализации и интеграции

Чем, по вашему мнению, занимается геймдизайнер? 10% Дезинфекцией помещений - 10% Приготовлением кофейных напитков - 10% Созданием концепции и механики игры - 80% 10% 80% Число респондентов: 30 человек Возраст: 16-17 лет Род занятий: учащиеся Место проведения: МБОУ СОШ №14 Время проведения: январь 2025 г.

Чем, по вашему мнению, занимается геймдизайнер?

10%

  • Дезинфекцией помещений - 10%
  • Приготовлением кофейных напитков - 10%
  • Созданием концепции и механики игры - 80%

10%

80%

Число респондентов:

30 человек

Возраст: 16-17 лет

Род занятий: учащиеся

Место

проведения: МБОУ СОШ №14

Время проведения:

январь 2025 г.

Кто такой мерчендайзер? Специалист, который занимается продвижением товаров или услуг в местах их продаж-76,6% Специалист, который работает с цветом - 16,6% Исполнитель, который работает в жанре кантри - 6,67% 16,6% 6,67% 76,6%

Кто такой мерчендайзер?

  • Специалист, который занимается продвижением товаров или услуг в местах их продаж-76,6%
  • Специалист, который работает с цветом - 16,6%
  • Исполнитель, который работает в жанре кантри - 6,67%

16,6%

6,67%

76,6%

Специалист, контролирующий работу сотрудников в продажах, обслуживании, маркетинге или производстве-это... Супервайзер -40% Арт-директор - 30% Бренд-менеджер - 30% 30% 40% 30%

Специалист, контролирующий работу сотрудников в продажах, обслуживании, маркетинге или производстве-это...

  • Супервайзер -40%
  • Арт-директор - 30%
  • Бренд-менеджер - 30%

30%

40%

30%

Правда ли, что аджастер — эксперт по страховым случаям? Да-54% Нет-46% 46% 54%

Правда ли, что аджастер — эксперт по страховым случаям?

  • Да-54%
  • Нет-46%

46%

54%

6,67% Выберите верные утверждения: Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке -76,6% Рекрутер работает с косметикой -16,6% Грумер — сотрудник ресторана или кафе -6,67% 16,6% 76,6%

6,67%

Выберите верные утверждения:

  • Тальман — специалист по учёту и проверке массы грузов при погрузке и выгрузке -76,6%
  • Рекрутер работает с косметикой -16,6%
  • Грумер — сотрудник ресторана или кафе -6,67%

16,6%

76,6%

Правда ли, что титестер— это специалист, который занимается профилактикой и лечением заболеваний с помощью лекарственных растений? Нет-64% Да-36% 36%  64%

Правда ли, что титестер— это специалист, который занимается профилактикой и лечением заболеваний с помощью лекарственных растений?

  • Нет-64%
  • Да-36%

36%

64%

Чем, по вашему мнению, занимается медиа-байер? Закупкой рекламы -43,3% Разработкой визуального оформления и интерфейса сайтов -40% Оценкой качества чая-16,6% 16,6% 40% 43,3%

Чем, по вашему мнению, занимается медиа-байер?

  • Закупкой рекламы -43,3%
  • Разработкой визуального оформления и интерфейса сайтов -40%
  • Оценкой качества чая-16,6%

16,6%

40%

43,3%

6,67% Кто такой арт-директор? Руководитель творческого процесса -83,3% Парикмахер для животных -10% Руководитель администрации города -6,67% 10% 83,3%

6,67%

Кто такой арт-директор?

  • Руководитель творческого процесса -83,3%
  • Парикмахер для животных -10%
  • Руководитель администрации города -6,67%

10%

83,3%

Исследование, направленное на выявление профессиональных предпочтений учащихся. IT- 20% Медицина -30% Творчество-50% 20% 50% 30%

Исследование, направленное на выявление профессиональных предпочтений учащихся.

  • IT- 20%
  • Медицина -30%
  • Творчество-50%

20%

50%

30%

Вывод по практической части Результаты анкетирования:     - Ученики школы №14 хорошо ориентируются в областях деятельности новых профессий.     - Учащиеся понимают термины, связанные с профессиями из IT, юриспруденции и бизнеса.     - Есть проблемы с пониманием названий профессий в схожих областях.     - Школьники плохо различают должности, связанные с управлением и руководством людьми. Необходимость помощи старшеклассникам:     - Старшеклассникам нужна помощь в ознакомлении с новыми профессиями. Интересы учащихся:     - Учащиеся хотят узнать больше о специальностях в сферах IT, медицины и творчества. Создание справочника:     - На основе интересов учащихся был создан справочник-навигатор (приложение 2), который помогает ознакомиться с профессиями и выбрать учебные заведения, в которых можно получить выбранную специальность.

Вывод по практической части

Результаты анкетирования:

    - Ученики школы №14 хорошо ориентируются в областях деятельности новых профессий.

    - Учащиеся понимают термины, связанные с профессиями из IT, юриспруденции и бизнеса.

    - Есть проблемы с пониманием названий профессий в схожих областях.

    - Школьники плохо различают должности, связанные с управлением и руководством людьми.

Необходимость помощи старшеклассникам:

    - Старшеклассникам нужна помощь в ознакомлении с новыми профессиями.

Интересы учащихся:

    - Учащиеся хотят узнать больше о специальностях в сферах IT, медицины и творчества.

Создание справочника:

    - На основе интересов учащихся был создан справочник-навигатор (приложение 2), который помогает ознакомиться с профессиями и выбрать учебные заведения, в которых можно получить выбранную специальность.

Подтверждение гипотезы:

    - Ученики нуждаются в дополнительной информации для осознанного выбора карьеры.

    - Трудности с пониманием профессиональной лексики ограничивают их возможности.

Пути решения проблемы:

  • Использование справочника-навигатора по новым профессиям (созданного мной в результате исследования).

  - Организация мероприятий для знакомства с профессиями.

    - Проведение дней открытых дверей в учебных заведениях.

    - Создание сообществ и блогов для обсуждения профессий.

    - Использование игровых форматов для интерактивного обучения.

Вывод

История названий новых профессий, их особенности, классификация и терминология:

    - Изучила происхождение и развитие новых профессий.

    - Определила их уникальные характеристики и функции.

    - Классифицировала профессии по различным критериям.

    - Проанализировала профессиональную терминологию и её эволюцию.

Анализ литературы и анкетирование:

    - Исследовала существующие источники информации о новых профессиях.

    - Провела анкетирование среди учеников для выявления их знаний и интересов.

    - Обобщила результаты анкетирования и выявила основные проблемы.

Список литературы Лысова Людмила Александровна , учитель русского языка и литературы. Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект). https://urok.1sept.ru/articles/689352 Айнур Агорен. «Новые названия профессий и должностей в русском языке» . «Преподаватель XXI век» © СШ 10 г.Минска. Новые профессии. http://sch10.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=53821  © Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. Словарь профессий. https://www.bsu.ru/abit/help/profession/ © 2025 ООО «Хэдхантер». Профессии будущего: новые и перспективные. https://hh.ru/article/14969 Skypro. Каналы и средства медиакоммуникаций. https://sky.pro/wiki/profession/kanaly-i-sredstva-mediakommunikacij/  Китова Е. Б. Боброва Е. А. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ, СТРУКТУРНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. «Russian Linguistic Bulletin»  Елена Руднева Редактор Финансового словаря. Банки.ру. Страховой агент. https://www.banki.ru/wikibank/strahovoy_agent/

Список литературы

  • Лысова Людмила Александровна , учитель русского языка и литературы. Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект). https://urok.1sept.ru/articles/689352
  • Айнур Агорен. «Новые названия профессий и должностей в русском языке» . «Преподаватель XXI век»
  • © СШ 10 г.Минска. Новые профессии. http://sch10.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=53821
  • © Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. Словарь профессий. https://www.bsu.ru/abit/help/profession/
  • © 2025 ООО «Хэдхантер». Профессии будущего: новые и перспективные. https://hh.ru/article/14969
  • Skypro. Каналы и средства медиакоммуникаций. https://sky.pro/wiki/profession/kanaly-i-sredstva-mediakommunikacij/
  • Китова Е. Б. Боброва Е. А. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ, СТРУКТУРНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. «Russian Linguistic Bulletin»
  • Елена Руднева Редактор Финансового словаря. Банки.ру. Страховой агент. https://www.banki.ru/wikibank/strahovoy_agent/

Справочник для выпускников “Навигатор профессий”

Профессии в сфере IT:

  • Веб-дизайнер.

Вузы: 1) Пермский филиал Национального исследовательского университета Высшая школа экономики .

2) МИРЭА – Российский технологический университет .

3) Институт бизнеса и дизайна

Колледжи: 1) Колледж дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова

2) Айти колледж Хекслет (Москва)

3) Ярославский колледж сервиса и дизайна

2. Контент-менеджер.

Вузы: 1) Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы .

2) Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) .

3) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна .

Колледжи: 1) Международная академия информационных технологий ИТ ХАБ (IThub college) .

2) Колледж Московского финансово-промышленного университета Синергия .

3) Алтайский бизнес-колледж .

3. Геймдизайнер.

Вузы: 1) Брянский государственный технический университет .

2) Университет науки и технологий МИСИС

3) Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Колледжи: 1) Колледж дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова .

2) Айти колледж Хекслет (Москва) .

3) Колледж Международного института дизайна и сервиса .

4. Data Scientist.

Профессии в сфере медицины:

Вузы: 1) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

1. Биотехнолог.

Вузы: 1) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева .

2) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

2) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого .

3) Московский технический университет связи и информатики

3) Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова .

Колледжи: 1) IT-колледж цифровых профессий Maxitet

Колледжи: 1) Байкальский многопрофильный колледж .

5. AI Developer

2. Фитотерапевт.

Вузы: 1) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

2) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Вузы: 1) Университет Реавиз в Санкт-Петербурге .

2) Новосибирский национальный исследовательский государственный университет .

3) Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина)

Колледжи: 1) Колледж Университета «Синергия»

3) Российский государственный социальный университет .

3. Тканевый инженер.

2) IT-колледж «Хекслет»

3) Московский колледж информационных технологий

Вузы: 1) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина .

2) Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) .

3) Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица .

3) Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского .

Колледжи: 1) Академия креативных индустрий ЛОКОН .

4. Генетический консультант

Вузы: 1) Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

2) Колледж предпринимательства № 11 .

2) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

3) Киноколледж № 40 Московская международная киношкола .

3) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

2. Визажист.

5. Оператор медицинских роботов

Колледжи: 1) Образовательный комплекс Юго-Запад .

Вузы: 1) Филиал Медицинского университета Реавиз в городе Москве

2) Колледж сферы услуг № 10 .

2) Севастопольский государственный университет

3) Дмитровский техникум .

3. Колорист.

3) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Вузы: 1) Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина.

Колледжи: 1) Алабуга Полите х

Профессии в сфере творчества:

2) Многопрофильный университет инновационных технологий (МУИТ).

Колледжи: 1) Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова.

1. Арт-директор.

2) Реставрационно-художественный колледж (Санкт-Петербург).

Вузы: 1) Московский городской педагогический университет .

3) Колледж Connector.

2) Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) РУДН .

 4. VR/AR-художник Вузы: 1) Московский университет имени С.Ю. Витте 2) Уфимский государственный нефтяной технический университет 3) Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов Колледжи: 1) Московский городской открытый колледж 2) Петровский колледж 5. Б локчейн-специалист Вузы: 1) Национальный исследовательский университет МЭИ 2) Южно-Уральский технологический университет 3) Московский технологический институт

4. VR/AR-художник

Вузы: 1) Московский университет имени С.Ю. Витте

2) Уфимский государственный нефтяной технический университет

3) Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Колледжи: 1) Московский городской открытый колледж

2) Петровский колледж

5. Б локчейн-специалист

Вузы: 1) Национальный исследовательский университет МЭИ

2) Южно-Уральский технологический университет

3) Московский технологический институт

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ