СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые технологии организации современного учебного занятия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии в учебном процессе дополнительного образования: развивающие, личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, дифференцированное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Новые технологии организации современного учебного занятия»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

«ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ»













«Новые технологии организации

современного учебного занятия»










подготовила методист Колодкина Н.А.





Липецк


Современная реформа образования в России, связанная с  реализацией личностно-ориентированного подхода,  вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;

  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

Педагогические технологии дополнительного образования сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Целенаправленное развитие способностей обучающихся, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике современных педагогических технологий.

Ведущими в процессе реализации образовательных программ являются группа личностно-ориентированных технологий и технология развивающего обучения. Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, совершенствовать приёмы взаимодействия педагога и детей с установкой на саморазвитие личности. Основной путь реализации личностно-ориентированных технологий – разработка и внедрение интегрированных программ, переход от программирования знаний, умений и навыков к прогнозированию путей развития личности обучающегося.

При применении технологии дифференцированного обучения педагоги делят обучающихся на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное отношение обучающихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предметной области, к личности педагога. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов освоения программы.

Применение модульной технологии оправдано в практике работы педагогов художественно-эстетической направленности УДО, важными аспектами которой является разработка специальных инструкций  (например, технологических карт) для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

В течение последних лет педагоги, реализуя идею «обучение через открытие», все более активно используют  технологию проблемного обучения, создавая  на занятии проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин, Е.М. Минскин, С.В. Григорьев и др.), естественно, применяются педагогами дополнительного образования в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников, и используются как при организации учебных занятий, так и в досуговой деятельности. Именно через использование различных игр на занятиях обучающийся по-другому начинает воспринимать, понимать и творчески проявлять свое отношение к окружающему миру. Умелое использование педагогами игр и нетрадиционных форм в обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусствам с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желания обучающихся формирует способность к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности, тем самым создавая условия для развития творческой личности.

В тесном взаимодействии с обучающимися, их родителями и коллегами педагоги планируют и организуют свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. А учитывая, что проблема здоровья детей в настоящее время стоит настолько остро, что формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения стали первоочередными, не только государственными, но и общенациональными задачами. Педагогический коллектив применяет как элементы, так и комплексы оздоровительных мероприятий, комбинируя элементы различных здоровьесберегающих технологий: арт-педагогики, В.Ф. Базарного, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,  элементы психогимнастики по В.Т. Кудрявцеву и др. А также:

- развивающие тренажёры;

- психологические игры;

- творческие этюды;

- обучение приёмам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться;

- групповое обсуждение;

- интерактивные игры и разминки.

Современное общество в свете предъявления все более высоких требований к системе образования уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Учреждения дополнительного образования как носители культуры и знаний тоже не могут оставаться в стороне. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дополнительном образовании не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы педагога. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления нового материала на учебных занятиях можно считать создание мультимедийных презентаций. Почему именно презентация? «Презентация» в переводе с английского - «представление». Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает  в себе динамику, звук, изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность педагогу скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, что позволяет построить занятия так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентация с использованием анимационных эффектов помогает не только составить яркий эмоциональный образ, но и усиливает активизацию познавательной деятельности обучающегося. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Использование электронных презентаций помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой информации.

По способу разработки презентации могут быть следующих видов:

- с использованием интернет-ресурсов (могут использоваться не только непосредственно на занятиях, но и для подготовки к ним);

- специальные (сюда включаются все электронные презентации, выпускаемые различными издательствами);

- универсальные - предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

Презентации как дидактический материал могут быть использованы в качестве обучающего, контролирующего и  проверочного материала на занятиях по определенным видам и жанрам изобразительного творчества.

Презентационный материал разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся. Поэтому презентация выполнена с использованием анимационных эффектов, а для лучшего восприятия подаваемой информации обучающий материал представлен в форме игры-путешествия по сказочному королевству. С помощью таких презентаций обучающимся открываются большие возможности для вовлечения в мир изобразительного искусства.

Самыми интересными и эффективными являются занятия с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть занятия, разработанные педагогом с учётом возрастных особенностей и, главное, с учетом степени подготовленности обучающегося. В процессе создания такого презентационного материала возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.

Использование информационных технологий обучения и электронных образовательных ресурсов позволяет включать обучающихся в активную учебную деятельность, направленную на развитие познавательных способностей, возможностей практического применения знаний и умений. Использование компьютера на занятиях позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый обучающийся сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие занятия создают у обучающихся позитивный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их большую информированность.         

      С целью создания условий для удовлетворения потребностей обучающегося,  самостоятельного воплощения  творческих замыслов и демонстрации его творческих достижений педагоги дополнительного образования широко используют исследовательские и проектные методы, технологию полного усвоения (создание индивидуальных образовательных маршрутов), а также проводят интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях: занятия-соревнования  (конкурсы, турниры, викторины); занятия, основанные на методах общественной практики (репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, газета и так далее); занятия-фантазии (сказка, сюрприз, приключение).

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. А у обучающихся образовательные технологии позволяют повысить интерес к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни будущего поколения.

Об эффективности использования современных образовательных технологий свидетельствует позитивная динамика результатов образовательной деятельности.

Таким образом, принципиально важным остается то, что в педагогическом коллективе поддерживается инновационный дух и творческий поиск. Педагоги совершенствуют то, что наработано, применяют новые подходы в своей деятельности, то есть постоянно происходит процесс профессионального и личностного роста и саморазвития педагогов. А это залог успешности учреждения.