Новые возможности преподавания и обучения русскому языку
Алихан Гульмира Абдиганиевна
учитель казахской средней школы №152
Шиелийского района
Кызылординской области
Сегодня мы часто говорим и слышим о необходимости перемен в области повышения квалификации работников образования. Перед современным обществом стоит задача подготовки и переподготовки учителей, в полной мере реализующих основные идеи на компетентностном и личностно-ориентированном подходах. Учителя получили возможность системно и направленно повышать профессиональные квалификационные умения, углубить знания и обогатить опыт посредством взаимодействия через курсовые мероприятия. Об этом свидетельствуют месячные курсы повышения квалификации учителей в рамках обновления содержания среднего образования.
Концепция курсов по программе русского языка направлена на развитие навыков слушания, чтения, говорения, письма, необходимых для общения в бытовой, учебной, социокультурной и официально-деловой сферах жизни и развитие коммуникабельности за счет ролевых игр в рамках тем общения. Только формирование учителя новой формации может привести к реализации поставленных задач в соответствии с требованиями программы. Это означает, что учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная его цель деятельности заключается не только в умелой организации процесса обучения, построенного на конструктивистском подходе, а также в умелой организации самостоятельной деятельности обучающегося, формирования мышления, развития его потенциала. Именно эти качества определяют содержание деятельности современного учителя.
Создание качественного образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. И это сопровождается пониманием и осознанием сути новых изменений, смысла нового качества образования и новых образовательных результатов. Для работы в современной школе учитель должен владеть определенными компетенциями, например, такими как умение конструировать содержание урока с педагогическими подходами к обучению, направленных на формирование понимания и устанавление коммуникаций, а также стремление подлинной связи среди учащихся.
Поэтому при работе необходимо тщательно рассматривать различные подходы и методы обучения.Естественный подход предлагает использовать реальные материалы для чтения: брошюры, листовки, веб-страницы, а не тексты из книг. Большое внимание уделяется уменьшению эмоциональных барьеров, улучшению степени естественного понимания и осмысления через формирование навыков аудирования. Именно поэтому, учитель должен говорить медленно и отчетливо, задавая вопросы и извлекая ответы. Приоритетное направление подхода слушание, понимание и частичное говорение.
Метод физического реагирования поддерживает понимание за счет использования картинок, жестов и действий. Дети получают возможность демонстрировать свое понимание физически, а не через языковой результат. Метод помогает обогащению словарного запаса слов, развитию памяти через выполнения конкретных инструкции, например: сначала коснитесь книги, а затем трижды коснитесь вашей головы; Повернитесь к соседу, сделай шаг вперед, пожмите ему руку, вернитесь на свое место и т.д. А также эту работу можно проводить с картинками, используя следующие глаголы: найдите, покажите, положите, сравните, сделайте описание изображению на картинке...
Коммуникативный метод помогает развитию языковых навыков в процессе живого общения и значительное внимание уделяет коммуникативной компетентности, чем грамматической[1, c.8]. Учителя-словесники понимают, как важно и значимо использование на уроках разных видов работ по формированию коммуникативных умений и навыков.
Использование вышеназванных подходов к обучению создает благоприятные условия для социального сотрудничества и в дальнейшемобеспечивает активное обучение учащихся. Способствует последовательному разрешению проблем: пониманию, осмыслению, умению, применению, реализации и т.д. Кто освоилобязательный уровень пойдет выше к комбинированным заданиям, где требуется усилие каждого. Но каждый пройдет тот путь, который ему по силам, поэтому работают все. По таксономии Блума, нет сильных или слабых – есть заинтересованные.
Какие задания можно использовать на уроках русского языка и литературы?
Для развития коммуникативных навыков можно предлагать детям довольно обстоятельные способы с помошью которых возможно в определенной степени повысить качество обучения. Ситуативные задания, составление диалогов, опросы, интервью, проектные работы и т.п.
Все эти подходы признают важность благоприятной учебной среды, в которой учащиеся чувствуют себя в состоянии практиковать новые умения и навыки чтения, говорения, слушания и письма.
Чтение, по словам многих выдающихся ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это, то чему обучают школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык чтения определяет и эффективность обучения по другим предметам. Поэтому важно контролировать уровень развития навыка чтения каждого ученика, проводить работу по совершенствованию техники чтения[2, c.25].
Обучение носит комплексный характер, формирование одного навыка благоприятно действует на развитие другого навыка:
№ | Навыки слушания | говорения | письма |
1. | Задания для запоминания | парная работа по говорению услышанного | запись ключевых слов |
2. | Слушание текста | совместное обсуждение, формулирование вопросов | слуховой диктант |
3. | Задания для анализа работы партнера | формативное оценивание, измерение по критериям | запись обратной связи |
4. | Аудиоматериалы | ответы на вопросы, суждение, интерпретация | целевые упражнения с помощью графических органайзеров |
5. | Использование видео материалов со звуком и без звука | прогнозы о содержании, определить тип(новости, интервью, драма) | составление вопросов, предложений, заполнение концептуальных таблиц и графических органайзеров |
6. | Активные стратегии обучения: интервью, волшебное зеркало, аллея мнений, реклама, краткий обзор в парах... | запись ключевых слов по памяти |
7. | Тренинги по конструктивистскому слушанию | услышанное проанализировать, разделить на смысловые части | делать обобщения и выводы с помошью пословиц, поговорок или индивидуальный подход |
Многие ученые считают, что обучение аудированию является более сложным по сравнению с обучением чтению, письму и говорению. Потому что слушание напрямую связано с мышлением, анализом, интерпретацией.
Какова основная миссия слушания? К сожалению, до прохождения курсов повышения кваликации в рамках обновления, я была уверена в том, чтобы получить новые знания. Это может и правильно, но во всяком случае, получая любую информацию, мы должны уметь распознавать полученное, анализировать их новизну, значимость, важность, ценность, сходство, разность, изжитость и т.п. Как показывает практика, не всегда миссия слушания предназначена для получения новых знаний. Именно поэтому мы должны научиться управлять процессом слушания учащихся для полноценого развития их познавательных и коммуникативных навыков.
Формирование навыков говорения является основой развития коммуникативного общения, умения выражать собственное отношение к событиям, предметам, явлениям, вести диалоги на учебные или бытовые темы. Навыки сравнения и сопоставления фактов, событий на основе прочитанных рассказов могут обеспечить запросы говорения. А также помогают развитию критического и логического мышления, необходимых для создания самостоятельных выводов и обобщений, творческого использования средств языка для продуктивной речевой деятельности.
Традиционно чтение понимается как процесс декодирования, достижения в котором можно проконтролировать простым подсчётом слов, прочитанных в одну минуту, на основании чего в начальной школе до настоящего времени бытует практика проверки литературной подготовки обучающихся с помощью секундной стрелки обыкновенных часов. Такой подход не отражает современной точки зрения на процесс чтения, который в международных исследованиях и системах оценивания трактуется как грамотность чтения. Грамотность чтения подразумевает понимание, использование и анализ текста для развития знаний и потенциала человека, но не скорочтение.
Чтение не является навыком, имеющим одно измерение, оно интерактивно(читатели получают информацию, черпают мысли и опыт при работе с текстом, размышляют о его содержании), поэтому грамотность чтения не может быть представлена одной шкалой или баллом по этой шкале.
Роль и место литературного чтения в системе учебных предметов позволяют реализовать в учебном процессе широкие межпредметные связи. Прежде всего, владение навыками связной речи и осознанного чтения, а также различными видами работы с текстом значительно помогают обучающимся при освоении других учебных курсов. Именно на уроках языка и литературы формируются представления о целостности мира, взаимосвязи всех его явлений и объектов, взаимодействии людей с окружением. Развивается и обобщается жизненный опыт, используются методы сравнения, противопоставления, аналогии, обобщения, исключения, группировки, классификация, схематизация, словесная, визуальная и слуховая наглядность,драматизация[3, c.42].
Велика роль обновления казахстанской системы образования с представлением современных методик обучения, так как учителя получают возможность апробировать образовательные программы. Практическое использование ресурсов способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя, обеспечивает активное обучение и умение использовать язык с помощью новых подходов в обучении и преподавании русского языка.
Использованная литература:
1. Баяманова Р.Г. Организации коммуникативного ориентированного урока русского языка. Учебно-методическое пособие. Караганда: Издательство ТОО «Арко», 2006.
2. Руководство для учителя. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
3. Развитие русской речи учащихся средних классов/М.Б.Успенский, Н.В.Постнова, И.Г.Чистяковой. Ленинград, «Просвещение», 1998г.