СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый ФГОС, его плюсы и минусы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новый ФГОС, его плюсы и минусы»

Новый ФГОС, его плюсы и минусы.

Слово ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. С 1 сентября 2011 года первые классы нашей школы уже начали учиться по Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения. А с 1 сентября этого учебного года на новые стандарты перешли ещё 57 учеников 1-ых классов.

Принципиальное отличие ФГОС 2-го поколения заключается в том, что его основной целью является не только предметный, но и личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения. Иными словами, ребёнок после окончания начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребёнок научился учиться.

Новый стандарт-это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьёй о требованиях к результатам образования. Поэтому на выходе ученика из начальной школы не будет той стандартной годовой контрольной работы, где по нормам отметок «2» ставится и за 6 ошибок, и за 25. Не будет снижаться балл, если ребёнок сделал ошибки, а потом их исправил. Коррекция очень важна для ребёнка, он должен понимать, что если сам обнаружил ошибку - это здорово, это никак не повлияет на конечный результат. Ещё много лет назад я предлагала нашим учителям уйти от пятибалльной системы, потому что она у многих старательных, но не столь одарённых природой учеников, постепенно отбивает желание учиться.

На совещании по преемственности Людмила Владимировна говорила, как важно не отбить у 5-классников желание учиться, а представьте, как это важно для первоклассника, когда результаты входного мониторинга показывают, какая пропасть между одними и другими детьми, и именно от внутренней мотивации будет во многом зависеть процесс обучения.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио (многие видели, как папка может выглядеть). Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в нашей школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их в индивидуальном портфолио, классный коллектив формирует портфолио класса. Такие папки есть и у пятиклассников, я всегда на родительских собраниях рассказывала, что эти достижения и продвижения ребёнка надо хранить. Думаю, что уместно в 5-ых классах провести классные часы, когда ребята принесут из дома свой накопленный опыт, грамоты, медали, вспомнят о своих достижениях и поделятся впечатлениями. Особенно это важно в 5 «Б» классе, где 2 класса объединились в один, многие дети только начали узнавать друг друга. При новом ФГОС - наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!

Можно ли уже сейчас говорить о каких-то результатах во 2-ых классах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести можно.

Итак, закончен первый год обучения по новым образовательным стандартам. Как он прошел и с чем подошли дети ко второму классу? В первую очередь, изменился сам подход к обучению и воспитанию, очень поменялись уроки. Уже в 1-ых классах на уроках педагоги учат детей самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения. Оказывается, семилетний ребенок способен сформулировать и тему, и проблему; главное - грамотно подвести его к этому. И в этом функция нового учителя, который теперь не транслятор знаний, а направляющая сила ребенка.

Очень важно начинающему школьнику не бояться давать оценку своей деятельности прежде, чем даст её учитель. Пока отметок педагоги не ставят, а используют цветовую гамму, шкалы оценивания, с помощью которых просят ребят оценить свой ответ или письменную работу. За урок шкал может быть несколько, ученик понимает, что если он ошибся в задаче, то может быть на высоте, выполнив геометрический материал. Для ученика это очень важно, поднимает его самооценку, а для учителя процесс трудоёмкий, конечно, поставить одну балльную отметку за всю работу намного проще. Вот поэтому в конце 1-ой четверти я предложила учителям 2-го класса 100 балльную систему оценивания за различные итоговые работы. Мы это вправе выбирать сами, внося изменения в ООП, составленную рабочей группой в том учебном году.

В новых ФГОС большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на других уроках. Неужели это возможно в первых-вторых классах?

Например, на уроках обучения грамоте проходят звук и букву « О», идет работа над словом «осень». Эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года». На уроке музыки - слушание произведений об осени. На уроках ИЗО рисуют осень. На технологии делают сюжетную аппликацию или поделку из овощей и фруктов. На кружке «Театр. Творчество. Дети» (руководитель Т.Б. Терехова), во внеурочное время готовится музыкальный праздник «В гостях у осени», на котором всегда много родителей, они фотографируют, снимают представление. В результате делается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии. Именно проектный и исследовательский метод – один из основных в новом обучении. Я не хочу сказать, что учителя 3-4-ых классов не занимаются проектной деятельностью. Особенно этот вид работы нравится Н.В.Лобовой, но у неё пока нет той материально-технической базы в классе, которой обладают учителя, идущие по ФГОС. Компьютерные технологии вообще широко используются сейчас в начальной школе. У каждого учителя есть оборудованное компьютерное место. В школу закуплены нетбуки, и теперь на уроках наряду с традиционным письмом дети осваивают и клавиатурный набор текста. Ребята знакомятся с разными источниками информации и умеют с ними работать.

Не все, конечно, так гладко и у них. Были и проблемы с приобретением и установкой техники, ее освоением. Большие психологические трудности испытали и сами учителя: нужно было перестроить себя, всю наработанную годами систему преподавания. Однако многие страхи уже позади, хотя техника порой подводит в самый неподходящий момент, а системный администратор сейчас работает не на полную ставку, и его просто на всех не хватает.

Учебники с интересными заданиями развивающего характера, конечно, способствуют мотивации учеников на учебу, а вот для учителей переход сразу на все новые учебники - это очень сложно. Но, посещая уроки, и я, и Наталья Петровна видим, что будущие второклассники владеют различными грамматическими разборами на уровне нынешних 3-классников, а вот задачами учебники не перегружены. Может быть, это очень уместно вводить различные виды задач, когда ребята овладеют осознанным чтением. В конце этой четверти я проверила технику чтения в 2-ух вторых классах. И главное требование-это не количество прочитанных слов, как было ранее, а безошибочность и понимание прочитанного. В 1 «А» классе только один ребёнок не понял, о чём прочитал даже по наводящим вопросам, во 2 « Б» классе не понял новый ученик, который проучился только 1-ую четверть и уже выбыл. Кроме того, ребятам надо было подумать, почему именно так озаглавил автор произведение и какое заглавие могли бы дать они, если были бы на месте Е. Чарушина. В этот момент очень важно расположить ребёнка, показать ему, что дать ошибочное мнение-это не страшно, вовремя подбодрить - и сразу на твоих глазах ученик начинает раскрепощаться и раскрываться. Конечно, на уроке литературного чтения, когда наполняемость классов велика - на такое тесное общение у учителя просто не хватает времени, поэтому переход на новые стандарты предполагает наличие предметных и надпредметных модулей. Их ведут сами учителя и специалисты ДШИ, которые, работая с группой детей, могут выявить, в каком направлении ученику интереснее двигаться.

В нашей школе можно выбрать любое направление, которое по душе ребёнку: спорт, проектную или исследовательскую деятельность, танцы, художественный труд, театр - это тоже обязательное условие нового стандарта.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения.

Именно поэтому в мае месяце нас пригласили на большой семинар в КОИРО, где сказали, что будет проведён эксперимент в 4-ых классах, проанализировав который будет определяться тот базовый уровень заданий и заданий повышенной сложности, которые должны будут выполнить будущие второклассники, закончив начальную школу. Просили быть очень объективными, ни в коем случае не наталкивать детей, не давать дополнительных комментарий. Именно поэтому ни я, ни Наталья Петровна, ни Лариса Михайловна даже не заходили в класс.

В октябре этого года я ездила вместе с Юрилиной Ю.В. за получением результатов этой апробации. На графиках нам показали, какие задания и какой сложности должен будет осилить каждый выпускник школы - это задания базового уровня. Лично я очень довольна своим результатом, из 26 детей 14 имеют повышенный уровень, при том, что 4 отличника из класса выбыли, в других школах они тоже отличники, 7 имеют базовый уровень и только 4 человека немного не дотянули до базового уровня. Результат всего на 4 % ниже, чем по всей России. А главное, что на мониторинге в 5 классе учащиеся почти 100 % подтвердили свои годовые отметки. Я не стала вступать в дискуссию на совещании по преемственности, знала, что буду говорить об этом сегодня. В 5 «А» классе есть дети с высоким показателем, чего нет в «Б», а вот средний балл у 5 «Б» по русскому значительно выше, чем у 5 «А». Результат по математике и окружающему миру я отдала учителям, на МО мы обязательно проанализируем все результаты и наметим пути решения для преодоления пробелов.

Думаю, что наши первоклассники и второклассники покажут на выходе результаты ещё лучше, учителя всё для этого делают!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!