СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке –были «Кладовая солнца».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке: 5.2.4.1- анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя; 5.2.5.1- характеризовать героев при поддержке учителя; 5.2.8.1 - анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм, метафоры) при поддержке учителя; 5.2 7.1- определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.

Просмотр содержимого документа
«Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке –были «Кладовая солнца».»

Дата:

ФИО учителя: Лепехина Надежда Викторовна КГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау»

5 «Г» класс

Урок №

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке –были «Кладовая солнца»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.2.4.1- анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя;

5.2.5.1- характеризовать героев при поддержке учителя;

5.2.8.1 - анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм, метафоры) при поддержке учителя;

5.2 7.1- определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.

Цели урока

Формировать умение определять качества характера героя, составлять характеристику, определять отношение автора к главным героям, объективно оценивать свою работу и работу одноклассников.

Критерии оценивания

  • выявляет положительные и отрицательные качества характера, подтверждает примерами из текста;

  • выписывает изобразительно-выразительные средства, характеризующие героя для выявления авторской позиции;

  • выражает свое отношение и оценивает персонажей;

  • объективно оценивает свою работе и работу одноклассников.

Языковые цели


Учащиеся смогут применять:

набор слов/фраз для диалога: трудолюбивый, дружелюбный, смекалистый, упрямый, решительный, хозяйственный, характер, особенность, по сравнению, отличие, схожесть, характеризует и т.д.

Я думаю…, что касается меня, на мой взгляд, это правда, что, я согласен/не согласен

Привитие ценностей

Прививать любовь к природе, труду, воспитывать уважение к окружающим посредством осмысления содержания произведения и анализа действия героев рассказа.

Межпредметные связи

Связь с устным народным творчеством, познанием мира.

Навыки использования ИКТ

Использование ИКТ для подготовки к уроку и поиска значений слов из словарей.

Предварительные знания

На предыдущих уроках учащиеся ознакомлены с творчеством автора и с содержанием произведения.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Стадия вызова

Начало урока

5 минут


  1. Орг. Момент. Приветствие. Активизация.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим небольшое, но довольно увлекательное путешествие в мир природы и человеческих взаимоотношений в произведении Михаила Пришвина.

Определение темы урока. Совместное целеполагание.

СГ. Чтение наизусть монологов (отрывки из произведения, характеризующие героев )

- Сейчас Ваши одноклассники представят двух литературных героев, а Вы подумаете, что или кто сегодня будет центром нашего внимания? ( чтение наизусть монологов героев) Вы узнали , ребята, этих героев? Назовите их имена и название произведения. ( Настя и Митраша из произведения Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»)

- Сможете ли вы определить тему сегодняшнего урока и его цели? ( по ключевым словам)

Учащиеся прогнозируют тему урока и записывают. Учитель обобщает ответы учащихся, сообщает цели урока. (Тема сегодняшнего урока: «Главные герои в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца», нравственная суть их взаимоотношений». Сегодня на уроке мы будем исследовать характер Насти, Митраши, дадим характеристику героям, проследим как складываются взаимоотношения между главными героями. Попробуем посмотреть на ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон, а также разобраться, как природа помогает нам понять характеры брата и сестры.)



Стадия осмысления

Середина урока

25 минут
























































  1. (Г) Актуализация опорных знаний. Стратегия «Чистая доска».

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)

2. Кто такой Антипыч? (Лесник)

3. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)

4. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)

5. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду. (Елань)

6. Автор, пишущий о природе (Писатель – натуралист )

7. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)

8. Средство выразительности; слово или выражение в переносном значении; скрытое сравнение на основе общего признака (Метафора)

9. Ремесло, изготовление деревянной посуды (Бондарство)

ФО: самооценивание «Светофор»

  1. (Г) Характеристика главных персонажей.

  1. Стратегия «Пазлы».

Учитель дает каждой группе смешанные картины с изображением главных героев произведения:

1-ой группе – портрет Насти,

2-ой группе – портрет Митраши,

3-ей группе – портреты Насти и Митраши.

Задание: соберите иллюстрации к произведению Пришвина, определите объект для характеристики.

  1. Стратегия «Концептуальная таблица» (или «Дневник двойной записи»).

Итак, главных героев произведения зовут Настя и Митраша.

Давайте заполним «Дневник двойной записи» (работа в парах с таблицей). Учитель раздает каждой группе таблицы для характеристики героев согласно плану.

Задание: дайте характеристику героям по предложенному плану; выявите положительные и отрицательные качества характера; аргументируйте примерами из текста (цитатный материал).


Дифференциация

  1. Задание для 1-ой группы – характеристика Насти (учащиеся уровня А,В и С):

  1. Составьте портретную характеристику Насти.

  2. Расскажите об особенностях характера.

  3. Расскажите об умениях Насти в отношении хозяйства ( найдите и прочитайте выразительно отрывок из текста) стр. 147.

  4. Как относилась Настя к брату?

  5. Найдите в тексте цитаты, дающие характеристику герою

  1. Ответы подтвердите примерами из текста.

  2. Задание для 2-ой группы – характеристика Митраши (учащиеся уровня А, В и С ):

  1. Составьте портретную характеристику Митраши;

  2. Расскажите об особенностях характера, положительные и отрицательные качества Митраши

  3. Расскажите об умениях Митраши в отношении хозяйства ( найдите и прочитайте выразительно отрывок из текста) стр. 147.

  4. Как относился Митраша к своей сестре?

  5. Приведите примеры из текста, характеризующие Митрашу.

Ответы подтвердите примерами из текста.

Задания для 3-ей группы (учащиеся уровня С):

Найдите сходство между Настей и Митрашей, опираясь на план таблицы. Ответы подтвердите примерами из текста.

Критерии оценивания:

  • указывает портретные характеристики героя;

  • подтверждает примерами из текста.

( см. таблицу в приложении)

  1. Проведение физминутки

  2. Выступление групп

ФО: комментарий учителя, три хлопка



  1. СГ. Прослушивание отрывка с остановками «Спор Насти и Митраши».

- Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?

- Как характеризует Настю то, что она ничего и никого не видела кроме клюквы?









Критерии оценивания:

  • выявляет положительные и отрицательные качества характера;

  • подтверждает примерами из текста.






































Рефлексия.

Конец урока

5 минут


  1. Подведение итогов. Отношение автора к героям произведения. Вставьте в текст пропущенные слова ( уровень В и С):

Авторское отношение к детям выделяется такими художественными

приёмами, как сравнение («золотая курочка») и метафора ( «мужичок в мешочке»). Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов: « мужичок», «носики», курочка», этим выражая свою нежность к детям.

Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает

своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам, помогает им, предупреждая об опасности: «ворон – вещая птица каркает», «Воет серый волк», «Ветер воет», «Облако с грозой надвигается»

Автору нравиться желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но показывает ему, что короткий путь исследователя не является легким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми.

Критерии оценивания:

  • выписывает изобразительно-выразительные средства, характеризующие героя для выявления авторской позиции;

  • выражает свое отношение и оценивает персонажей.

Задание для уровня А. (приклеить стикеры на парту)

Проследить путь Насти и Митраши от камня по Блудову болоту до Палестинки и составить карту.

  1. Рефлексия.

Учитель раздает учащимися «клюкву» разного цвета и просит их выбрать клюкву в соответствие цветовой гаммы и написать на них, что они теперь знают, понимают и умеют. Затем учащиеся прикрепляют их на корзинку.










Домашнее задание:


  • Выразите свое отношение к главным героям (запись в тетрадях);

  • Прочитайте стр. 155 (первый абзац) и выучите его наизусть;

  • Выполнить задание на стр. 154 учебника, изобразив «КРАСОТУ».


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?



Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.

Посредством наблюдения за учащимися в ходе выполнения заданий формативного оценивания. Учащиеся будут оценивать друг друга, также будет проведено самооценивание учащихся.

Проведение физминутки для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)

Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)

Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)

Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)

Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться).

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


































Тема урока:


Сравнительная характеристика Насти и Митраши

Имя: Настя

Имя: Митраша


Настоящее имя: Дмитрий

Люди называли: «Золотая Курочка на высоких ножках»

Учителя называли:

«Мужичок в мешочке»

Возраст: 12 лет

Возраст: 10 лет с хвостиком

Внешний вид:

Телосложение: «...Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках»

Волосы: «….ни темные, ни светлые, отливали золотом»


Внешний вид:

Телосложение: «...Он был коротенький, но очень плотный…»

Форма головы: «…лобастый, затылок широкий...»; "…коснется широкого затылка брата..."

Занятие:

«…хлопотала по хозяйству»

Занятие:

Бондарство: «…делал деревянную посуду»

Маленький охотник и хозяин:

«… на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело…»

Черты характера:

Ласковая, осторожная, благоразумная девочка, уступчивая ; жадность

Черты характера:

сильный, упрямый, строптивый, хорохориться, задирает нос, смелый мальчик

Сходство Насти и Митраши

Фамилия: Веселкины

Отчество: Павлович (-на) «Видишь, Дмитрий Павлович…»

В какое время жили: «…в тяжкие годы Отечественной войны…»

Где жили: в одном селе возле Блудова болота, в районе города Переславля – Залесского, в своем доме

Родители: мать умерла от болезни, отец погиб на войне.

Социальный статус: сироты, богатые, простые дети

Внешний вид:

Лицо: «…веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые…»

Нос: «..носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком...»; «...носики такие задорные...»

Черты характера: умненькие, дружные, участвовали в общественной работе, работали на колхозных полях, скотном дворе, противотанковых рвах, сами ведут хозяйство, трудолюбивые, любят родителей































































Тема урока:


Сравнительная характеристика Насти и Митраши

Имя: Настя

Имя: Митраша


Настоящее имя: Дмитрий

Люди называли:

Учителя называли:


Возраст:

Возраст:

Внешний вид:


Внешний вид:






Занятие:


Занятие:






Черты характера:


Черты характера:




Сходство Насти и Митраши

Фамилия:

Отчество:

В какое время жили:

Где жили:


Родители:

Социальный статус:

Внешний вид:

Лицо:


Нос:


Черты характера:
































































Авторское отношение к детям выделяется такими художественными

приёмами, как ______________ («золотая курочка») и ______________ ( «мужичок в мешочке»). Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов: « ____________________________________», этим выражая свою нежность к детям.

Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает

своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам, помогает им, предупреждая об опасности: «__________________________________________ _________________________________________________________________»

Автору нравиться желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но показывает ему, что _____________ путь исследователя не является ___________, он требует учитывать опыт, _______________ людьми.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!