СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в доу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриота России. гражданина правового демократического государства, способного к социализации в условиях гражданского общества.

Просмотр содержимого документа
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в доу.»







«Нравственно – патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста».

Семинар для воспитателей ДОУ.







Ивановой Анны Илларионовны

воспитателя

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида города Ржева

Тверской области

















Цели:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;

вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

План проведения:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

  2. Деловая игра для педагогов.

Ход семинара:

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить :

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений. 

Целью работы ДОУ  по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

«Патриотическое воспитание»  -  это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Иными словами, гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой — либо сфере в том виде, в котором она существует в данный исторический момент, патриотическое же привить определенное отношение к  собственной стране. С психологической точки зрения , быть гражданином — более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако, это лишь необходимое, но недостаточное условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не  развиваются в ходе патриотического воспитания — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. 

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

 В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным  условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы  и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию  взрослых, что положительно сказывается на  развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями, а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.

Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое:  Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

1.Предворительный, базовый ( формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

Художественно – ознакомительный ( знакомство с народными традициями, народным искусством);

Когнитивно - эмоциональный ( развитие интереса к своей стране);

Эмоционально – действенный ( формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

 Средства патриотического воспитания:

1 .Окружающая среда:

2.Художественная литература и искусство:

3. Фольклор:

4.Практическая деятельность.

Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:

- Целевые прогулки и экскурсии ( к памятным местам, в музей…);

- Наблюдение за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада;

-Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;

-Беседы о родном городе, улице, детском саде;

-Использование иллюстраций, диафильмов ,аудио – и видеозаписей;

-Использование фольклора ( разучивание песен, стихов о Родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);

-Обогащение и стимулирование детского творчества;

-Знакомство с произведениями народного творчества ( роспись, скульптура, вышивка и т.д.);

-Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добровольно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;

-Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов войны, героев труда.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми по их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Задачи патриотического воспитания:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-Формирование бережного отношения к природе, и всему живому;

-Воспитание уважения к труду;

-Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-Формирование элементарных знаний о правах человека;

-Расширение представлений о городах России;

-Знакомство с символами государства ( герб, флаг, гимн);

-Формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома, детского сада, родного края; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

_ позитивный центризм ( отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных, и двигательных нагрузок;

-деятельностный подход;

-развивающий подход обучения, основанный на детской активности;

= от близкого к отдаленному;

-от общего к частному;

-опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране;

-взаимодействие с семьей;

-систематичность;

-передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.

Важное значение имеет формирование предметно –развивающей среды в детском саду для нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников.

Содержание предметно –развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.

Воспитателями должны быть подобраны, изготовлены дидактические пособия по нравственно- патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад, различные виды театра по русским народным сказкам, макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьер украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно – ролевых игр, сделанные руками воспитателей и детей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску.

С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды, на знания родного края, страны, её символы. Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого.

  1. Деловая игра для педагогов

Задание 1: Ответьте на вопросы

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

(государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

(флаг)

3.Официальная эмблема государства?

(герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

(семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

(страна)

6.Что такое патриотизм?

(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

10. Почему Красная площадь так называется?

(«Красная» - значит красивая)

11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Задание 2: Скажи иначе пословицу

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь». гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все,то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 3: Русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней  женщины?
(Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак   или   пояс   он   был   не   только   деталью   костюма,   а опознавательным знаком, символом благородства)

Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)

Задание 4: Мыслительная игра «Солнышко»

  1. Как в старину называли дом? (Изба)

  2. Один из православных праздников? (Пасха)

  3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)

  4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

  5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

  6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

  7. Население определенной стороны? (Народ)

  8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

  9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

  10. Человек любящий свою страну? (Патриот)

Задание 5: Творческое задание

нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но  в  силу  последних  перемен   все   более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В   связи   с   этим   очевидна   неотложность   решения   острейших   проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.





Список литературы.

Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Сфера». 2010. – 96.

Е.А.Позднякова Гражданское воспитание дошкольников образовательных учреждений, Волгоград. Учитель, 2008

Зеленова Н.Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003» , 2008- 96.

Приобщение детей к русской народной культуре программа О.Л.Князева, М.Д.Маханева СПб:Акцидент 1997.