СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное возрождение человека – будущее страны

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблеме изучения литературы всегда уделялось самое глубокое, самое пристальное внимание. Сегодня на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Перед учителем литературы встает много задач: познакомить учеников с богатством русской и мировой литературы, научить их самостоятельно анализировать текст художественного произведения, формировать  вкус.  Но самая главная задача – научить учеников делать нравственный выбор, давать нравственную оценку происходящим событиям, постоянно совершенствовать собственный внутренний мир.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное возрождение человека – будущее страны»


Нравственное возрождение человека – будущее страны

Ивановская О.И., Криводерева Л.В.,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Средняя политехническая школа № 33»

Проблеме изучения литературы всегда уделялось самое глубокое, самое пристальное внимание. Сегодня на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Перед учителем литературы встает много задач: познакомить учеников с богатством русской и мировой литературы, научить их самостоятельно анализировать текст художественного произведения, формировать вкус. Но самая главная задача – научить учеников делать нравственный выбор, давать нравственную оценку происходящим событиям, постоянно совершенствовать собственный внутренний мир.

«Уроки литературы должны стать уроками жизни». Урок литературы… А каким его видят ученики? Хочется привести ответы ребят на вопрос, чем отличается урок литературы от других уроков. Вот их ответы: «Я думаю, что этот урок отличается от других предметов тем, что в литературе требуется не соображение, а душа. Здесь важно почувствовать стиль произведения, понять, осмыслить его, чтобы в душе остался след…»; «В отличие от других предметов урок литературы более живой, на этом уроке мы познаем мир, видим его глазами других людей…»; «На уроке есть свобода мысли, можно высказывать собственное мнение…».

Решая проблему совершенствования личности учащихся через развитие их духовно-нравственных качеств, учитель литературы использует различные формы и методы работы.

На уроках литературы в старших классах работа строится в русле исследования художественных особенностей произведения. Так, например, для рассмотрения лесковской концепции праведничества, при работе над его повестью «Очарованный странник» целесообразно использование метода словарной работы.

- Кого мы можем назвать праведником?

Ученикам предлагается найти в толковых словарях лексическое значение слова праведник. В них читаем: «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Опираясь на данные определения, учащиеся самостоятельно отвечают на главный вопрос: «Так кто же он, Иван Флягин – грешник или праведник?»

Хочется остановиться на повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Как и все предшествующие поколения, мы вместе с учениками любуемся языком писателя, картинами степи, Днепра, Родины, на просторах которой выросли могучие героические характеры, воплотившие идеал писателя. Затем обращаемся к «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», делаем вывод, к которому хотел, наверное, привести своего читателя Гоголь, - как измельчал человек, во что выродилось товарищество, как убога жизнь людей без цели, озабоченных лишь своими радостями и печалями, забывших о служении Родине.

После изучения произведений Гоголя предметом нашего внимания становятся новеллы П. Мериме. Почему именно П. Мериме? Во-первых, он современник Гоголя, во-вторых, во многих его рассказах тоже рисуются герои, способные на сильные чувства, решительные поступки. Эти цельные характеры также противопоставлены «цивилизованным» людям, часто мелким и ничтожным. Сюжет новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе» перекликается с повестью «Тарас Бульба»: отец убивает сына.

Еще при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба», при анализе эпизода, когда отец убивает сына, ученикам были предложены вопросы: 1). Одобряете ли вы поступок отца?; 2). Каково отношение к нему автора?

Перечитав текст повести, мы нашли на них ответы. Вспомним небольшой отрывок из повести: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он и мертвый был прекрасен...».

Многие могут не согласиться с трактовкой этого отрывка, но в нем слышится сочувствие писателя к молодому человеку, совершившему страшную ошибку. Не случайно он находит для Андрия такие сравнения, как «хлебный колос, подрезанный серпом», «молодой барашек». А Тараса называет «сыноубийцей».

Подводя итог, можно говорить о сложном отношении писателя к своему герою: с одной стороны, он восхищается Тарасом, способным убить даже сына, если тот окажется предателем, а с другой стороны, ужасаемся его бессердечием, видя в этом влияние времени, сурового средневековья. Наверное, в наше жестокое время следует обратить внимание учеников на эту вторую сторону позиции писателя. После изучения повести у них не должно остаться убеждения, что бывают такие случаи, когда можно убить – и это будет нравственно, правильно. Они должны быть убеждены, что убить нельзя!

Эта же мысль должна звучать и при изучении новеллы «Маттео Фальконе». В центре небольшого рассказа подросток Фортунато, которому всего 10 лет. За серебряные часы он выдал человека. В нескольких строчках П. Мериме сумел внушить читателю отвращение к этому легкомысленному мальчишке, соблазнившемуся блеском часов и предавшему за них человека, обрекая его, возможно, на смерть. Однако более важная сцена та, где Маттео Фальконе убивает сына. Прав ли отец, принявший такое решение, и какова позиция автора. Ответить на этот вопрос помогает пристальное чтение текста. Из начальных строк новеллы мы знаем, что значил для Маттео, у которого трижды рождались дочери, сын. Знаем, почему он назвал сына Фортунато – «надежда семьи и продолжатель рода», как замечает автор.

П. Мериме показывает, как велико горе Фальконе, сын которого нарушил вековые традиции края, представление о чести, гостеприимстве. В ответ на оскорбление («Дом предателя!») он не имел теперь права ответить ударом кинжала, как сделал бы раньше. Он «поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем». Не ускользает от внимания и определение глаз Фальконе как «рысьих», когда он отправился убивать сына. Не забывается очень расчетливое поведение отца, когда он прикладом пробует землю, достаточно ли она рыхлая и легко ли будет копать могилу мальчику.

Вот эти небольшие, но очень многозначительные художественные детали помогают нам понять всю трагедийность конфликта, когда честь и долг повелевают убить надежду семьи, сделать бессмысленным свое дальнейшее существование.

Авторское отношение к героям раскрывается не только через описание отца в столь решительный момент, но и через описание поведения сына. Фортунато, который совсем недавно вызывал осуждение, теперь искренним раскаянием, осознанием своей вины вызывает сочувствие. Он прочел все молитвы, которые знал, но Бог ему не помог. Отец был доволен, что сын умер настоящим христианином, и обещал заказать по нему панихиду. Но возникает вопрос, был ли христианином отец, ибо, как известно, Иисус Христос учил прощать раскаявшихся грешников.

Можно по-разному видеть свой жизненный путь. Но нет сомнения в том, что этот путь должен быть путем добра, любви, взаимного участия, чтобы «не быть чужим среди чужих».

Обращаясь к лучшим произведениям мировой и русской литературы, можно с уверенностью сказать, что русская литература – литература добра и справедливости.

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно – нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях не находились бы мы, учителя – словесники, каждый из нас стремится внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования.

Уроки литературы призваны воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор нравственных ценностей.

Духовные ценности способны изменить жизнь человека и осветить ее радугой новых ярких красок. Призвана это сделать, прежде всего, русская литература. Необходимо сохранить чистую душу ребенка, потому что она «есть важнейшее».



Библиографический список

  1. М.М. Дунаев «Православие и русская литература» - М.: 2002.-с. 325.

  2. Селевко, Г.К. Доминанта в развитии личности/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1995. – с. 10-15

  3. Якиманская, И.С. Развивающее обучение/ И.С. Якиманская. – М.: 1979. – 130с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!