Урок по творчеству Фёдора Михайловича Достоевского
Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить. (Тема «святости» на примере образа Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Цель: рассмотреть основные понятия нравственных ориентиров, без которых невозможно жить, обратить внимание на Христианскую тематику, как эта проблема преломляется в творчестве Ф.М. Достоевского, а именно на примере романа «Преступление и наказание». Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и любовь к чтению классической литературы. Рассмотреть вопрос о том, как эта тема рассматривается в иностранной литературе, а именно в творчестве О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», как в этом произведении выведен вопрос о душе и духовности в личностном понимании. Почему иначе ведёт себя русская душа в сопоставлении с душой Запада. Подвести итог, связав с современностью.
Оборудование: наглядные пособия, книги с произведениями изучаемых авторов, видеоаппаратура.
Тип урока: бинарный.
Форма проведения: беседа.
Ход урока
I. Вступительная часть.
Слово учителя.
- Сегодня продолжаем говорить о творчестве великого гения Фёдора Достоевского, а именно о романе «Преступление и наказание». На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что появление такого образа, как Раскольников, неслучайно. Обездуховливание общества, отсутствие веры, да и сама жизнь этому способствовала.
2
- Итак, мы можем сказать, что Раскольников является студентом, который «влачит жалкое существование», его никто не любит, он одинок, не способен и не способен и не желает жить прошлым. (Использование цитат)
- А кто не знает своего прошлого, у того нет будущего.
- Понимая это, какой вывод мы можем сделать?
Ученик.
-У героя фактически будто нет будущего.
Слово учителя.
- Это спорный персонаж: одни критики считают, что это отрицательный образ, другие утверждают его положительное начало.
- А почему, как вы думаете?
Ученик.
- Что хорошего в том, когда человек совершает преступление?
Слово учителя.
- Мы сказали, что у героя будто нет будущего, т.е. человек будущего не может являться полноценной личностью, т.к. видимы только отрицательные стороны, нет ничего позитивного из вне.
- А если бы вам пришлось представить этот факт одним словом, как можно это показать или выразить?
Ученик.
- Можно написать фамилию героя с маленькой буквы, тем самым, показав его несостоятельность как личности или нравственное падение.
Учитель.
- Мы знаем, что природа, как лакмусовая бумажка, наиболее ярко отражает состояние души человека, его настроение. Этот элемент часто используют авторы в своих произведениях. А вот если бы вам пришлось показать это или нарисовать. Какой бы вы выбрали вариант.
Ученик.
- Можно для этого взять закат солнца, потому что это как закат жизни, не прожив достаточно долго, герой вынужден уйти «со сцены».
Учитель.
-Как вы считаете, когда можно сказать, что личность сформировалась и является полноценной?
Ученик.
- Нужны какие-то нравственные ориентиры. Соблюдение моральных принципов, необходимо жить по определённым законам, умение терпеть, выслушать и понять.
Учитель.
- Но ещё есть одно качество, какое?
Ученик.
- Должна быть душа.
II. Основная часть. Сообщение темы и цели урока.
Учитель.
- Сегодня именно о душе, о духовности мы поговорим. (Сообщается учащимся тема урока и цель, которая звучит несколько иначе для более понятного её содержания.)
- Как раскрывается образ Родиона Раскольникова в этом направлении, почему этот образ считается современными критиками « новым святым» в неканонизированном понимании, а литературном; какое объяснение вообще носит это понятие, сравнить, как находят выход из ситуации герой Ф.М. Достоевского и герой О.Уайльда, продолжать формировать духовность, понимание проблемы святости и греха, умение анализировать текст, формулировать и использовать критическую литературу.
Учитель.
- Сегодня мы остановимся на основных фрагментах формирования этого образа как «святого». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: « Я есмь воскресенье и жизнь». К этому эпиграфу мы вернёмся в конце урока.
Учитель.
- Какую цель ставит герой перед собой?
Ученик.
- Он стремиться освободить общество от ненужных людей.
Учитель.
- А ненужными он считает тех, кто приносит вред или вообще не приносит пользы (старушка-процентщица). (Анализ картинки).
- Каким образом он приходит к достижению цели?
Ученик. Работа с текстом.
(Цитаты: « Он долго обдумывал, несколько раз брался за топор…». Раскольников: «Господи!.. покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей».
Учитель.
- Почему, совершая такой поступок, он обращается к Богу, ведь поступок преступный, происходит несоответствие моральных принципов?
- Через весь роман проходит мотив пути познания! Герой не просто совершает преступление, он нетерпелив, преследуем мечтою.
Ученик.
- Спасти жизни людей путём убийства ничтожнейшего существа. Он не один.
Учитель.
- Мы сказали, что он одинок в общении, но во взглядах совпадает с Лужиным. (Цитата)
- Герой хорошо умел слушать и анализировать, поэтому делает вывод, что такой потенциальный убийца, как Лужин, не может улучшить общее благосостояние. Неужели он может заботиться о всеобщем счастье? Усомнимся.
- Здесь важно вспомнить теорию Раскольникова!
Ученик.
- Люди делятся на обыкновенных, которые должны подчиняться, и необыкновенных, которые несут миру новые идеи. К их разряду он относит и себя.
- Но это было его желанием, ведь, убивая старушку, он забывает о своей теории. Цитата: « Старуха была только болезнью, я не человека убил, я принцип убил! Принцип убил, а на этой стороне остался». Он обманулся.
Учитель.
- Мы с вами доказали, что герой в достижении цели действует не один: с одной стороны - Лужин как отрицательный герой. Но были положительные образы, которые заставляли сомневаться главного героя в своих поступках. Это Порфирий Петрович и Сонечка Мармеладова. Именно к Соне наш герой обращается в трудную для него минуту. Почему, как думаете вы?
- Вот здесь-то и происходит крушение его теории!
Ученик.
- Вдруг обыкновенная Соня даёт ему, необыкновенному, совет.
Учитель.
- Он понимает, что убил старушку для себя, значит «напрасно убил».
- Поскольку он это сознаёт, значит, страдает, как «обыкновенный».
- Этого-то он и боялся!
Использование технических средств обучения (DVD – покаяние Раскольникова).
Учитель. Чтение критической статьи Н. Нарокова «Мнимые величины» (ст. Л. Н. Росляковой).
III. Заключительная часть.
Учитель.
- Почему есть это сознание преступности?
Ученик.
- Потому что есть у каждого из нас чувство страха и преследуемого наказания.
Учитель.
- Нарушая главную заповедь Христа «Не убий», герой находит силы осознать, прийти к Богу, признать грех совершённого поступка.
- Именно Соня ему в этом помогает: «… к ней он пришёл, к первой со своей исповедью, в ней он искал человека, когда ему понадобился человек…».
- Давайте вернёмся к эпиграфу.
-Герой воскрес новый, готовый к другой жизни, к жизни, в которой не будет преступления, поэтому он и просит Соню прочитать «Воскресение Лазаря». Это и есть воскресение «нового» Раскольникова – « нового святого». (Здесь используется метод «отзеркаливания» как представленный образ). Если герой осознал свой грех, пришёл к покаянию, значит это абсолютно «новый» герой, фамилию которого мы будем писать с большой буквы, это настоящая личность, у которой начинается рассвет новой жизни.(Анализ картинки).
- И в доказательство нашей теории и точки зрения учёных-литературоведов приводим слова из книги «Духовная жизнь»: «Несомненно, в понятии святости мыслится, вслед за отрицательной стороною, сторона положительная, открывающая в святом реальность иного мира…».
- Герой не учёл одного, что он будет страдать.
IV. Вывод.
- Итак, без сомнения мы доказали, что герой – «святой», а как в иностранной литературе решаются психологические проблемы подобного рода? Есть прямая связь между русской литературной классикой и литературой Запада.
V. Учитель английского языка Самойлова Оксана Валерьевна.
VI. Вывод по уроку.
Учитель.
- Много в жизни совершается поступков, где нарушаются всякие нормы морали, но мы должны чётко себе усвоить, что за любое преступление обязательно следует расплата, т.е. наказание. Не только перед Богом, но и перед самим собой, перед своей совестью. А это самое правильное наказание. Я призываю вас жить в ладу с самим собой, в ладу с собственной совестью.
VII. Выставление оценок.
VIII. Заключительное слово представителя администрации школы.
9