СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок по творчеству Ф.М.Достоевского по роману "Преступление и наказание". Содержит интересную информацию по главным образам романа. 

Просмотр содержимого документа
«Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить»

Урок по творчеству Фёдора Михайловича Достоевского


Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить. (Тема «святости» на примере образа Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).


Цель: рассмотреть основные понятия нравственных ориентиров, без которых невозможно жить, обратить внимание на Христианскую тематику, как эта проблема преломляется в творчестве Ф.М. Достоевского, а именно на примере романа «Преступление и наказание». Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и любовь к чтению классической литературы. Рассмотреть вопрос о том, как эта тема рассматривается в иностранной литературе, а именно в творчестве О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», как в этом произведении выведен вопрос о душе и духовности в личностном понимании. Почему иначе ведёт себя русская душа в сопоставлении с душой Запада. Подвести итог, связав с современностью.


Оборудование: наглядные пособия, книги с произведениями изучаемых авторов, видеоаппаратура.


Тип урока: бинарный.


Форма проведения: беседа.

Ход урока


I. Вступительная часть.


Слово учителя.

- Сегодня продолжаем говорить о творчестве великого гения Фёдора Достоевского, а именно о романе «Преступление и наказание». На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что появление такого образа, как Раскольников, неслучайно. Обездуховливание общества, отсутствие веры, да и сама жизнь этому способствовала.

2

- Итак, мы можем сказать, что Раскольников является студентом, который «влачит жалкое существование», его никто не любит, он одинок, не способен и не способен и не желает жить прошлым. (Использование цитат)

- А кто не знает своего прошлого, у того нет будущего.

- Понимая это, какой вывод мы можем сделать?

Ученик.

-У героя фактически будто нет будущего.

Слово учителя.

- Это спорный персонаж: одни критики считают, что это отрицательный образ, другие утверждают его положительное начало.

- А почему, как вы думаете?

Ученик.

- Что хорошего в том, когда человек совершает преступление?

Слово учителя.

- Мы сказали, что у героя будто нет будущего, т.е. человек будущего не может являться полноценной личностью, т.к. видимы только отрицательные стороны, нет ничего позитивного из вне.

- А если бы вам пришлось представить этот факт одним словом, как можно это показать или выразить?

Ученик.

- Можно написать фамилию героя с маленькой буквы, тем самым, показав его несостоятельность как личности или нравственное падение.

Учитель.

- Мы знаем, что природа, как лакмусовая бумажка, наиболее ярко отражает состояние души человека, его настроение. Этот элемент часто используют авторы в своих произведениях. А вот если бы вам пришлось показать это или нарисовать. Какой бы вы выбрали вариант.

Ученик.

- Можно для этого взять закат солнца, потому что это как закат жизни, не прожив достаточно долго, герой вынужден уйти «со сцены».

Учитель.

-Как вы считаете, когда можно сказать, что личность сформировалась и является полноценной?

Ученик.

- Нужны какие-то нравственные ориентиры. Соблюдение моральных принципов, необходимо жить по определённым законам, умение терпеть, выслушать и понять.

Учитель.

- Но ещё есть одно качество, какое?

Ученик.

- Должна быть душа.


II. Основная часть. Сообщение темы и цели урока.


Учитель.

- Сегодня именно о душе, о духовности мы поговорим. (Сообщается учащимся тема урока и цель, которая звучит несколько иначе для более понятного её содержания.)

- Как раскрывается образ Родиона Раскольникова в этом направлении, почему этот образ считается современными критиками « новым святым» в неканонизированном понимании, а литературном; какое объяснение вообще носит это понятие, сравнить, как находят выход из ситуации герой Ф.М. Достоевского и герой О.Уайльда, продолжать формировать духовность, понимание проблемы святости и греха, умение анализировать текст, формулировать и использовать критическую литературу.

Учитель.

- Сегодня мы остановимся на основных фрагментах формирования этого образа как «святого». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: « Я есмь воскресенье и жизнь». К этому эпиграфу мы вернёмся в конце урока.

Учитель.

- Какую цель ставит герой перед собой?

Ученик.

- Он стремиться освободить общество от ненужных людей.

Учитель.

- А ненужными он считает тех, кто приносит вред или вообще не приносит пользы (старушка-процентщица). (Анализ картинки).

- Каким образом он приходит к достижению цели?

Ученик. Работа с текстом.

(Цитаты: « Он долго обдумывал, несколько раз брался за топор…». Раскольников: «Господи!.. покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей».

Учитель.

- Почему, совершая такой поступок, он обращается к Богу, ведь поступок преступный, происходит несоответствие моральных принципов?

- Через весь роман проходит мотив пути познания! Герой не просто совершает преступление, он нетерпелив, преследуем мечтою.

Ученик.

- Спасти жизни людей путём убийства ничтожнейшего существа. Он не один.

Учитель.

- Мы сказали, что он одинок в общении, но во взглядах совпадает с Лужиным. (Цитата)

- Герой хорошо умел слушать и анализировать, поэтому делает вывод, что такой потенциальный убийца, как Лужин, не может улучшить общее благосостояние. Неужели он может заботиться о всеобщем счастье? Усомнимся.

- Здесь важно вспомнить теорию Раскольникова!

Ученик.

- Люди делятся на обыкновенных, которые должны подчиняться, и необыкновенных, которые несут миру новые идеи. К их разряду он относит и себя.

- Но это было его желанием, ведь, убивая старушку, он забывает о своей теории. Цитата: « Старуха была только болезнью, я не человека убил, я принцип убил! Принцип убил, а на этой стороне остался». Он обманулся.

Учитель.

- Мы с вами доказали, что герой в достижении цели действует не один: с одной стороны - Лужин как отрицательный герой. Но были положительные образы, которые заставляли сомневаться главного героя в своих поступках. Это Порфирий Петрович и Сонечка Мармеладова. Именно к Соне наш герой обращается в трудную для него минуту. Почему, как думаете вы?

- Вот здесь-то и происходит крушение его теории!

Ученик.

- Вдруг обыкновенная Соня даёт ему, необыкновенному, совет.

Учитель.

- Он понимает, что убил старушку для себя, значит «напрасно убил».

- Поскольку он это сознаёт, значит, страдает, как «обыкновенный».

- Этого-то он и боялся!


Использование технических средств обучения (DVD – покаяние Раскольникова).


Учитель. Чтение критической статьи Н. Нарокова «Мнимые величины» (ст. Л. Н. Росляковой).


III. Заключительная часть.


Учитель.

- Почему есть это сознание преступности?

Ученик.

- Потому что есть у каждого из нас чувство страха и преследуемого наказания.

Учитель.

- Нарушая главную заповедь Христа «Не убий», герой находит силы осознать, прийти к Богу, признать грех совершённого поступка.

- Именно Соня ему в этом помогает: «… к ней он пришёл, к первой со своей исповедью, в ней он искал человека, когда ему понадобился человек…».


- Давайте вернёмся к эпиграфу.

-Герой воскрес новый, готовый к другой жизни, к жизни, в которой не будет преступления, поэтому он и просит Соню прочитать «Воскресение Лазаря». Это и есть воскресение «нового» Раскольникова – « нового святого». (Здесь используется метод «отзеркаливания» как представленный образ). Если герой осознал свой грех, пришёл к покаянию, значит это абсолютно «новый» герой, фамилию которого мы будем писать с большой буквы, это настоящая личность, у которой начинается рассвет новой жизни.(Анализ картинки).

- И в доказательство нашей теории и точки зрения учёных-литературоведов приводим слова из книги «Духовная жизнь»: «Несомненно, в понятии святости мыслится, вслед за отрицательной стороною, сторона положительная, открывающая в святом реальность иного мира…».

- Герой не учёл одного, что он будет страдать.


IV. Вывод.

- Итак, без сомнения мы доказали, что герой – «святой», а как в иностранной литературе решаются психологические проблемы подобного рода? Есть прямая связь между русской литературной классикой и литературой Запада.


V. Учитель английского языка Самойлова Оксана Валерьевна.


VI. Вывод по уроку.


Учитель.

- Много в жизни совершается поступков, где нарушаются всякие нормы морали, но мы должны чётко себе усвоить, что за любое преступление обязательно следует расплата, т.е. наказание. Не только перед Богом, но и перед самим собой, перед своей совестью. А это самое правильное наказание. Я призываю вас жить в ладу с самим собой, в ладу с собственной совестью.


VII. Выставление оценок.


VIII. Заключительное слово представителя администрации школы.















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя