СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные ориентиры уроков словесности (урок русского языка в 11 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование позитивно настроенной личности - одна из важных задач современной системы образования. Детей нужно учить быть счастливыми! В статье предлагается урок, в  основе которого используется  особый  дидактический материал - афоризмы и тексты, объединенные понятием "счастье".

Просмотр содержимого документа
«Нравственные ориентиры уроков словесности (урок русского языка в 11 классе)»

Л. А. Баяндина,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ГУО «Гимназия №31 г. Минска»

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы

«Сегодня главное не хлеб, не сталь и не броня. Сегодня главное – дети. Потому что завтра это и хлеб, и сталь, и броня…», утверждал Ролан Быков, и эти слова очень точно отражают главную задачу и современной школы, и современного общества в целом. Какие бы потрясения, нововведения, катаклизмы ни сотрясали социум, главными в школе всегда останутся дети и учитель. Безусловно, время диктует новые формы обучения, обновляется содержание образования. Но есть нечто, что присутствует в школе всегда, то, что поэт назвал «разумным, добрым, вечным», – это нравственные и духовные ориентиры, которым следует учитель в своей педагогической практике. Это тот воспитательный потенциал, который является непреходящим и вечным. Воспитывать на уроке может все: от чистоты в классе и личностных качеств учителя до содержания дидактического материала и методических приемов, которые использует педагог. Воспитательный аспект присутствует на любом уроке независимо от предмета, однако дисциплины гуманитарного цикла, на наш взгляд, – настоящий кладезь морально-нравственных и духовных ценностей, которые необходимо прививать детям.

К морально-нравственным ценностям мы относим то, что находится в горизонтальной плоскости, качества, которые человек проявляет в социуме, в общении с другими людьми: честность, подлость, трусость, предательство, героизм, уважение к семейным ценностям, отношение к семье, к труду. Духовные ценности – это вертикаль, обращающая человека к Богу, одухотворяющая личность; это то, что имеют в виду, говоря «не хлебом единым жив человек». Это совестливость, милосердие, уважение к прошлому.

Духовно-нравственное воспитание – один из главных аспектов образовательного процесса, причем не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы ребенок вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти свое место в жизни.

Одной из важных задач современного образования является формирование позитивно ориентированной личности, ведь все чаще высказывается мнение, что мы не учим детей быть счастливыми. Именно об этом – строки советской и российской поэтессы, прозаика, эссеиста и педагога Л. Миллер:

Надо в школах ввести очень важный предмет –

Тот, которому равного, думаю, нет:

Надо радости с раннего детства учить,

Надо эту науку в программу включить.

Надо залежи счастья учиться искать,

Надо знать, как суметь его не расплескать,

Чтобы в возрасте позднем, почти на краю,

Сохранить нерасплесканной радость свою …

Перед педагогами и родителями стоит очень важная и сложная задача – воспитать счастливого человека, который сможет достичь успеха на избранном пути, у которого на протяжении всей жизни будет сильно стремление работать над собой и для которого совершение нравственных поступков станет постоянной чертой характера.

Предлагаю вниманию читателей конспект урока русского языка в 11 классе.

Изучение программного материала организуется на основе особого дидактического материала – афоризмов и специальных текстов, объединенных понятием «счастье». Учащимся предлагается проанализировать структуру предложений, их смысл, выразить свое мнение о том, что значит быть счастливым и как достичь этого состояния. На этапе рефлексии ведется работа по составлению синквейна. При выполнении домашнего задания старшеклассники обращаются к тексту стихотворения И. Бунина «Вечер».

Анализ различных точек зрения о феномене счастья, обращение к личному опыту учащихся способствует личностному самоопределению школьников на основе глубокой внутренней рефлексии.

Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Цель: систематизация и закрепление знания о СПП с несколькими придаточными, о видах подчинения.

Задачи:

  • организовать повторение знаний по теме;

  • развивать навыки грамматического анализа СП, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • создать условия для формирования системы нравственных ценностей, развития позитивного мировосприятия, закрепления навыков рефлексии, стремления к самосовершенствованию.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока. Целеполагание

  3. Проверка домашнего задания

Упражнение 197: анализ орфограмм и пунктограмм (фронтальная работа).

Бывает такая внутре(н/нн)яя увере(н/нн)ость в себе когда человек может делать все Он может почти мгнове(н/нн)о написать такие стихи чтом п..томки будут повторять их (не)сколько столетийсл Он может вместить в своем сознани.. все мысли и мечты мира что(бы) ра..дать их первым встречным и н.. на м..нуту н.. пож..леть об этом Он может увид..ть и услыш..ть волшебные вещ.. там где их (н..)кто не зам..ча..тм серебр..(н/нн)ый пень в лу(н/нн)ую ноч(?) звон воздуха небо похож..е на стари(н/нн)ую морскую карту (К. Паустовский).

Вопросы учащимся:

  • О каком человеке пишет К. Г. Паустовский? (О счастливом.)

  • В чем, по мнению автора, заключается счастье?

  1. Словарная работа

Учитель. Каждый из нас не раз задумывался над значением этого слова. Давайте построим цепочку, т. е. тематический ряд существительных, которые вы включили бы в понятие «счастье». Из каких компонентов оно состоит? (Счастье – работа – Родина – природа – любовь – здоровье – гармония – радость…)

В словаре Д. Н. Ушакова мы находим такое определение счастья: состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; успех, удача (преимущ. случайная); участь, доля, судьба (прост.). Какое определение дали бы вы?

  1. Словообразовательная минутка

Запишите однокоренные слова к слову «счастье» (счастливый, счастливчик, счастливо, осчастливить). Сколько словообразовательных цепочек образуют эти слова? Выполните словообразовательный разбор и фонетический разбор слова счастье.

Счастье  счастливый  счастливчик

Счастье  счастливый  счастливо

Счастье  счастливый  осчастливить

Запишите 3 словосочетания с главным словом «счастье» с различными видами грамматической связи (безграничное, полное, абсолютное счастье – согласование; счастье любви, дружбы, общения, счастье жизни – управление; счастье любить, жить, работать, доверять – примыкание).

VI. Фронтальный опрос по теме урока

Вопросы учащимся:

  1. Что называется СПП?

  2. Какие средства связи есть в СПП?

  3. Как отличить союз от союзного слова?

  4. Верно ли, что придаточная часть всегда следует после главной?

  5. Какого вида придаточным свойственна такая позиция?

  6. Какие придаточные относятся к одному слову в главной части?

Задание. Определите вид придаточного предложения. Установите соответствия.

1. Человек создан для счастья, как птица для полета


А. Цели

2. Если хочешь быть счастливым, будь им!

3. Затем жить стоит в этом мире, чтоб видеть русскую весну.


Б. Времени

4. Когда эгоистическое счастье является единственной целью в жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной всякой цели. (Р. Роллан)


В. Условия


Г. Причина

5. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит (пословица)


Д. Места

6. Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. (Л. Фейербах)


Е. Определительное (местоименно-определительное)

7. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М.Г.)

8. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Т.)


Ж. Сравнительное

Ответы: 1 – Ж, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 – Е, 6 – Д, 7 – Г, 8 – А.

VII. Работа в парах

Учащиеся работают с текстом параграфа 20, выполняют упр. 199, составляют и анализируют схемы.

VIII. Комментированное письмо

Задание. Составить схемы предложений, указать вид подчинения и тип придаточных.

  1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для кого эти вещи сделались безразличны, пожалуй, ближе всего к тайне счастья.

[ х ], (что х, (для кого ), ). Последовательное подчинение. Прид. 1 степени – меры, 2 степ. – местоименно-определительное.

  1. Смело верь тому, что вечно, безначально, бесконечно, что прошло и что настанет, обмануло иль обманет. [ х], (что), (что) и (что). Однородное подчинение, придаточные изъяснительные.

  2. Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который никому не нравится. [ х, (которому), х,(который), ] Параллельное подчинение (неоднородное), придаточные определительные.

ІХ. Конструирование предложений

Задание. Построить предложение с главной частью «Я счастлив» (по группам):

1 – СПП с последовательным подчинением;

2 – с однородным подчинением;

3 – с параллельным подчинением частей.

Составить схемы предложений, указать виды придаточных.

Варианты ответов:

  • Я счастлив, что имею возможность учиться там, где мне хочется.

  • Я счастлив, потому что здоров, потому что у меня есть дом, потому что мирное небо над головой.

  • Когда я общаюсь с друзьями, я счастлив, потому что они у меня есть.

Х. Комплексный анализ текста

Задания:

  • Определите тему текста, основную мысль. Озаглавьте текст.

  • К какому стилю относится текст? Почему?

  • Спишите, графически обозначьте пропущенные знаки препинания, объясните орфограммы.

  • Определите характер подчинения и виды придаточных в предложениях 2, 3, 4.

  • Составьте графические схемы 2, 3, 4 предложений.

Счастье понимать другого.

1. М…л…сердие приветливость доброта делают людей красивыми. 2. Когда вид…ш… человека лицо которого искаж…но злобой понима…ш… как оно безобразно. 3. Дело в том что злая реакция на окружающих это признак душевной и духовной слабости который говорит о (не)способности и (не)умении жить. 4. Что(бы) не обеднять свою жизнь что(бы) быть счастливым человек должен уметь понимать другого.

ХІ. Рефлексия

Составление синквейна «Счастье»

ХІІ. Информирование о домашнем задании

Параграф 20, стр. 162, упр. 200; И. Бунин «Вечер» (несколькими СПП передать свое отношение к содержанию стихотворения).

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.


Литература

  1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Педагогика, 5. 2000.

  2. Мушинская, Т. Ф. Художественная литература и самореализация личности / Т. Ф. Мушинская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

  3. Современный урок русского языка и литературы / под ред. З. С. Смелковой. – Л.: Наука, 1990.

  4. Управление качеством образования: теория и практика / под ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 560 с.

  5. Чернилевский, Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д. В. Чернилевский. – М.: РИО МГТА, 2003.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!