Л. А. Баяндина,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГУО «Гимназия №31 г. Минска»
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
«Сегодня главное не хлеб, не сталь и не броня. Сегодня главное – дети. Потому что завтра это и хлеб, и сталь, и броня…», утверждал Ролан Быков, и эти слова очень точно отражают главную задачу и современной школы, и современного общества в целом. Какие бы потрясения, нововведения, катаклизмы ни сотрясали социум, главными в школе всегда останутся дети и учитель. Безусловно, время диктует новые формы обучения, обновляется содержание образования. Но есть нечто, что присутствует в школе всегда, то, что поэт назвал «разумным, добрым, вечным», – это нравственные и духовные ориентиры, которым следует учитель в своей педагогической практике. Это тот воспитательный потенциал, который является непреходящим и вечным. Воспитывать на уроке может все: от чистоты в классе и личностных качеств учителя до содержания дидактического материала и методических приемов, которые использует педагог. Воспитательный аспект присутствует на любом уроке независимо от предмета, однако дисциплины гуманитарного цикла, на наш взгляд, – настоящий кладезь морально-нравственных и духовных ценностей, которые необходимо прививать детям.
К морально-нравственным ценностям мы относим то, что находится в горизонтальной плоскости, качества, которые человек проявляет в социуме, в общении с другими людьми: честность, подлость, трусость, предательство, героизм, уважение к семейным ценностям, отношение к семье, к труду. Духовные ценности – это вертикаль, обращающая человека к Богу, одухотворяющая личность; это то, что имеют в виду, говоря «не хлебом единым жив человек». Это совестливость, милосердие, уважение к прошлому.
Духовно-нравственное воспитание – один из главных аспектов образовательного процесса, причем не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы ребенок вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти свое место в жизни.
Одной из важных задач современного образования является формирование позитивно ориентированной личности, ведь все чаще высказывается мнение, что мы не учим детей быть счастливыми. Именно об этом – строки советской и российской поэтессы, прозаика, эссеиста и педагога Л. Миллер:
Надо в школах ввести очень важный предмет –
Тот, которому равного, думаю, нет:
Надо радости с раннего детства учить,
Надо эту науку в программу включить.
Надо залежи счастья учиться искать,
Надо знать, как суметь его не расплескать,
Чтобы в возрасте позднем, почти на краю,
Сохранить нерасплесканной радость свою …
Перед педагогами и родителями стоит очень важная и сложная задача – воспитать счастливого человека, который сможет достичь успеха на избранном пути, у которого на протяжении всей жизни будет сильно стремление работать над собой и для которого совершение нравственных поступков станет постоянной чертой характера.
Предлагаю вниманию читателей конспект урока русского языка в 11 классе.
Изучение программного материала организуется на основе особого дидактического материала – афоризмов и специальных текстов, объединенных понятием «счастье». Учащимся предлагается проанализировать структуру предложений, их смысл, выразить свое мнение о том, что значит быть счастливым и как достичь этого состояния. На этапе рефлексии ведется работа по составлению синквейна. При выполнении домашнего задания старшеклассники обращаются к тексту стихотворения И. Бунина «Вечер».
Анализ различных точек зрения о феномене счастья, обращение к личному опыту учащихся способствует личностному самоопределению школьников на основе глубокой внутренней рефлексии.
Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Цель: систематизация и закрепление знания о СПП с несколькими придаточными, о видах подчинения.
Задачи:
организовать повторение знаний по теме;
развивать навыки грамматического анализа СП, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
создать условия для формирования системы нравственных ценностей, развития позитивного мировосприятия, закрепления навыков рефлексии, стремления к самосовершенствованию.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока. Целеполагание
Проверка домашнего задания
Упражнение 197: анализ орфограмм и пунктограмм (фронтальная работа).
Бывает такая внутре(н/нн)яя увере(н/нн)ость в себе когда человек может делать все Он может почти мгнове(н/нн)о написать такие стихи чтом п..томки будут повторять их (не)сколько столетийсл Он может вместить в своем сознани.. все мысли и мечты мира что(бы) ра..дать их первым встречным и н.. на м..нуту н.. пож..леть об этом Он может увид..ть и услыш..ть волшебные вещ.. там где их (н..)кто не зам..ча..тм серебр..(н/нн)ый пень в лу(н/нн)ую ноч(?) звон воздуха небо похож..е на стари(н/нн)ую морскую карту (К. Паустовский).
Вопросы учащимся:
О каком человеке пишет К. Г. Паустовский? (О счастливом.)
В чем, по мнению автора, заключается счастье?
Словарная работа
Учитель. Каждый из нас не раз задумывался над значением этого слова. Давайте построим цепочку, т. е. тематический ряд существительных, которые вы включили бы в понятие «счастье». Из каких компонентов оно состоит? (Счастье – работа – Родина – природа – любовь – здоровье – гармония – радость…)
В словаре Д. Н. Ушакова мы находим такое определение счастья: состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; успех, удача (преимущ. случайная); участь, доля, судьба (прост.). Какое определение дали бы вы?
Словообразовательная минутка
Запишите однокоренные слова к слову «счастье» (счастливый, счастливчик, счастливо, осчастливить). Сколько словообразовательных цепочек образуют эти слова? Выполните словообразовательный разбор и фонетический разбор слова счастье.
Счастье счастливый счастливчик
Счастье счастливый счастливо
Счастье счастливый осчастливить
Запишите 3 словосочетания с главным словом «счастье» с различными видами грамматической связи (безграничное, полное, абсолютное счастье – согласование; счастье любви, дружбы, общения, счастье жизни – управление; счастье любить, жить, работать, доверять – примыкание).
VI. Фронтальный опрос по теме урока
Вопросы учащимся:
Что называется СПП?
Какие средства связи есть в СПП?
Как отличить союз от союзного слова?
Верно ли, что придаточная часть всегда следует после главной?
Какого вида придаточным свойственна такая позиция?
Какие придаточные относятся к одному слову в главной части?
Задание. Определите вид придаточного предложения. Установите соответствия.
1. Человек создан для счастья, как птица для полета | | А. Цели |
2. Если хочешь быть счастливым, будь им! |
3. Затем жить стоит в этом мире, чтоб видеть русскую весну. | | Б. Времени |
4. Когда эгоистическое счастье является единственной целью в жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной всякой цели. (Р. Роллан) | | В. Условия |
| Г. Причина |
5. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит (пословица) | | Д. Места |
6. Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. (Л. Фейербах) | | Е. Определительное (местоименно-определительное) |
7. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М.Г.) |
8. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Т.) | | Ж. Сравнительное |
Ответы: 1 – Ж, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 – Е, 6 – Д, 7 – Г, 8 – А.
VII. Работа в парах
Учащиеся работают с текстом параграфа 20, выполняют упр. 199, составляют и анализируют схемы.
VIII. Комментированное письмо
Задание. Составить схемы предложений, указать вид подчинения и тип придаточных.
Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для кого эти вещи сделались безразличны, пожалуй, ближе всего к тайне счастья.
[ х ], (что х, (для кого ), ). Последовательное подчинение. Прид. 1 степени – меры, 2 степ. – местоименно-определительное.
Смело верь тому, что вечно, безначально, бесконечно, что прошло и что настанет, обмануло иль обманет. [ х], (что), (что) и (что). Однородное подчинение, придаточные изъяснительные.
Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который никому не нравится. [ х, (которому), х,(который), ] Параллельное подчинение (неоднородное), придаточные определительные.
ІХ. Конструирование предложений
Задание. Построить предложение с главной частью «Я счастлив» (по группам):
1 – СПП с последовательным подчинением;
2 – с однородным подчинением;
3 – с параллельным подчинением частей.
Составить схемы предложений, указать виды придаточных.
Варианты ответов:
Я счастлив, что имею возможность учиться там, где мне хочется.
Я счастлив, потому что здоров, потому что у меня есть дом, потому что мирное небо над головой.
Когда я общаюсь с друзьями, я счастлив, потому что они у меня есть.
Х. Комплексный анализ текста
Задания:
Определите тему текста, основную мысль. Озаглавьте текст.
К какому стилю относится текст? Почему?
Спишите, графически обозначьте пропущенные знаки препинания, объясните орфограммы.
Определите характер подчинения и виды придаточных в предложениях 2, 3, 4.
Составьте графические схемы 2, 3, 4 предложений.
Счастье понимать другого.
1. М…л…сердие приветливость доброта делают людей красивыми. 2. Когда вид…ш… человека лицо которого искаж…но злобой понима…ш… как оно безобразно. 3. Дело в том что злая реакция на окружающих это признак душевной и духовной слабости который говорит о (не)способности и (не)умении жить. 4. Что(бы) не обеднять свою жизнь что(бы) быть счастливым человек должен уметь понимать другого.
ХІ. Рефлексия
Составление синквейна «Счастье»
ХІІ. Информирование о домашнем задании
Параграф 20, стр. 162, упр. 200; И. Бунин «Вечер» (несколькими СПП передать свое отношение к содержанию стихотворения).
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Литература
Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Педагогика, 5. 2000.
Мушинская, Т. Ф. Художественная литература и самореализация личности / Т. Ф. Мушинская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
Современный урок русского языка и литературы / под ред. З. С. Смелковой. – Л.: Наука, 1990.
Управление качеством образования: теория и практика / под ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 560 с.
Чернилевский, Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д. В. Чернилевский. – М.: РИО МГТА, 2003.
6