СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник используется Обществоведение под ред. М. И. Вишневского, 2009, Беларусь

Просмотр содержимого документа
«Нравственные отношения»

Тема: Нравственные отношения

Цели:

  • Организовать работу по усвоению понятий «патриотизм», «космополитизм», «национализм»; раскрыть сущность нравственного отношения человека к другим людям, самому себе, Родине; объяснить необходимость и сущность гуманизации общественных отношений.

  • Формировать умение оценивать отношение человека к другим людям, обществу, самому себе, Родине с позиции нравственных норм; развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать речь, формировать развитие чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

  • воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан Беларуси, патриотов своего Отечества.

Оборудование урока: учебное пособие, презентация, карточки с заданиями


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос (работа по карточкам) и фронтальный (беседа с классом по вопросам):

- Что вы понимаете под нравственными нормами?

- В чем состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

- Всегда ли справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?

- Зачем соблюдать моральные правила? Почему нам иногда нам хочется от этого уклониться?

- Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Стихотворение Р. Рожденственского (рассказывают подготовленные ученики)

Всё начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было

Слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!..

Всё начинается с любви:

И озаренье,

И работа,

глаза цветов,

глаза ребёнка –

всё начинается с любви.

Всё начинается с любви!

С любви!

Я это точно знаю.

Всё,

Даже ненависть –

Родная

И вечная сестра любви,

Всё начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох,

Трагедия,

Тоска

И подвиг –

Всё начинается с любви.

Весна шепнёт тебе:

«Живи…»

И ты от шёпота качнёшься,

И выпрямишься,

И начнёшься…

Всё начинается с любви!


- В чём на ваш взгляд, состоит нравственный порыв поэта? Подберите близкое по значению слово к слову «Любовь» (дружба).

- Как на протяжении развития человеческого общества изменялось содержание понятий «дружба», «любовь»?

- Как мы можем относиться к другим людям? Всегда ли положительно? Можно ли назвать положительное отношения к человеку, к окружаемому миру нравственным?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О нравственных отношениях)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями как «патриотизм», «космополитизм», «национализм»; раскроем сущность нравственного отношения человека к другим людям, самому себе, Родине; объясним необходимость и сущность гуманизации общественных отношений.

Будем учиться оценивать отношение человека к другим людям, обществу, самому себе, Родине. Воспитывать в себе патриота.


П.1.Отношения к другим людям и самому себе.


Посмотрите на слайды. Какие чувства вызывают у вас эти люди? (Симпатию, антипатию, жалость, настороженность, доверие, подозрительность, нетерпимость и т.д.)

Каждый из вас замечал, что одни люди вызывают у вас положительные эмоции, чувства, а другие – негативные, антипатию. Одни люди относятся ко всем доброжелательно, другие – настороженно, третьи общаются с теми, кто им «выгоден», четвёртые пытаются навязать окружающим свои взгляды.

С некоторыми такими качествами мы сегодня и познакомимся. Назовите первое качество по слайду. (Благородство)

- Когда мы будем говорить о благородстве? (когда отношения человека к людям направляется возвышенными мотивами) Работа в парах: подберите несколько синонимов и антонимов (за каждый правильный ответ – 1 жетон)

Проверяем на слайде

На следующем слайде какое из качеств показано? (дружба) Что такое дружба? Подберите по несколько синонимов и антонимов (за каждый - 1 жетон).

Слайд – Великодушие. Какого человека называют великодушным? (того, кто способен снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущением других, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради окружающих) Подберите синонимы и антонимы (за каждый - 1 жетон).

Слайд - Требовательность. Скажите всегда ли нужно быть требовательными к другим людям? (Только если диктуется справедливостью и чувством долга) В какое качество может перерасти излишняя требовательность? (В придирчивость) Подберите синонимы и антонимы (за каждый - 1 жетон).

Слайд – Чуткость. Как можно объяснить это качество? (Это отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам) Подберите синонимы и антонимы (за каждый - 1 жетон).

Слайд – Любовь. Каким может быть человек, испытывающий любовь по отношению к другому человеку? Подберите синонимы и антонимы (за каждый - 1 жетон).

Мы говорили об отношениях к другим людям. А как человек может относиться к самому себе? (Качества: скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие и др.) Самыми основными качествами можно назвать честь и достоинство. (Слайд)

-Что такое честь? (Положительная репутация, нравственный облик того или иного индивида) Для чего необходимо оправдывать положительную репутацию? (иначе человеку угрожает бесчестие) Легко ли испортить репутацию? А вернуть честь?

- Что такое достоинство? (Нравственное отношение к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности)

Чтобы ставить оценку кому-то, нужно самому быть человеком нравственным. Какого человека можно назвать нравственным? (ответы детей). А может ли человек оценивать сам себя? С помощью чего? (ответы детей). Какую роль в нашей жизни играют стыд, совесть и раскаянье? (ответы детей).

Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Как писал поэт и композитор Булат Окуджава (слайд 9):


Совесть, благородство и достоинство,

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь!


Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Вы согласны с этим? (ответы детей).

Оценку самому себе поставить труднее всего. Какой может быть самооценка? (Завышенная и заниженная). Каковы особенности такой самооценки? (Ответы детей) Какой на самом деле должна быть самооценка? (Адекватной) Почему?

Давайте познакомимся с мифом древнегреческого философа Платона. (Читают на стр. 178 -179 учебного пособия)

Согласны ли вы с этим утверждением? (Мнения учащихся)

4. Физкультминутка

На слайде появляются человеческие качества. Если вы считаете, что качество положительное, нравственное – поднимаем руки вверх, если считаете, что качество – отрицательное, безнравственное – руки разводим в стороны

П.2. Отношение к Родине.

- А сейчас я предлагаю вам заполнить анкету (лежит на столе) (заполняют 2-3 мин.) А теперь подсчитайте, сколько вы дали положительных ответов, а сколько – отрицательных. Встаньте пожалуйста те, у кого более 5 ответов положительные, а теперь те – у кого более 5 ответов отрицательные (практически у всех должны получиться положительные ответы). Пожмите друг другу руку – вас действительно можно назвать патриотом. А кто такой патриот?

Патриот — это человек, горячо любящий что-нибудь. Например, патриот Родины Патриот города. Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Например, патриотизм воинов, патриотизм детей во время войны.

Само слово патриотизм» произошло от греческого patris - «родила, отечество. Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли воины, защищавшие родную страну,

Проявляли те, кто дни и ночи трудился в тылу: делал оружие, танки, самолёты, выращивал хлеб.

– Давайте обратимся к истории. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

Пример 1: Всему миру известна героическая оборона легендарной Брестской крепости. Стойкость и мужество её защитников удивляли даже врагов. У защитников крепости не хватало боеприпасов, воды, пищи, медикаментов, но ничто не могло сломить их стойкости. Почти месяц гарнизон мужественно сражался с врагом. Даже когда крепость была захвачена, отдельные группы её защитников, засев в подвалах, не прекращали борьбы. Об их героизме и самоотверженности свидетельствуют надписи, сохранившиеся на стенах крепости: «Умрём, но из крепости не уйдём», «Нас было трое, нам было тяжело, но мы не пали духом и умираем, как герои», «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»

Пример 2: Подвиг братьев-танкистов Кричевцовых. Константин, Мина и Елисей Кричевцовы — братья-танкисты из Гомельщины. С первых дней Великой Отечественной войны они воевали на фронте в одном танковом экипаже. В бою у д. Лапы под Белостоком их танк был подбит. Тогда братья направили свою горящую машину на фашистский танк. Уничтожив его ценой своих жизней, они преградили путь танкам врага на узком проходе заболоченного участка. Именем братьев Кричевцовых названа улица в деревне Борок Гомельского района.

Давайте составим Синквейн к слову «Патриот» (выполняют на листе бумаги, работают в парах.

Может получиться:

Патриот

Смелый, мужественный

Защищает, бережёт, служит

Патриот – защитник Отечества.

Герой

- Можем ли мы с вами проявить чувство патриотизма? В чем? (Ответы детей) (Любить Родину – «большую» и «малую», жертвовать ради её интересов и др. – Слайд)

- Слайд – Можем ли мы этих людей назвать патриотами? Почему нет?

Действительно, есть люди, которые относятся к своему отечеству, культуре и традициям с безразличием, равнодушием. Такое отношение называется – Космополитизм. А космополит – это человек, осознающий себя «гражданином мира» Причитать определение понятия «космополитизм» на стр. 180.

- Слайд – Что изображено? Какие особенности заметили? Какое определение можем подобрать к этому слайду? (Национализм) Слайд – Читаем определение. Объясняем значение, приводим примеры

Задание в парах: на столе листок с одним из определений – докажите, что вы патриот, националист или космополит, приведите аргументы. (За лучшее доказательства – паре 2 балла)

П.3. Гуманизация общественных отношений.

Кем бы вы не являлись, какими бы качествами не обладали – никогда не стоит забывать о гуманных отношениях друг к другу, окружающему миру.

- Что такое гуманизм? В чем может проявляться гуманизм? (Ответы детей)

- Что является важным условием гуманизации общественных отношений? (Мораль)

- Какова основная задача морали? (Слайд) (Дать идеалы, определяющие нормы нравственности)

- Быть гуманным нелегко. Какие условия необходимы для подлинного гуманизма) (слайд)

Таким образом, чтобы наше поведение можно было назвать гуманным необходимы следующие условия:

  1. Позитивный взгляд на мир.

  2. Устойчивые нравственные привычки.

  3. Умение владеть собой, регулировать свои поступки.

5. Закрепление материала.

А сейчас предлагаю проверить, как вы усвоили материал и немножко поиграть.

Игра (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Отношение человека к людям, направленное возвышенными мотивами, называется…

Благородство

  1. Способность снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради них называется…

Великодушием

  1. Отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательность к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам, называется…

Чуткостью

  1. Уважение к другому человеку, бескорыстие и самоотверженность, а также общность интересов и взаимная привязанность определяются как…

Дружба

  1. Неодинаковая оценка людей в зависимости от их репутации или сложившегося общественного мнения о нравственном облике того или иного индивида связана с понятием…

Честь

  1. Любовь к Родине, которая противопоставляет её всем другим странам и народам – это…

Национализм

  1. Любовь к Родине, способность на самопожертвование ради её интересов – это…

Патриотизм

  1. Идеология, отрицающая права наций на государственную независимость, призывающая человека осознавать себя «гражданином мира», а не конкретной страны – это…

Космополитизм



6.Рефлексия

"ТРИ ЛИЦА"

На слайде изображения трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. Подведение итогов.

Подводя итог всему, что вы услышали сегодня на уроке, хотелось бы вам сказать – большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно.

Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

8. Выставление оценок.

9. Организация домашнего задания: пар. 23, вопр. 1-3 стр. 182, вопр. 4 (по желанию)

























Приложение 1





Приложение 2

Анкета

  1. Знакомо ли Вам слово «патриотизм»?

1) Да

2) Нет

2. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

1) Да

2) Нет

3. Хотели бы вы родиться и жить в другой стране?

1) Да

2) Нет

4. Знаете ли вы гимн своего государства?

1) Да

2) Нет

5. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

1) Да

2) Нет

6. Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?

1) Да

2) Нет

7. Хотели бы вы уехать из Беларуси?

1) Да

2) Нет

8. Вы любите город, в котором родились и выросли?

1) Да

2) Нет

9. Ходите ли Вы на парад в честь Дня Победы 9 мая?

1) Да

2) Нет

10.Считаете ли Вы себя патриотом?
    1) Да

2) Нет











Синонимы

Антонимы

1




2





3





4





5




6




Синонимы

Антонимы

1




2





3





4





5




6




Синквейн: ПАТРИОТ













Синквейн: ПАТРИОТ













Синквейн: ПАТРИОТ













Синквейн: ПАТРИОТ





12