Тема урока
Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
Ветхий завет: Исход
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
Проблема - сложный вопрос, требующий исследования, разрешения
Нравственность - духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки
Цель урока
Определить круг нравственных проблем в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Нравственная проблематика повести:
Проблема взаимоотношения отцов и детей
«Маленький человек»
«Маленький человек» – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
Питер Пауль Рубенс
«Самсон, разрывающий пасть льва»
1615-16 гг.
Значение слова «блудный»
Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:
1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
Ян Сондерс ван Хемессен. Блудный сын. Около 1540 г
Тарас Григорьевич Шевченко Проигрался в карты. Из серии «Притча о блудном сыне»
Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн Блудный сын
Рембрандт Харменс ван Рейн
«Возвращение блудного сына»
1666—1669 гг.
Задание : сопоставить тексты евангельской притчи и эпизода из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (подтвердить свои выводы цитатами из текста)
Притча о блудном сыне
История Дуни из повести «Станционный смотритель»
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
Задание : сопоставить тексты евангельской притчи и эпизода из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (подтвердить свои выводы цитатами из текста)
- Задание для группы 1: Как герой (героиня) покидает родительский дом?
- Задание для группы 2: Ищут ли его (её)? Как живёт он (она) вдали от дома?
- Задание для группы 3: Происходит ли возвращение домой?
- Задание для группы 4: Произошло ли раскаяние и примирение с отцом?
Группа 1. Как герой (героиня) покидает родительский дом?
Притча о блудном сыне
История Дуни из повести «Станционный смотритель»
1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно
1. С разрешения отца Дуня уезжает из дома. Вырин сам невольно отправляет дочь, доверяя ей и Минскому
Группа 2. Ищут ли его (её)? Как живёт он (она) вдали от дома?
Притча о блудном сыне
История Дуни из повести «Станционный смотритель»
2. Никто не ищет сына, а лишь отец ждёт его с любовью каждый день.
Сын вдали от дома ведёт разгульный образ жизни
2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой.
Дуня не желает, чтобы её нашли, она живёт в Петербурге в роскоши и богатстве.
Группа 3. Происходит ли возвращение домой?
Притча о блудном сыне
История Дуни из повести «Станционный смотритель»
3. Сын, голодный и нищий, возвращается домой.
3. Отец умер, не дождавшись Дуниного возвращения.
Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Группа 4. Произошло ли раскаяние и примирение с отцом?
Притча о блудном сыне
История Дуни из повести «Станционный смотритель»
4. Блудный сын осознал свой грех, раскаялся в содеянном.
Примирение с отцом состоялось.
4. Примирение невозможно из-за смерти отца. Раскаяние было запоздалым.
Нравственная проблематика повести
Проблема нравственного выбора
Итоги урока
Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
- проблема взаимоотношения отцов и детей
- проблема нравственного выбора человека
Классическая русская литература духовна, она несёт общечеловеческие ценности.
Рефлексия
Продолжите предложения:
- Урок заставил меня задуматься….
- Я понял(а), что……
- После этого урока мне захотелось……
Домашнее задание
- Написать сочинение-рассуждение «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
или
- Написать рассказ – предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
или
- Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».