СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 7 классе при изучении повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Полезна учителям литературы при подготовке к уроку, содержит наглядный материал, проблемные вопросы по повести, алгоритм выполнения групповой работы с классом.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"»

 Тема урока  Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Тема урока

Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле  Ветхий завет: Исход

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Ветхий завет: Исход

  Больше некому стало  Делать дырки в бумаге окон.  Но как холодно в доме!

Больше некому стало

Делать дырки в бумаге окон.

Но как холодно в доме!

Проблема - сложный вопрос, требующий исследования, разрешения   Нравственность - духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки

Проблема - сложный вопрос, требующий исследования, разрешения

Нравственность - духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки

Цель урока  Определить круг нравственных проблем в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цель урока

Определить круг нравственных проблем в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Нравственная проблематика повести:  Проблема взаимоотношения отцов и детей

Нравственная проблематика повести:

Проблема взаимоотношения отцов и детей

«Маленький человек»  «Маленький человек» – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

«Маленький человек»

«Маленький человек» – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Питер Пауль Рубенс «Самсон, разрывающий пасть льва»  1615-16 гг.

Питер Пауль Рубенс

«Самсон, разрывающий пасть льва»

1615-16 гг.

Значение слова «блудный» Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.

Значение слова «блудный»

Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:

1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.

Ян Сондерс ван Хемессен. Блудный сын. Около 1540 г

Ян Сондерс ван Хемессен. Блудный сын. Около 1540 г

Тарас Григорьевич Шевченко  Проигрался в карты. Из серии «Притча о блудном сыне»

Тарас Григорьевич Шевченко Проигрался в карты. Из серии «Притча о блудном сыне»

Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн  Блудный сын

Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн Блудный сын

 Рембрандт Харменс ван Рейн  «Возвращение блудного сына»  1666—1669 гг.

Рембрандт Харменс ван Рейн

«Возвращение блудного сына»

1666—1669 гг.

Задание : сопоставить тексты евангельской притчи и эпизода из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (подтвердить свои выводы цитатами из текста) Притча о блудном сыне История Дуни из повести «Станционный смотритель» 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4.

Задание : сопоставить тексты евангельской притчи и эпизода из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (подтвердить свои выводы цитатами из текста)

Притча о блудном сыне

История Дуни из повести «Станционный смотритель»

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Задание : сопоставить тексты евангельской притчи и эпизода из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (подтвердить свои выводы цитатами из текста) Задание для группы 1: Как герой (героиня) покидает родительский дом? Задание для группы 2: Ищут ли его (её)? Как живёт он (она) вдали от дома? Задание для группы 3: Происходит ли возвращение домой? Задание для группы 4:  Произошло ли раскаяние и примирение с отцом?

Задание : сопоставить тексты евангельской притчи и эпизода из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (подтвердить свои выводы цитатами из текста)

  • Задание для группы 1: Как герой (героиня) покидает родительский дом?
  • Задание для группы 2: Ищут ли его (её)? Как живёт он (она) вдали от дома?
  • Задание для группы 3: Происходит ли возвращение домой?
  • Задание для группы 4: Произошло ли раскаяние и примирение с отцом?
Группа 1. Как герой (героиня) покидает родительский дом? Притча о блудном сыне  История Дуни из повести «Станционный смотритель» 1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно  1. С разрешения отца Дуня уезжает из дома. Вырин сам невольно отправляет дочь, доверяя ей и Минскому

Группа 1. Как герой (героиня) покидает родительский дом?

Притча о блудном сыне

История Дуни из повести «Станционный смотритель»

1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно

1. С разрешения отца Дуня уезжает из дома. Вырин сам невольно отправляет дочь, доверяя ей и Минскому

Группа 2. Ищут ли его (её)? Как живёт он (она) вдали от дома? Притча о блудном сыне  История Дуни из повести «Станционный смотритель» 2. Никто не ищет сына, а лишь отец ждёт его с любовью каждый день.  Сын вдали от дома ведёт разгульный образ жизни 2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой. Дуня не желает, чтобы её нашли, она живёт в Петербурге в роскоши и богатстве.

Группа 2. Ищут ли его (её)? Как живёт он (она) вдали от дома?

Притча о блудном сыне

История Дуни из повести «Станционный смотритель»

2. Никто не ищет сына, а лишь отец ждёт его с любовью каждый день.

Сын вдали от дома ведёт разгульный образ жизни

2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой.

Дуня не желает, чтобы её нашли, она живёт в Петербурге в роскоши и богатстве.

Группа 3. Происходит ли возвращение домой? Притча о блудном сыне  История Дуни из повести «Станционный смотритель» 3. Сын, голодный и нищий, возвращается домой.  3. Отец умер, не дождавшись Дуниного возвращения. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Группа 3. Происходит ли возвращение домой?

Притча о блудном сыне

История Дуни из повести «Станционный смотритель»

3. Сын, голодный и нищий, возвращается домой.

3. Отец умер, не дождавшись Дуниного возвращения.

Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Группа 4. Произошло ли раскаяние и примирение с отцом? Притча о блудном сыне  История Дуни из повести «Станционный смотритель» 4. Блудный сын осознал свой грех, раскаялся в содеянном.  Примирение с отцом состоялось. 4. Примирение невозможно из-за смерти отца. Раскаяние было запоздалым.

Группа 4. Произошло ли раскаяние и примирение с отцом?

Притча о блудном сыне

История Дуни из повести «Станционный смотритель»

4. Блудный сын осознал свой грех, раскаялся в содеянном.

Примирение с отцом состоялось.

4. Примирение невозможно из-за смерти отца. Раскаяние было запоздалым.

Нравственная проблематика повести  Проблема нравственного выбора

Нравственная проблематика повести

Проблема нравственного выбора

Итоги урока  Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»  проблема взаимоотношения отцов и детей  проблема нравственного выбора человека Классическая русская литература духовна, она несёт общечеловеческие ценности.

Итоги урока

Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

  • проблема взаимоотношения отцов и детей
  • проблема нравственного выбора человека

Классическая русская литература духовна, она несёт общечеловеческие ценности.

Рефлексия   Продолжите предложения: Урок заставил меня задуматься…. Я понял(а), что…… После этого урока мне захотелось……

Рефлексия

Продолжите предложения:

  • Урок заставил меня задуматься….
  • Я понял(а), что……
  • После этого урока мне захотелось……
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». или Написать рассказ – предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» или Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

Домашнее задание

  • Написать сочинение-рассуждение «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

или

  • Написать рассказ – предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»

или

  • Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».