СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ нравственного воспитания и эмоциональной сферы личности школьников

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности»

Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности.

В слове «воспитание» приставка «во» интерпретируется как «вбирание», усвоение личностью качеств, необходимых ей, чтобы состояться и самоутвердиться, стать социально активной и полезной обществу. И обязательно быть в ладу с самим собой. Такие внутренние человеческие проявления и переживания, как чувство стыда, справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви, а так же палитра гуманных чувств – сострадания, сорадования, чувство отзывчивости, такта, порядочности и составляют нравственность человека.

Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности. Знания о нравственности внутренне присваиваются школьником, если оно переживается им как ценность, т.е. становится личностно значимым. А поскольку переживания всегда эмоционально окрашены, следует помнить, что именно эмоциональный фактор в воспитании – одно из наиболее слагаемых его эффективности. Известный психолог М.С. Каган утверждает, что нравственные ценности «усваиваются переживанием, а не логическим пониманием». Школьники не могут руководствоваться только рационалистическими идеями. Детство, отрочество, юность всегда эмоциональны. Поэтому все то, что не задевает чувств, оказывается не только нейтральным в воспитательном отношении, но иногда и вредным.

Решение задач нравственного воспитания обязательно должно опираться на эмоциональный отклик. Вызвать эмоциональный отклик – это значит стимулировать нравственное переживание. Все мы видим его положительное влияние на учеников на практике. Какой эмоциональный подъем испытывают учащиеся, принимая участие в различных классных и школьных мероприятиях, где они ощущают себя единой командой, где каждый ответственен не только за себя, но и за тех, кто рядом, за результат общего дела. В процессе этого развиваются такие нравственные чувства, как коллективизм, дружба, честь и достоинство.

В среднем звене школы (5, 6, 7, 8 классах), я проводила работу по определению уровня нравственной воспитанности школьников, т.е. усвоение школьниками социального опыта, отношения к нравственным нормам, нравственным качествам как ответственность, коллективизм, самокритичность, совестливость, принципиальность, справедливость, чуткость. В 5, 6, классах по результатам проведенной работы выявлен достаточно высокий уровень, в 7, 8 классах – средний уровень. Можно отследить, какое из качеств в коллективе развито в наибольшей степени, какое недостаточно сформировано.

В современном обществе существует определенное противоречие: с одной стороны необходимость приобщения подрастающего поколения к высоким духовным ценностям и с другой стороны, меняющиеся условия социально-экономической жизни предлагают альтернативную систему ценностей, которая нацелена на воспитание человека, способного быть конкурентоспособным, уметь пребывать в процессе состязания, доказывать свою успешность, побеждать. (В 10-х классах проводилось определение ценностных ориентаций личности, где 50%старшеклассников выбрали подходящую пословицу – «Моя хата с краю», 50%- «Хочешь жить – умей вертеться».) Учитывая социальный запрос общества, учитель должен воспитывать личность одновременно социально-мобильную на рынке труда, конкурентоспособную, принципиальную, справедливую, умеющую сострадать.

Общество – это совокупность личностей. Только каждая личность ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья – помочь ей в этом. Нравственное воспитание, основанное на диалоге общения, сотрудничества становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог выполняет следующие условия:

-опирается на положительные возрастные потребности и интересы;

-обеспечивает эмоциональную насыщенность общего дела, организует совместные коллективные усилия и переживания;

-создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

-организует разностороннее позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности школы.