СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НРК на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«НРК на уроках английского языка»

Национально-региональный компонент на уроке английского языка

МБОУ Гимназия №2

Софронеева Варвара Семеновна

учитель английского языка

В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, использование регионального компонента на уроках иностранного языка приобре­тает все большую актуальность. В данной статье мне хочется определить общие направления работы с региональным мате­риалом, поделиться своим опытом работы.

Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если обучающийся обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.

Современные требования к введению НРК в содержание образования связаны с необходимостью приобщения обучающихся к общечеловеческим знаниям и ценностям с одновременным осознанием его национальной самоидентификации. Обновление содержания образования и воспитания предполагает учёт национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Одной из компетенций, которыми должен овладеть ученик, является социокультурная. Обучающиеся должны уметь представлять свою страну, регион, свою культуру в условиях иноязычного кросс-культурного общения, поэтому введение НРК в структуру урока является важным и существенным.

Основу краеведческого материала должны составлять знания учащихся о регионе, полученные ими при изучении школьных учебных предметов гуманитар­ного и естественного циклов. Это геогра­фические, исторические, биологические, литературные, искусствоведческие и др. сведения о своем крае.

Использование национально-регионального компонента при обучении иностранному языку повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей обучающихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности обучающихся.

При отборе материала при изучении НРК следует учитывать следующие факторы:

  • достоверность и актуальность материала, т.е. информация должна быть проверена и ценна на данный момент.

  • привлекательность учебного материала, т.е. формирование познавательного интереса к расширению знаний о родном крае, городе, и т.д. А это, в свою очередь, ведёт к формированию обучающегося как гражданина, осознающего свою роль и место в современном мире.

  • логичность и своевременность материала, т.е. насколько закономерно и необходимо введение данного материала на данном уроке или фрагменте урока.

  • социокультурная ценность материала, т.е. насколько получение знаний о национальной культуре и традициях повышает общекультурный уровень человека.

Особая роль здесь отводится межпредметным связям. На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные обучающимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Я считаю, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему.

В нашей республике проживают люди разных национальностей, следовательно, нужно учитывать особенности каждого народа, его культурное наследие, нравственно - ценностные взгляды.

Благодаря краеведческим материалам обучающиеся пополняют знания о родном крае, расширяют словарный запас, закрепляют знания по грамматике.

Использование краеведческого материала на уроке помогает формировать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру. Обращение к истории развития республики, района, к природным богатствам воспитывает у детей чувство гордости, уважение и любовь к родным местам.

Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике:

  • География

  • Животный мир

  • Растительный мир

  • История

  • Литература

  • Музыка

  • Искусство

Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального материала, я использую различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников, привле­каю в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки. При организации тренировки учащихся в устной речи дополнительно к диало­гам используются рассказы по опорному конспекту, учениками при работе над новой лексикой составляются кроссворды. Данная схема помогает учащимся составить диалог – приглашение для посещения иностранным гостем нашего города или региона.

При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов, словосочетания и выражения на мотивы известных песен, созданию непринужденной обстановки способствует музыкальное сопровождение. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования (см. Приложение 1).

На заключительном этапе работы у ребят должна сформи­роваться потребность участвовать в непо­средственном диалоге культур, совершен­ствоваться в английском языке. Ученики учатся логично и связно рассказывать о культурных, исторических событиях своего края, города, публично выступать с подготовленным устным сообщением.

Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении иностранным языкам за рубежом, а в последнее время и у нас. В качестве примера проекта регионального содержания приведём краткое описание проекта: “My native town Neryungri” (Мой родной город Нерюнгри) (см. Приложение 2). Его целью является изучение истории города и его достопримечательностей. Работа над проектом предполагает несколько этапов.

Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации по нескольким направлениям:

  • История родного края

  • Достопримечательности города Нерюнгри

Школьникам рекомендуется использовать справочную литературу, посещение библиотек, краеведческого музея, опросы местных жителей.

В ходе подготовки к проекту учащиеся знакомились с лексикой для активного овладения, которая им потребуется для обсуждения их вопроса. На уроках мы предлагали дополнительные тексты с региональным наполнением.

На следующем этапе школьникам предлагалось рассказать о результатах своих поисков.

Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.

Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении ино­странному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные язы­ковые явления и лингвострановедческие реалии.

Описанные направления рабо­ты с региональным материалом (хотя они далеко не исчерпаны) подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения, который позволит не только обновить и углубить содер­жание обучения иностранному языку в целом, но и подготовить учащихся к прак­тической деятельности в своем регионе.






















Список литературы

  1. Бурлакова И.И Проект «Использование регионального компонента на уроках английского языка» ИЯШ № 6 , 2008.

  2. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2009, №4.

  3. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 2010, №5.

  4. Шамаева М.И., Семенова В.Д., Ситникова Н.В. Дидактический материал «Национально-региональный компонент на уроках английского языка», Бичик, 1995, 77с.































Приложение 1

































Приложение 2