Предмет | Изобразительное искусство |
Учитель | Колесник Сергей Анатольевич |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17» города Костромы |
Класс | 5 класс |
Тема четверти | Декор. Человек. Общество. Время. |
Тема урока | «О чем нам рассказывают гербы и эмблемы». Задание: Разработка эскиза герба семьи». |
Художественно-педагогическая идея урока | Познакомить учащихся с искусством составления знаков отличия – гербов, эмблем, логотипов. |
Тип урока | Урок индивидуальное практическое творчество |
Цель урока | Сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака для составления герба своей семьи и класса. |
Художественно-педагогические задачи | Воспитательная: Развитие интереса к искусству геральдики как мировому искусству, формировать представления о различных видах гербов; привить интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края. научить анализировать символические изображения на гербах, понимать их смысл; Образовательная: Освоение основ художественного изображения, отработка и дальнейшее применение полученных навыков в работе. Развивающая: Развитие логики, творческого и креативного мышления, мелкой моторики. |
Основные термины и понятия | Геральдика, эмблема, логотип. Составные части герба: щит, геральдические и негеральдические фигуры, щитодержатели, корона, шлем, намет, девиз, мантия. |
Форма проведения | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные) | Личностные: Воспитание основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края; Метапредметные: Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания; Познавательные УУД: творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение художественно-творческой работы. Предметные: Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; Приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Знать: о мировой геральдике, геральдике страны и родного края знать об основных этапах составления герба. Уметь: учитывая принцип составления герба, находить форму щита, работать с цветом, правильно подбирать фигуры для раскрытия смысла герба. |
Материалы и инструменты | Альбом, карандаш, любые графические и живописные материалы. |
Приемы и методы | Демонстрация презентации, фронтальная беседа, анализ этапов, индивидуальная работа |
Ожидаемый результат | Учитывая принципы составления герба, разработать герб своей семьи. |
Используемые современные педагогические технологии | Проблемное обучение, технология развития критического мышления, читательской грамотности, глобальных компетенций, информационно-коммуникационные технологии, проектная технология. |
УМК | Учебник Н.А. Горяева «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б. М. Неменского 5 класс. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Межпредметные связи | История, география, технология, литература. |
Оборудование | Мультимедиа, проектор, доска, наглядные пособия. |
Интернет ресурсы | Видео материал РЭШ – «Геральдика» https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/start/313453/ |
| |
№ п/п | Название этапа | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Примечания |
Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные |
1 | Возникновение проблемной ситуации: постановка проблемы и осознание учащимися познавательных задач | Включение логического мышления | Формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками и взрослыми | Визуальное восприятие объектов обсуждения | Предлагается определить «Что звучит на олимпийских играх, когда поднимают флаг страны победителя?» Какие еще символы вы знаете | Учащиеся определяют, что это символы государства. Гимн, флаг и герб. | Предложить вспомнить, есть ли что-то подобное у вас дома? Например: герб вашей семьи? | Прил. 1 Стр. 19 |
2 | Поиск новой информации возникновение замысла | Развитие интереса к процессу создания символических изображений. | Способности самоорганизации на восприятие материала и проведение анализа полученных знаний | Формирование знаний о терминологии в области геральдики Эстетического видения знаковой организации. | Предлагает разобраться, кто же занимается созданием гербов. Демонстрация учебного фильмаhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/start/313453/ и материала презентации. | Слушают информацию об истории геральдики запоминают, анализируют | Выбрать из фильма и презентации и определение понятий герб, герольд, геральдика. | Прил. 1 стр.1-8 фильм https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/start/313453/ |
3 | Возникновение затруднений | Развитие образного креативного мышления мышления, творческого воображения | приобретение опыта создания художественного образа осознанно | Знакомство с элементами герба Разработка алгоритма его составления | Постановка вопроса, а как герольд разрабатывает гербы? Приводит пример | Разбирают с этапы создания герба, осваивают новые приемы изображения | Найти информацию в учебнике об элементах герба. Подобрать названия. Запомнить части герба | Прил.1 Стр. 9-19 |
4 | Поиск способов, возникновение гипотезы решения задач и затруднений | Включение логического мышления, образной памяти. | Развитие знаний о составлении гербов на примерах, наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач | Совершенствование навыков поиска компоновки и размещение деталей герб. | Предлагает разобрать принципы построения герба России, города Москвы, Костромы и области и символику нашего лицея. Вырабатывает алгоритм действий. Показывает примеры | Внимательно слушают, задают вопросы, сопоставляют исторические факты. Разбирают основные этапы работы. | Для закрепления материала предлагается решить кроссворд | Прил.1 Стр 20-26 |
5 | Изображение в материале, закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков, их применение | Умение рационально использовать свое время | Совершенствуем пути к достижению поставленных целей Достижение результата | Приобретение опыта составления макета герба своей семьи | Предлагает придумать свой вариант макета герба используя алгоритм. Организация самостоятельной работы, учитель контролирует, помогает | Рисуют варианты составления герба по алгоритму. Задают вопросы учителю. Предлагают охарактеризовать свою работу соседу, советуют друг у друга. | Использовать технологическую карту составления макета герба на распечатанной основе. | Прил. 1 Стр.27-28 Прил. 2 |
6 | Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка | | Развивать умение осуществлять контроль и самоконтроль, ставить самооценку | Достижение поставленной цели эскиз герба | Выставка гербов на стенах королевского дворца. | Самоанализ, выбор победителей, присуждение мест | В домашнем задании доработка макета герба | Прил.1 стр.29-30 |