II. Постановка учебной задачи | - Ребята, посмотрите на экран. Перед вами символы нашего государства. А чего не хватает? -Правильно, герба. Может кто-то из вас знает, что символизирует герб нашей страны? -Молодцы, но более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока. -А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока учащимися) - Отлично, тема нашего урока – «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» - Тему определили, а какова будет цель нашего урока и какие задачи мы перед собой поставим? | - настраиваются на урок -отвечают на вопросы учителя -формулируют тему, цель и задачи занятия - приводят аргументы | Личностные: уметь излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, способность к рассуждению, понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, мотивация к учебной деятельности учащихся определяют цель, проблему в учебной деятельности |
III. Изучение нового материала | - Вы любите истории? Тогда я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке в Германии. (Историческая справка) - Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб. - Ребята, а вы знаете, что обозначают слова герб, геральдика, герольды? -У вас на столах лежит словарь полезных терминов, в течение одной минуты найдите и прочитайте значение необходимых нам слов «герб», «геральдика», «герольды». - Капитаны групп, подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите слово-определение, которое вам необходимо будет найти. - Пожалуйста первая группа озвучьте, что вы нашли Группа 1 «Герб» – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство». Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Группа 2 «Геральдика» – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Группа 3 «Герольды» – глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире, подавал знак к началу турнира. Герольд ведал составлением гербов и родословий. Систематизировал знания о гербах, вырабатывал общие принципы и правила их составления и распознавания. В конечном счете была создана наука «гербоведение» или «геральдика». - Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием! - Предлагаю вам дальше продолжить знакомиться с гербами - Герб состоит из частей. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы. Основа бывает итальянской, исландской, немецкой, варяжской, французской. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг. В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем. - Особое значение в геральдике имеет цвет. Как вы думаете, а цвет имеет символическое значение? - Конечно, цвет имеет значение В геральдике используются 5 цветов и 2 металла: 1.Червленый (темно-красный) – символ любви и смелости; 2.Черный - мудрость и печаль; 3.Зеленый - символ изобилия и надежды; 4.Голубой - символ красоты и величия; 5.Пурпурный (оттенок красного) - могущество; 6.Белый (серебро) - символ чистоты; 7.Желтый (золотой) - символ богатства, справедливости. - Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной. - Кроме того, в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов были фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение. Все эти фигуры называются негеральдическими. Познакомьтесь с некоторыми: •Лев - мужество и благородство; •Дуб, медведь - крепость, сила; •Факел, раскрытая книга - знание; •Пчела - трудолюбие; •Лавр - слава; •Крылатый змей - зло; •Змея - ум, изворотливость; •Дракон - могущество; •Собака – преданность; •Солнце – свет, богатство, изобилие; •Феникс – бессмертие; •Овца – кротость; •Рука - храбрость. - Многие гербы украшает лента с девизом. Как вы думаете, для чего писались девизы? - Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря. Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено на слайде: •«Храбрость и справедливость», •«Со щитом или на щите», •«Доброе имя - выше всего»; •«Любовь и долг»; •«Без страха и упрёка». - Откройте, пожалуйста, учебник на стр.137. Нашему вниманию представлен рисунок старинного герба. Кто мне скажет, из каких элементов он состоит? 1.Щит - самая важная часть герба. 2.Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах). 3.Корона или шлем венчает герб. 4.Намет - справа и слева от короны располагаются завитки. 5.Девиз - в нижней части герба. Иногда герб дополняет изображение мантии. - Отлично, вы молодцы! - Предлагаю вам вернуться к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания, которые мы получили по геральдической и негеральдической символике, мы можем объяснить значение нашего герба? Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Скипетр - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. | -отвечают на вопросы учителя -выбирают оптимальные решения -организовывают рабочее место -узнают о роли цвета в гербах, какие использовались изображения и что они обозначали -различают геральдическую и негеральдическую символику -работают со словарем и учебником | Познавательные: анализируют учебную информацию; находят информацию из словаря новых терминов, ознакомляются с символическими значениями, узнают о роли цвета в гербах, узнают какие бывают основы и что означают символы на гербах Личностные: выделяют особенности геральдики, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности осознают многообразие взглядов и направлений Коммуникативные: обмениваются мнениями с одноклассниками; приводят аргументы о геральдике; формулируют свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию |
V.Практическая работа | - Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. Предлагаю вам выполнить творческое задание, у каждой группы будет свое. А какое, решит жребий. Пожалуйста, капитаны групп, выберите задание. - Первая группа, озвучьте ваше задание: создать эскиз собственного герба. - Вторая группа: выполнить эскиз эмблем для школьных кабинетов (изобразительное искусство, технология, биология, спортзал, библиотека и др.). Эмблемы предлагается использовать для украшения дверей кабинетов - Третья группа, ваше задание: нарисовать герб одного из городов Республики Коми по заданным параметрам. - При выполнении работы используйте новые знания о гербах: продумайте форму щита, его деление, используйте язык символов. - На работу вам отводится 15 минут. Прежде чем начать работать, определите, кто из группы возьмет на себя функцию ответственного за выполнение задания, кто будет представлять результаты, кто следит за временем. Работа в группах под средневековую музыку. | -учащиеся при помощи жребия выбирают задание -каждая группа выполняет выбранное задание -выполняют практическую работу в группах | Познавательные: создают творческие работы, опираясь на полученные знания Регулятивные: планируют деятельность, выбирают средства для достижения цели Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, умение оценивать ситуацию в процессе выполнения работы Коммуникативные: организуют работу в парах, выслушивают предложения одноклассника, формулируют свои предложения, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию |