МКУ «ТАТТИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАТТИНСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ А.Е. МОРДИНОВА»
Рассмотрено: руководитель МО _________/Винокурова Л.К./ Протокол №____ от «__»________20___г. | Согласовано: зам. директора по УР _________/Огоюкина С.И./ «__»________20____г. | Утверждено: Директор ОУ _________/Неустроев А.А./ Приказ № ____ от «__»________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной программе «О чем рассказывают улицы села».
5 классы
35 часов
Программу составила:
Михайлова В.Ю
учитель истории
Ытык-Кюель, 2016
Пояснительная записка.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Курс «О чем рассказывают улицы села» расчитан на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего села, родного края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему селу, людям, живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Таатты, как части Якутии. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями села. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики своего села, родного края.
Цель : создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.
Обучающие цели:
По усвоению знаний – ознакомление с историей и современной жизнью села Ытык-Кюель по улицам, носящим имена знаменитых людей Татты и РС (Я);
По овладению умениями – изучение проблем развития родного села.
Знакомство с официальными символами села.
Знакомство со спецификой родного села, ее анализ и сопоставление с историей.
По использованию полученных знаний и умений
Умение читать тематические карты;
Умение привести конкретные примеры по описанию памятников истории и природы родного села.
Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, сельской среды.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России,Якутии и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связе й: заинтересованность содержанием других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы,сельской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учиться краеведению через тематические акции, конкурсы, олимпиады и другие специализированные мероприятия;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы:
Программа расчитана на учащихся 5-х классов.
Время проведения — 1 час в неделю, всего 35 часов.
В результате изучения программы «О чем рассказывают улицы села» обучающиеся должны знать:
основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего села, края, особенности окружающей среде, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;
основные исторические и памятные места родного села, музеи.
Должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Критерии и показатели усвоения материала.
Информационные
Знание истории своего села, исторических предпосылок его возникновения.
Знание исторических и памятных мест в родном селе.
Знание продукции предприятий села, ее распространения в Якутии.
Представление об исторических и культурных ценностях края.
Знание художественных промыслов и народных ремесел улуса.
Знание профессиональных предпочтений своей семьи, возможно семейных династий.
Знание о замечательных людях села, его почетных гражданах.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение работать с архивными материалами.
Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей села, бывших работников предприятий, выпускников школы.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
Получение практических трудовых навыков.
Формы контроля:
-диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате
текущего, промежуточного и итогового контроля;
-презентации проектов учащихся;
-выставки рисунков и фотографий учащихся;
-фотосессия исторических и памятных мест
-анкетирование.
-подготовка индивидуальных — зачетных работ.
Формы и методы проведения занятий
-лекции;
-экскурсии;
-интерактивные программы;
-занятия — консультации;
-фотосессии;
-практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
-домашние семейные творческие работы.
Структура программы.
Историческое прошлое села Ытык-Кюель.
Современный Ытык-Кюель.
Архив, краеведческий музей, исторические места родного села.
История села в лицах.
Подготовка индивидуальных и семейных творческих работ.
Защита и обсуждение творческих работ.
-
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами села и Таттинского улуса,
- имеется методическая литература по теме изучения,
- наличие связей с учреждениями образования и культуры,
- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,
- выход в интернет.
Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных зачетных работ — проектов «Родное село»
Учебно-тематический план реализации образовательной программы
«О чем рассказывают улицы села»
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Историческое прошлое с.Ытык-Кюель | 5 | Беседа,экскурсия в музей, работа с литературой |
2 | Современный облик Ытык-Кюеля | 4 | Беседа,обзорная экскурсия по селу, сбор материала для презентации о предприятиях села, на которых работают родители |
3 | Музеи родного села, исторические и памятные места. | 6 | Выход в музеи, сбор материала по печатным источникам. |
4 | Фотосессия своих улиц | 4 | Фотосессия памятных мест в села, подготовка теоретического материала. |
5 | История села в лицах. | 4 | Беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала. |
6 | Подготовка индивидуальных и семейных работ | 8 | Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций, выпуск фотоматериалов. |
7 | Обсуждение работ. | 4 | Обсуждение работ, защита проектов. |
| ИТОГО | 35 | |
Содержание образовательной программы
«О чем рассказывают улицы села»
Тема1.Историческое прошлое села Ытык-Кюель ( 5часов)
Знакомство с программой. Беседа на тему истории родного села и края. Экскурсия в краеведческий музей. Работа с литературой, обсуждение собранного материала.
Тема 2. Современный облик Ытык -Кюеля (4 часа)
Разговор на тему о современном облике села. Сбор информации и создание презентации «Наши родители в учреждениях села». Знакомство с учреждениями культуры, дополнительного образования,здравоохранения нашего села.
Тема 3. Музеи родного города, исторические и памятные места нашего села, края. (6 часов)
Беседа. Экскурсии и знакомство с экспозициями музея-заповедника «Хадаайы». Работа с литературой и другими документами. Экскурсия в архив села, знакомство с его работой.
Тема 4. История села в лицах. (4 часа)
Знакомство и встреча с интересными людьми нашего села. Сбор материала о знаменитых людях села.
Тема 5. Фотосессия ( 4 часа)
Экскурсии по памятных местам села и подготовка фотоматериалов.
Тема 6. Подготовка индивидуальных и семейных работ — зачетных работ по названиям улиц, где живет семья (8 часов).
По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде газеты, или альбома, или презентации. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.
Тема 7. Защита и обсуждение зачетных работ (4 часа)
Проводится просмотр и обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей.
Учебно- тематическое планирование по образовательной программе «О чем рассказывают улицы села»
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Введение. Краеведение — наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. | 1 |
2 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
3 | Экскурсия в сквер имени А.Кулаковского | 1 |
4 | Легенды и предания села. | 1 |
5 | Историческое прошлое родного села. | 1 |
6 | Село в годы советской власти. | 1 |
7 | Село Ытык-Кюель -районный центр Таттинского улуса. | 1 |
8 | Обзорная пешеходная экскурсия по селу. | 1 |
9 | История Ытык-Кюеля в названиях улиц. | 1 |
10 | Защита презентаций улиц, на которых проживают учащиеся | 1 |
11 | Современный облик родного села. | 1 |
12 | Предприятия нашего села. | 1 |
13 | Итоги творческой работы - сбор информации о предприятиях, на которых работают родители. | 1 |
14 | Таатта — родина якутских писателей. | 1 |
15 | История моей школы. Символика родной школы | 1 |
16 | Страницы истории села, занятие в детской библиотеке | 1 |
17 | Моя семья. «Старая фотография рассказала». | 1 |
18 | Музеи села. Подведение итогов экскурсий, обмен информацией и отзывами о посещении. | 1 |
19 | Подготовка информационной презентации «Музей родного села» | 1 |
20 | Я и мое село. Организация фотосессии по памятным местам родного города. | 1 |
21 | Мы — таттинцы. Подготовка фотосессии о своих родных и близких. | 1 |
22 | Экологическое состояние родного края. Основные проблемы и пути решения. | 1 |
23 | Посещение народного театра им. П.А.Ойунского. | 1 |
24 | Игра по краеведению «Знай и люби родной край!» | 1 |
25 | Изучение биографии Петрова Д., кавалера ордена Славы трех степеней. | 1 |
26 | Изучение биографии Охлопкова Ф., Героя Советского Союза. | 1 |
27 | Сбор информации о героях Великой Отечественной войны —таттинцах. | 1 |
28 | Ветераны педагогического труда — учителя нашей школы. Встреча за «круглым столом», сбор информации, оформление материала для музея школы. | 1 |
29 | Красота нашего края в картинах местных художников. | 1 |
30 | Подготовка творческих работ «История родного села». Определение темы работы, консультация. | 1 |
31 | Консультация по подготовке материала к творческой работе, основные правила работы с научной литературой. | 1 |
32 | Работа с архивными документами. Экскурсия в городской архив. | 1 |
33 | Практическая работа по изготовлению творческой работы «История родного села» | 1 |
34 | Выставка — презентация творческих проектов. Обсуждение. | 1 |
35 | Выставка — презентация творческих проектов. Обсуждение. | 1 |
| ИТОГО | 35часов |
Календарно - тематическое планирование
Месяц, неделя | Темы | 5а | 5б |
Пл.дата | Фак.дата | Пл.дата | Факт.дата |
сентябрь | I | Введение. Краеведение — наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. | 08.09 | | 08.09 | |
II | Экскурсия в краеведческий музей. | 15.09 | | 15.09 | |
III | Экскурсия в сквер имени А.Кулаковского | | | | |
IV | Легенды и предания села. | | | | |
октябрь | I | Историческое прошлое родного села. | | | | |
II | Село в годы советской власти. | | | | |
III | Село Ытык-Кюель -районный центр Таттинского улуса. | | | | |
IV | Обзорная пешеходная экскурсия по селу. | | | | |
V | История Ытык-Кюеля в названиях улиц. | | | | |
ноябрь | I | Защита презентаций улиц, на которых проживают учащиеся | | | | |
II | Современный облик родного села. | | | | |
III | Предприятия нашего села. | | | | |
декабрь | I | Итоги творческой работы - сбор информации о предприятиях, на которых работают родители. | | | | |
II | Таатта — родина якутских писателей. | | | | |
III | История моей школы. Символика родной школы | | | | |
IV | Страницы истории села, занятие в детской библиотеке | | | | |
январь | II | Моя семья. «Старая фотография рассказала». | | | | |
III | Музеи села. Подведение итогов экскурсий, обмен информацией и отзывами о посещении. | | | | |
IV | Подготовка информационной презентации «Музей родного села» | | | | |
февраль | I | Я и мое село. Организация фотосессии по памятным местам родного города. | | | | |
II | Мы — таттинцы. Подготовка фотосессии о своих родных и близких. | | | | |
III | Экологическое состояние родного края. Основные проблемы и пути решения. | | | | |
IV | Посещение народного театра им. П.А.Ойунского. | | | | |
март | I | Игра по краеведению «Знай и люби родной край!» | | | | |
II | Изучение биографии Петрова Д., кавалера ордена Славы трех степеней. | | | | |
III | Изучение биографии Охлопкова Ф., Героя Советского Союза. | | | | |
апрель | I | Сбор информации о героях Великой Отечественной войны —таттинцах. | | | | |
II | Ветераны педагогического труда — учителя нашей школы. Встреча за «круглым столом», сбор информации, оформление материала для музея школы. | | | | |
III | Красота нашего края в картинах местных художников. | | | | |
IV | Подготовка творческих работ «История родного села». Определение темы работы, консультация. | | | | |
май | I | Консультация по подготовке материала к творческой работе, основные правила работы с научной литературой. | | | | |
II | Работа с архивными документами. Экскурсия в городской архив. | | | | |
III | Практическая работа по изготовлению творческой работы «История родного села» | | | | |
IV | Выставка — презентация творческих проектов. Обсуждение. | | | | |
V | Выставка — презентация творческих проектов. Обсуждение. | | | | |
9