СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О характере и направленности личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О характере и направленности личности»

Ознакомиться с данной презентацией, составить краткий конспект в тетрадь. Обязательно для написания текст выделенный красным цветом, остальное необязательно. Выполнить практическую часть к данной презентации. В конце презентации домашнее задание, выполнить!  Скрин домашнего задания отправить на сайт дистанционного обучения до 31 марта 11:00
  • Ознакомиться с данной презентацией, составить краткий конспект в тетрадь. Обязательно для написания текст выделенный красным цветом, остальное необязательно.
  • Выполнить практическую часть к данной презентации.
  • В конце презентации домашнее задание, выполнить!

Скрин домашнего задания отправить на сайт дистанционного обучения до 31 марта 11:00

3.4. Характер и направленность личности Содержание учебного материала Понятие о характере. Природа и проявления характера. Характер и тип высшей нервной деятельности. Структура характера. Черты характера и их взаимосвязь. Качества характера. Акцентуации черт характера 1 Направленность личности и характер. Мотивы, потребности, интересы, убеждения, мировоззрение и установки, формирование характера Лабораторные работы Практические занятия: Тренинг самопознания характера Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающихся: учет свойств ВНД в организации обучения Содержание учебного материала 2 1

3.4. Характер и направленность личности

Содержание учебного материала

Понятие о характере. Природа и проявления характера. Характер и тип высшей

нервной деятельности. Структура характера. Черты характера и их взаимосвязь.

Качества характера. Акцентуации черт характера

1

Направленность личности и характер. Мотивы, потребности, интересы, убеждения,

мировоззрение и установки, формирование характера

Лабораторные работы

Практические занятия:

Тренинг самопознания характера

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся: учет свойств ВНД в организации обучения

Содержание учебного материала

2

1

Характер Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают. В психологии различаются характеры: определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами)  неопределенные (без таких черт),  противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью)  цельные (без таких противоречий).

Характер

Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают.

В психологии различаются характеры:

  • определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами)
  • неопределенные (без таких черт),
  • противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью)
  • цельные (без таких противоречий).
В зарубежной характерологии естественные основы характера обычно раскрываются через представление о структуре личности. 3. Фрейд представил личность через триаду

В зарубежной характерологии естественные основы характера обычно раскрываются через представление о структуре личности. 3. Фрейд представил личность через триаду "Оно", "Я", "Над-Я".

Представители учения о психоанализе (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и их последователи) считают, что познать человека, его характер можно только путем проникновения в сферу подсознательного, в самую глубокую часть интимного мира, где, по их мнению, сосредоточены личные потребности и конфликты индивида, его нерешенные проблемы, гнойные очаги, которые отравляют его жизнь.

Типы нервной деятельности  и темперамент непосредственно связаны с формированием характера. Однако через нервную систему на характер влияет и деятельность эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной, мышечной систем и всего организма в целом. Это указывает на сложные особенности природной и материальной основы характера. Существует мнение, что  черты характера , присущие индивидам, являются естественными, наследственно приобретенными. Это объясняется тем, что процесс социального созревания, приобретения системы устоявшихся черт характера происходит почти незаметно. К тому же через физиологические особенности функционирования головного мозга, эндокринной системы одни и те же социальные воздействия вызывают у разных людей неодинаковый психологический эффект. Однако несомненным является то, что быт, условия жизни в семье, работа, обучение, воспитание и самовоспитание - все это школа человеческих характеров. Знание характера - важное условие общения людей. Это путь к решению проблемы совместимости.

Типы нервной деятельности  и темперамент непосредственно связаны с формированием характера. Однако через нервную систему на характер влияет и деятельность эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной, мышечной систем и всего организма в целом. Это указывает на сложные особенности природной и материальной основы характера.

Существует мнение, что  черты характера , присущие индивидам, являются естественными, наследственно приобретенными. Это объясняется тем, что процесс социального созревания, приобретения системы устоявшихся черт характера происходит почти незаметно. К тому же через физиологические особенности функционирования головного мозга, эндокринной системы одни и те же социальные воздействия вызывают у разных людей неодинаковый психологический эффект.

Однако несомненным является то, что быт, условия жизни в семье, работа, обучение, воспитание и самовоспитание - все это школа человеческих характеров.

Знание характера - важное условие общения людей. Это путь к решению проблемы совместимости.

Так толстый, как у быка, нос свидетельствует о лени; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - об ограниченности, неразумности; нос, как у льва, - важность; волос тонкий, как шерсть у коз, овец и зайцев, - несмелость; волос жесткий, как у львов и кабанов, - храбрость. Физиогномика Аристотеля

Так толстый, как у быка, нос свидетельствует о лени; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - об ограниченности, неразумности; нос, как у льва, - важность; волос тонкий, как шерсть у коз, овец и зайцев, - несмелость; волос жесткий, как у львов и кабанов, - храбрость.

Физиогномика Аристотеля

Давнюю историю имеет хиромантия - определение характера человека и предсказания его судьбы по линиям на ладони.

Давнюю историю имеет хиромантия - определение характера человека и предсказания его судьбы по линиям на ладони.

В XVIII ст. получила распространение физиогномическая система И. Лафатера , который считал, что голова человека является

В XVIII ст. получила распространение физиогномическая система И. Лафатера , который считал, что голова человека является "зеркалом души", и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики - основной путь для познания человеческого характера. О гениальности Гете, по мнению И. Лафатера, наибольшей степени свидетельствует его нос, который "знаменует продуктивность, вкус и любовь - иначе говоря, поэзию".

Характерологическое учение, которое разработал австрийский врач Ф. Галли , получило название френологии (от греч.

Характерологическое учение, которое разработал австрийский врач Ф. Галли , получило название френологии (от греч. "Fren" - разум). Основу учения Ф. Галли составляло утверждение, что все свойства характера имеют четко специализированные центры в полушариях головного мозга.

Ч. Дарвин в своей книге

Ч. Дарвин в своей книге "О проявления чувств у человека и животных" писал, что каждый индивид сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, по своим личным наклонностям, эти мышцы могут быть более развитыми, и поэтому линии и морщины лица , которые получаются в результате обычного сокращения, могут стать более глубокими и заметными.

Эти идеи Ч. Дарвина стали толчком для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические учения на описании и трактовке выражения лица и состояния его мышечных тканей. Составляли своеобразные физиогномические справочники по психологическому толкованию мимики.

Вывод: внешний вид человека сам по себе не может быть источником исчерпывающих сведений о его характере, однако для определения характера определенную роль играет внимательное изучение внешности.

Черты характера и их взаимосвязь.

Характер  определяют по преобладающим чертам, которые в свою очередь влияют на поведение и поступки. Их можно рассматривать в системе отношений к труду, другим людям, вещам, самому себе.

1. Труд

Трудолюбие-леность . Этот «дуэт» может быть, как чертой характера, так и выражать отношение к конкретной работе. Постоянное  чувство лени  может указывать и на то, что человеку просто не интересно то дело, которым он занят, а в чем-то другом, он проявит себя лучше. Лень может стать признаком недостаточной  мотивации к жизни . Но и чрезмерное трудолюбие принимает степень трудоголизма, что также может указывать на проблемы в личных отношениях, отсутствие интересов.

Ответственность-безответственность . Одно из самых важных качеств для сотрудника. Человек, который ответственно выполняет своих обязанности, не подводит коллег, будет ценным работником.

Добросовестность-недобросовестность . Выполнять обязанности и делать это хорошо – не одно и то же. Руководству важно, чтобы трудолюбие выражалось не только в механическом выполнении действий, а приносило результат.

Инициативность-пассивность . Это качество особенно ценно для людей, которые хотят продвигаться по карьерной лестнице. Если работник не проявляет инициативы, не генерирует идеи, прячется за спинами коллег, он не будет и развиваться в своей профессии.

Другие люди Замкнутость-общительность . Показывает открытость человека, его раскованность, насколько легко ему заводить знакомства, как он чувствует себя в новой компании, коллективе. Правдивость-лживость . Патологические вруны лгут даже в мелочах, скрывают правду, легко предают. Есть люди, которые приукрашают действительность, чаще всего они это делают из-за того, что реальность кажется им скучной или недостаточно яркой. Самостоятельность-конформность . Это качество показывает, как человек  принимает решения . Полагается ли он на свой опыт, знания, мнение или идет на поводу у кого-то и его легко подавить. Грубость-вежливость . Озлобленность, внутренние переживания делают человека  циничным , грубым. Такие люди грубят в очередях, общественном транспорте, неуважительно относятся к подчиненным. Вежливость, хотя и относится к положительным чертам характера, может иметь корыстную подоплеку. Также она может быть попыткой уйти от конфронтации.

Другие люди

Замкнутость-общительность . Показывает открытость человека, его раскованность, насколько легко ему заводить знакомства, как он чувствует себя в новой компании, коллективе.

Правдивость-лживость . Патологические вруны лгут даже в мелочах, скрывают правду, легко предают. Есть люди, которые приукрашают действительность, чаще всего они это делают из-за того, что реальность кажется им скучной или недостаточно яркой.

Самостоятельность-конформность . Это качество показывает, как человек  принимает решения . Полагается ли он на свой опыт, знания, мнение или идет на поводу у кого-то и его легко подавить.

Грубость-вежливость . Озлобленность, внутренние переживания делают человека  циничным , грубым. Такие люди грубят в очередях, общественном транспорте, неуважительно относятся к подчиненным. Вежливость, хотя и относится к положительным чертам характера, может иметь корыстную подоплеку. Также она может быть попыткой уйти от конфронтации.

ВЕЩИ Аккуратность-неряшливость . Творческий беспорядок или педантичная чистота в доме могут показать, насколько человек аккуратен. Охарактеризовать его можно и по внешнему виду. Неряшливые люди часто вызывают антипатию, и не всегда находятся желающие рассмотреть за внешней несуразностью широкую душу. Бережливость-небрежность . Оценить человека можно по его отношению к накопленному имуществу, одолженным предметам. Хотя эта черта человека оказалась в вещественной группе, она может проявляться и по отношению к людям. Жадность-щедрость . Чтобы называться щедрым необязательно быть филантропом или отдавать последнее. В то же время излишняя щедрость иногда является признаком безответственности или попыткой «купить» чужое расположение. Жадность же выражается не только по отношению к другим людям, но и к себе, когда человек из-за страха остаться без денег, экономит даже на мелочах.

ВЕЩИ

Аккуратность-неряшливость . Творческий беспорядок или педантичная чистота в доме могут показать, насколько человек аккуратен. Охарактеризовать его можно и по внешнему виду. Неряшливые люди часто вызывают антипатию, и не всегда находятся желающие рассмотреть за внешней несуразностью широкую душу.

Бережливость-небрежность . Оценить человека можно по его отношению к накопленному имуществу, одолженным предметам. Хотя эта черта человека оказалась в вещественной группе, она может проявляться и по отношению к людям.

Жадность-щедрость . Чтобы называться щедрым необязательно быть филантропом или отдавать последнее. В то же время излишняя щедрость иногда является признаком безответственности или попыткой «купить» чужое расположение. Жадность же выражается не только по отношению к другим людям, но и к себе, когда человек из-за страха остаться без денег, экономит даже на мелочах.

Собственное Я

Требовательность . Когда ярко выражена эта черта личности, проявляются две крайности. Человек, который требователен к себе, часто бывает настолько же строг и к другим. Он живет по принципу «я смог, значит, и другие могут». Он может быть не терпим к чужим слабостям, не понимая, что каждая  личность  индивидуальна. Вторая крайность построена на неуверенности. Человек самоистязается, считая себя недостаточно совершенным. Ярким примером может служить  анорексия , трудоголизм.

Самокритичность . Человек, умеющий критиковать себя, имеет здоровую  самооценку . Понимание, принятие и анализ своих достижений и поражений помогает в формировании сильной личности. Когда баланс нарушен, наблюдается либо  эгоцентризм , либо самоедство.

Скромность . Необходимо понимать, что скромность и  стеснительность  – разные понятия. Первое основано на системе ценностей, привитой при воспитании. Второе является звоночком к развитию  комплексов . В нормальном состоянии скромность проявляется в умеренности, спокойствии, знании меры в словах, выражении эмоций, финансовых тратах, пр.

Эгоизм и эгоцентризм . Схожие понятия, но чертой здесь является эгоизм, а вот эгоцентризм – способ мышления.  Эгоисты  думают лишь о себе, но используют других в своих целях. Эгоцентрики часто являются мизантропами и  интровертами , не нуждающимися в других, считающими что их никто не достоин.

Чувство собственного достоинства . Показывает, как личность себя ощущает внутренне. Внешне оно выражается в высокой оценке своих прав и социальной ценности.

Направленность личности

Каждая личность на протяжении своей жизни формирует систему устойчивых мотивов, на основе которых складываются ее относительная независимость от обстоятельств, избирательное отношение к различным объектам и ситуациям.

Направленность личности  - это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.

Направленность личности характеризуется  желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениямимировоззрением , которые являются её основными элементами.

Желание  -- это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения.  Желания обладают непосредственной побуждающей силой.

Интерес  --  психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности . Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.

Склонность  - это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься.  Интерес может носить временный характер, когда по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер, тогда он перерастает в склонность. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Ценностная ориентация  -- это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей.  Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.  Ценность  -- это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека . Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Идеал   - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков.  Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер  идеала.  Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Убеждения   - это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами,  то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззрение  -  это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.  В систему мировоззрения личности входит совокупность её устойчивых убеждений. Мировоззрение связано с решением вопросов о происхождении мира и его движущих силах, о месте и роли, задачах человека в этом мире и т. д. При его построении человек может опираться на разные системы взглядов, выработанные человечеством: на религиозные системы, на научные системы, на житейские представления, полученные в собственном опыте. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности, определяется линия поведения личности.

Записать акцентуации характера в тетрадь

Записать акцентуации характера в тетрадь

Домашнее задание: По ссылке https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/10/uchyot-vozrastnyh-osobennostey-vysshey-nervnoy-deyatelnosti-detey ознакомиться с педагогическими ситуациями с детьми младшего дошкольного возраста. Выбрать одну из педагогических ситуаций и кратко описать меры воспитания и обучения, которые вы будете применять в работе с тем или иным ребенком, в зависимости от темперамента и типа высшей нервной деятельности. Работа будет оцениваться!

Домашнее задание:

  • По ссылке https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/10/uchyot-vozrastnyh-osobennostey-vysshey-nervnoy-deyatelnosti-detey ознакомиться с педагогическими ситуациями с детьми младшего дошкольного возраста. Выбрать одну из педагогических ситуаций и кратко описать меры воспитания и обучения, которые вы будете применять в работе с тем или иным ребенком, в зависимости от темперамента и типа высшей нервной деятельности.

Работа будет оцениваться!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!