Формирование ценностного отношения к культуре родного края на уроках музыки и изобразительного искусства.
Одной из основных задач, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Школьников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Формирование нравственности невозможно без погружения в культуру и традиции малой Родины. Очень важно знать свой город, свою деревню, гордиться людьми, оставившими неизгладимый след в его истории.
Чтобы развить способности учащихся к восприятию мировых культурных ценностей, русской народной культуры, разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю и своему народу, а также сформировать творческие способности детей, я использую в своей педагогической деятельности интегрированный метод обучения. Интегрирование в современной школе идёт по нескольким направлениям:
а) внутрипредметный,
б) межпредметный.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важных для двух предметов. Форма проведения интегрированного урока интересна за счет использования различных видов работы в течение всего урока. Это поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. На интегрированных уроках лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. За счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес, снимается утомляемость. Это способствует развитию у обучаемых воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интегрированный подход в обучении позволяет:
- Развивать способность к быстрой смене вида деятельности
- Ориентироваться в окружающем мире;
- Формировать художественный вкус;
- Саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Большое внимание я уделяю вопросу интеграции музыки и изобразительного искусства, музыки и краеведении, изобразительного искусства и краеведения.. Я разработала и провела ряд интегрированных уроков: «Осень — наша радость, наша грусть» (музыка и ИЗО), «Богатырская тема в русском искусстве», «Музыка моего народа». Такая интеграция способствует более полной реализации системного подхода в образовании. Результат использования данной технологии — гармоничное развитие личности ребенка, воспитание у него чувства прекрасного, формирование целостного взгляда на мир, понимание сущностных взаимосвязей явлений и процессов. На уроках музыки ребята знакомятся с природой родного края, с русским фольклором, восприятие которого усиливает звучание музыкальных инструментов, прослушивания русских мелодий в исполнении мужского хора «Ковчег» г. Углич. Мы с ребятами составляем тематические подборки, например, «Традиционное жилище и домашняя утварь». Такая работа является замечательным материалом для развития нравственного воспитания детей.
На уроке изо в 5 классе мы затрагиваем историю создания русского костюма, даем толкование слов из словаря, читаем стихи, обращаемся к историческому прошлому страны, родного края. Дети читают стихи, слушают музыку композиторов–классиков, исполняют песни о Родине, о России.
На уроке изобразительного искусства в 7 классе «Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры использую презентацию «Архитектура Углича XV –XVII веков», итоговый тест по данной теме.
На уроке изо в 6 классе по теме «Городской пейзаж: выполняем аппликации с графическими дорисовками «Наш город», «Улица моего детства» использую фотографии г. Углича, дети сами фотографируют и приносят фото своих любимых уголков родного края.
На уроке изо в 1 классе по теме « Постройки в нашей жизни: рассматриваем и обсуждаем» идём на экскурсию по родной деревне, рассматриваем различные старые и новые постройки, фотографируем, выполняем зарисовки.
На уроке изо в 4 классе « Герои-защитники: лепим из пластилина эскиз памятника героям или мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне» идём на экскурсию к памятнику павшим воинам в д. Вякирево.
На уроках изобразительного искусства знакомимся с памятниками архитектуры:
Дворец царевича Дмитрия;
Дом Меховых-Ворониных;
Загородная усадьба Карабиха;
Усадьба В.Ф. Некрасова;
Пожарная каланча г. Углича;
Театр имени Ф.Г.Волкова;
Усадьба Локалова;
Дом Евреиновых;
Клуб «Гигант»;
Дворец культуры «Авиатор»;
Гидроэлектростанция г. Углича;
Современный город (конец 20-начало 21 века)
На уроках музыки в 1 и 4 классах по теме « Край, в котором ты живёшь «, на уроке музыки в 5 классе по теме «Образы родной земли» слушаем «Песню о Туговой горе». В 6 классе тема «Фольклорные традиции родного края и соседних регионов» слушаем частушки в исполнении ансамбля «Ярославские ребята». В 7 классе «Сюжеты и образы религиозной музыки» знакомимся с Любовью Шишхановой, слушаем произведения И.С.Баха в её исполнении на органе. В 8 классе тема « В концертном зале.
Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шостаковича» слушаем песню «Журавли» в исполнении Колбешина.
На уроках музыки и изо знакомимся с именами знаменитых земляков:
отцом Василием Зиновьевым – композитором православной церковной музыки;
известным советским актёром А. Смирновым;
Фёдором Волковым;
Певицей и актрисой Прасковьей Жемчуговой;
Автором песен Иваном Суриковым;
Скульптором Александром Опекушиным;
Оперным певцом Леонидом Собиновым;
Автором песен Львом Ошаниным;
Театральным режиссёром Юрием Любимовым;
Композитором Вениамином Баснером;
Художником Николаем Мухиным;
Художником-аниматором Александром Петровым.
Я считаю, что музыкальная и художественная культура родного края может занять свое достойное место и стать действенным средством личностного, музыкального и художественного развития учащихся. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым. Современный учитель музыки и изо должен восстановить и сохранить
Эту хрупкую нить.