СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О логическом структурировании учебного материала по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приводится несколько структур, которые можн использовать на уроках для ситематизации учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«О логическом структурировании учебного материала по физике»

О ЛОГИЧЕСКОМ СТРУКТУРИРОВАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ

В настоящее время всё более активно изучаются возможности и эффективность применениясистемного подхода в учебном процессе, в частности делаются попытки рассмотрения с позиции системного подхода содержания учебного материала. Выдвигаемые при этом разными исследователями требования к этому содержанию и способам его организации для изучения исходят из разных дидактических задач. Например: с позиции организации ориентировки в профилирующем предмете как системе, распределения учебного времени, видов действий и операций с разными частями материала при его усвоении, анализа логической структуры учебного материала как коммуникативной системы, представления в учебном материале структуры теории: понятий, фактов, законов – как способа формирования системных знаний.

Системный подход – это качественный более высокий, нежели просто предметный, способ исследования. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному и т. д.

При любом системном исследовании приходится оперировать понятием «система». В самом смысле подсистемой понимается любая совокупность, состоящая из взаимосвязанных элементов и обладающая новыми интегративными свойствами, отличными от свойств составляющих элементов. Понятие «система» тесно связано с понятием  целостности, поэтому как философская категория система представляет собой целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, которые не содержатся в образующих её элементах, а внутренние связи между элементами преобладают над внешними воздействиями на них. Для любой системы характерна взаимосвязь и взаимообусловленность как черты целостности. Но целостность системы подразумевает не только некоторую её устойчивость и обособление от окружающих систем, но и иерархию, означающую, что каждый элемент системы может быть в свою очередь рассмотрен как система, а исследуемая система может быть элементом более широкой или высокой по степени организованности системы.

Физика занимает одно из центральных мест в системе научных знаний об окружающей действительности. Структурирование содержания дисциплины «физика» как учебного предмета зависит от объёма, определяемого учебными часами, отводимыми на его изучение. Чтобы сохранить системность и целостность изложения физики при уменьшении количества часов, автор использует логическое структурирование учебного материала. Структурирование производится в виде таблиц и графовых схем.

Основательное исследование, в котором была сделана попытка решить исключительно важную и сложную проблему логической структуры учебного материала, провёл А. М. Сохор [1]. Логическая структура учебного материала трактуется им как структурная система внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в него.

С точки зрения психологии мыслить – значит оперировать понятиями, а овладение понятиями означает владение всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, к которым эти понятия относятся. Решение любой познавательной задачи связано с ориентировкой в структурной системе знаний ученика, выделением необходимых элементов знания и связей между ними.

Современный курс физики – это весьма сложная и достаточно хорошо согласованная система понятий, законов, выводов, технических приложений, исторических справок и т.д. Основой содержания и структуры курса физики являются физические теории, т.е. те самые структурные единицы науки, которые должны быть сформированы в сознании учащихся как целостные объекты.

Автором уже давно проводится работа по логическому структурированию учебного материала по физике. При этом уделяется внимание, полноте и целостности, лаконичности и наглядности структур. При изучении механики используются логические структуры механики [2], (см. 1.2 – 1.7). Разрабатываются и используются структуры для  решения задач по физике [3]. При формировании понятия «электрический ток» используется структура «Электрический ток в различных средах» [4]. В электродинамике разработана структура «Явление электромагнитной индукции и его частные случаи», которая активно используется на практических занятиях Как показывает практика, использование логических структур повышает эффективность проводимых занятий. Некоторые структуры приведены ниже.

 

 

 

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. – М.: Педагогика, 1974.

2.     Жуйлов В. Н. Логические структуры механики. // В сб.: Проблемно- методический сборник. Выпуск 3. ─ Самарканд,  1987, с.  93-102.

3.     Жуйлов В. Н. Стратегия и тактика решения задач по кинематике. // В сб.: Научно-методическая конференция училища (Тезисы докладов), ч. II. – Самарканд, 1988, с 56-61.

4.     Жуйлов В. Н. Методические аспекты усвоения учащимися понятия «Электрический ток». // В кн.: Актуальные проблемы научных исследований и реформирование военного образования. Материалы научно-методической конференции училища (23-25 мая 2001 года). – Самарканд. 2001, с. 88.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!