ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«О методической и информационной поддержке образовательной деятельности в сфере образования»
(из опыта работы образовательных учреждений
города Кировска Луганской Народной Республики)
И.А. Лужеренко,
заведующий ГБОУ ЛНР
«Кировский методический кабинет»
ЛУГАНСК-2019
Изменения, происходящие в нашей молодой республике, предъявляют новые требования к современному педагогу. Каким он должен быть, современный педагог? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это должен быть человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у воспитанников стремление к творческому восприятию знаний, повышать мотивацию к изучению учебных предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный педагог должен уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения.
Методические службы образовательных учреждений города, Кировский методический кабинет, основной целью своей деятельности считают обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательных учреждений города. Для реализации основной цели определена одна из главных задач - повышение уровня информационной грамотности всех участников образовательного процесса, внедрение информационных технологий.
Основная цель нашей работы, на мой взгляд, созвучна с вопросом, вынесенным на рассмотрение Научно-методического совета РЦРО «О методической и информационной поддержке образовательной деятельности в сфере образования».
Согласно плану работы Кировского методического кабинета в январе 2019 года в городе был проведен внутренний мониторинг эффективности использования ИКТ, который мы посчитали необходимым в связи с тем, что последние два года работники методического кабинета особое внимание уделяют повышению ИКТ-компетентности педагогов всех категорий. Согласно данным мониторинга 35%, т.е. треть педагогов города используют во время учебно-воспитательного процесса ИКТ. Достаточно активно в январе-феврале 2018 г. работники КМК проводили индивидуальные обучающие семинары по созданию персональных сайтов, электронных портфолио и как результат, по состоянию на 01.04.2019 г., 62 педагога (28%) ведут персональные сайты и 19 (8,5%) имеют электронное портфолио. Проведенный мониторинг, в котором приняло участие 223 педагога (это общее количество педагогов) позволил сделать выводы и наметить перспективы дальнейшей работы.
А выводы, увы, не столь утешительны: за голыми цифрами кроется личность педагога, который настолько сейчас загружен, что, чтобы вовлечь его в методическую работу, нужно очень постараться.
Однако, подводя итоги организации методической работы в 2018 году, хочу отметить, что педагоги города активно участвуют в научно-методических мероприятиях на уровне города, республики, а также в Российской Федерации.
Год Участие в мероприятиях | 2016 | 2017 | 2018 |
количество мероприятий |
Участие в методических мероприятиях (городской уровень) | 15 | 58 | 80 |
Участие в научно-методических мероприятиях (республиканский уровень) | 59 | 69 (2 выступления) | 100 (1 выступление) |
Участие в научно-методических мероприятиях (международный уровень) | - | 1 | 20 |
Благодаря активной работе работников методического кабинета в январе-феврале 2018 г. в образовательных учреждениях города, количество слушателей вебинаров, онлайн-проектов издательств «Просвещение», «Школа БИНОМ», корпорации «Росучебник», развивающего портала «Мерсибо» и др. значительно увеличилось. Если в 2016 году было прослушано только 5 вебинаров, в 2017 – 94, то в 2018 – только работники КМК прослушали, приняли участие, а затем использовали в своей работе материалы 161 вебинара, онлайн-проекта. Свидетельствами участия педагогов в научно-методических мероприятиях международного уровня являются:
- Диплом победителя II степени в IV Международном конкурсе «Лучший персональный сайт педагога – 2018» Всероссийского сетевого издания для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд Образовательной и Научной Деятельности (ФОНД) XXI века», который получил учитель КМГ Рекиян Н.Н. (15.04. 2018 г.).
- 5 педагогов (Полежай О.В. (СОШ №1), Мороз Ю.С., Протасова С.Н., Слободян Л.Я., Илюкович Е.В.(ЦВР) - участники Всероссийского педагогического конкурса «Творческий учитель – 2018» (дипломы участников и авторов публикаций).
Впервые за последние 3 года педагоги города вошли в республиканскую интеграционную программу и смогли принять участие в VI Международном научно-методическом семинаре преподавателей русского языка и литературы «Русская словесность в школьном образовании: традиции и нововведения» (Дорохина Л.Н.(СОШ №2), Бондаренко Е.А.(КМГ), 3-6 июня 2018 г., г.Ялта, Республика Крым).
Также впервые город принял участие в Международной акции «Тотальный диктант» сразу серьезно заявив о себе в республике: 437 участников, из которых 12 получили сертификат «Отлично».
Учитель математики, информатики КМГ Глотова Г.И. приняла участие в работе Летней школы при МГУ им. М.В.Ломоносова для учителей математики (23-24.08.2018 г., г.Москва) и для учителей информатики (27-28.08.2018г., г.Москва), во Всероссийском конкурс «Наш цифровой мир» (03.09.2018г.).
29 марта 2018 года на базе ГБОУ ЛНР «Кировская многопрофильная гимназия» для педагогов образовательных учреждений г. Кировска состоялся «Методический день» по актуальным вопросам развития профессионализма педагогов. Организатором данного мероприятия был ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования».
В рамках «Методического дня» была организована работа секций для руководителей образовательных учреждений; заместителей директоров по учебно-воспитательной работе г. Кировска; педагогов, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); учителей начальных классов, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
С целью снятия эмоционального напряжения, посттравматических стрессовых состояний, вызванных тяжелой жизненной ситуацией, были проведены индивидуальные консультации для педагогов, учащихся и их родителей, проживающих на прифронтовой территории, а также тренинг для руководителей образовательных учреждений.
Данное мероприятие позволило всем участникам расширить свои профессиональные возможности.
Очень серьезно образовательные учреждения города отнеслись к подготовке и участию в I Международном образовательном Форуме ЛНР «Завтра начинается сегодня». В работе Форума приняли участие заместитель Главы Администрации города Кировска Агеев В.А., начальник отдела образования Администрации города Кировска Полякова Е.А., главный специалист отдела образования Мозговая Н.В., заведующая Кировским методическим кабинетом Лужеренко И.А. и 38 педагогов из 10 образовательных учреждений города. Одновременно с участием в мастер-классах, круглых столах и семинарах, проходила выставка павильонов образовательного салона ЛНР. Образовательная площадка Кировска была представлена экспозицией из стендов, отражающих информацию о системе образования города. Учитель гимназии Жилик О.В., заместитель директора Шилин И.В. с помощью интерактивного стенда проводили презентацию системы работы научно-исследовательской деятельности Кировской многопрофильной гимназии. Гости Форума, Министр образования и науки ЛНР Цемкало С.А., Министр иностранных дел ЛНР Дейнего В.Н. отметили оригинальность подачи информации с использованием электронного планшета, что подчеркивало активное внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс КМГ. Работники Кировского методического кабинета выпустили 9 сборников методических и аналитических материалов из опыта работы педагогов, а также по 1 сборнику каждое ОУ (кроме ДОУ №1 и ДЮСШ). Во время работы I Международного образовательного Форума ЛНР (29.09.2018г.) психолог ГУ ДО «Центр внешкольной работы «Синяя птица» города Кировска» Мороз Ю.С. провела тренинг для педагогов республики «Что значит быть волонтером».
Второй год руководитель городского методического объединения психологов и социальных педагогов, психолог КМГ Задорожняя Т.В. организовывает участие обучающихся гимназии в акции «Всероссийская профдиагностика», проводимой в рамках программы по развитию ранней профориентации «Zасобой».
И этот перечень я могла бы продолжать, но я не ставлю перед собой цель петь хвалебные оды педагогам прифронтового городка Кировска, в котором из-за войны осталось 5 общеобразовательных учреждения, 3 дошкольных и 2 внешкольных с общей численностью 223 педагога и ___ обучающихся.
Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернет, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение, что является очень актуальным для таких городов как наш, находящихся на линии соприкосновения, где в любой момент может возникнуть необходимость перехода на дистанционное обучение.
Кроме того, учитель получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это и соответствует требованиям новых государственных образовательных стандартов и, несомненно, влияет на качество образования.
Отмечу, что одно только внедрение передовых информационных технологий, развитие и укрепление материальной базы образовательных учреждений не даст желаемого результата, пока не будут созданы условия, способствующие развитию самого учителя в этой среде. Для того чтобы педагоги уверенно владели современными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, в городе действует механизм постоянной методической поддержки педагогов.
Основные направления этой поддержки:
-проведение занятий с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в рамках постоянных краткосрочных семинаров в соответствии с целевыми установками ОУ и потребностями учителей;
-оказание (на постоянной основе) индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств современных технологий в своей деятельности;
-распространение имеющегося и приобретенного опыта применения современных технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения городскими методическими объединениями, педагогами мастер-классов, семинаров, открытых уроков, различных мероприятий.
- непрерывное обучение педагогов в целях дальнейшего использования в педагогической практике современных технологий (при РЦРО).
Создание системы постоянной методической поддержки образовательной деятельности, на мой взгляд, одно из важных направлений работы по созданию условий для успешной реализации ГОС, творческого роста педагогов. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие крайне необходима - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала педагога.
Подводя итог, хочу сказать о том, что с целью методической и информационной поддержки образовательной деятельности в сфере образования, Кировский методический кабинет инициировал в 2018 году проведение смотра-конкурса на лучший методический кабинет ОУ«Работаем по новым стандартам». Итоги конкурса были подведены в конце декабря 2018 г. и начиная с января 2019 г. было принято решение о возобновлении такой формы методической работы как проведение Единых методических дней «Система методической работы в образовательном учреждении». В работе Единого методического дня принимают участие начальник, главные специалисты отдела образования Администрации города Кировска, работники методического кабинета города, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. На сегодняшний деть прошло 3 Единых методических дня в тех образовательных учреждениях, которые стали победителями смотра-конкурса, педагоги смогли познакомиться с прогрессивным опытом своих коллег. В дальнейшем мы будем выходить в образовательных учреждениях города с целью оказания адресной методической помощи.
Как прогноз в дальнейшей методической работе я вижу проведение «Методических дней» по актуальным вопросам развития профессионализма педагогов, которые проводились ГУ ДПО ЛНР «РЦРО».