СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О некоторых факторах повышения интереса учащихся к изучению английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о том, как повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
«О некоторых факторах повышения интереса учащихся к изучению английского языка»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Одной из основных проблем изучения иностранного языка является формализм в преподавании и учении. Как показывает опыт работы, учащиеся старших классов преимущественно не владеют необходимым языковым и фактическим знанием учебного материала.

Решение этой задачи должно быть комплексным, требующим пересмотра ряда учебно-методических и организационно-методических аспектов обучения с учетом достигнутого как в практическом опыте, так и в научно-теоретических исследованиях.

В условиях ограниченного учебного времени языковой материал не всегда запоминается достаточно прочно, что затрудняет формирование у учащихся внутренней потребности к изучению языка.

Наша цель - заинтересовать их посредством использования на уроках современных инновационных технологий, а главное, установить контакт с учащимися, помочь им преодолеть возможный психологический барьер, который не позволяет выявить истинный уровень коммуникативной компетенции. Естественность созданной коммуникативной ситуации, подбор учебного материала, форм и методов обучения в соответствии с уровнем обучаемости учащихся - залог успеха учебного процесса.

Обучение иноязычному высказыванию предусматривает обучение не только отдельным словам и грамматическим структурам, а в частности, формирование мыслительного воспроизведения, т.е. необходимо научить учащихся думать на иностранном языке.

Сложность решения этой проблемы в том, что, с одной стороны, нужно добиться от учащихся автоматизма воспроизведения речи, а с другой - развивать творческий аспект речевой деятельности.

Мыслительная деятельность иноязычного говорения возможна в условиях ситуации, обусловленной наличием мотива коммуникации. Именно мотивы, которыми руководствуются учащиеся при овладении любым предметом, в том числе и иностранным языком, определяют их отношение к выполняемой деятельности на уроке.

Главным объектом интереса для подростков становятся не академические знания, а сама жизнь. Фактором их развития является собственная активность в различных формах социальных взаимодействий и общения. И нам, педагогам, важно не упустить этот момент появления первых попыток профессионального самоопределения учащихся, более серьезного размышления о будущем.

Возрастные особенности личности подростков усложняют задачу управления их поведением и деятельностью на уроках иностранного языка. В связи с тем, что подростки трудно переносят состояние бездействия, вялый, замедленный темп урока иностранного языка является абсолютно недопустимым. Для установления делового и эмоционального контакта с учащимися необходимо проявлять заботу об удовлетворении потребности каждого учащегося в самоутверждении.

Без преувеличения можно сказать, что независимо от темперамента, все они эмоционально травмируемы, склонны проявлять агрессивно-защитный тип поведения, бравируют недостатками, впадают в амбиции и т.д.

Следует отметить, что на сдержанность подростков положительно влияет повышенная умственная активность, мотив интереса и мотив последующего контроля в спокойной благоприятной обстановке. Манера учителя осуществлять контроль и применяемые формы контроля могут стимулировать или, наоборот, подавлять активность учащихся. Подчеркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках и т.д. порождают страх, нежелание активно участвовать в работе, блокируют мотивацию. Поэтому прежде всего следует сделать акцент на позитивной стороне ответа «то, что ты рассказал, очень важно и т.д.», а уже потом деликатно указать на недостатки, обязательно показав, как их легко можно исправить.

Огромную побудительную силу в учебной деятельности имеет переживание успеха – самое главное подкрепление мотивов изучения иностранного языка. Поэтому предметом особого внимания учителя на каждом уроке должно быть обеспечение этого успеха и его соответствующее поощрение. Подростки довольно критично относятся к содержанию своей иноязычной речи, и ее вынужденная примитивность, ставящая их в смешное положение перед одноклассниками, отрицательно сказывается на отношение к предмету.

Трудности и неудачи в обучении иностранному языку главным образом обусловлены тем, что часто учебное общение осуществляется в психологически фальшивой ситуации: ограничение и внешняя регламентация тематики, несовпадение привычного диапазона речи на родном и иностранном языках, а главное, отсутствие личностных переживаний, несовпадение содержание речи и действительных намерений и мыслей учащихся, неестественность обмена репликами – все это превращает общение на уроке иностранного языка в определенную игру и не имеет отношения к настоящему общению.

Учащиеся быстро разочаровываются в такого рода деятельности. Зато, все методические находки учителя, а именно: организация общения, связанного с жизнью, ставящего задачи, требующие от учащихся выявления своей жизненной позиции – встречают у них большой отклик и энтузиазм.

Известно, какой большой методический выигрыш сулит использование ИКТ и других современных технологий. Однако, их применение требует особой осторожности и изобретательности от педагога. Не все учащиеся усваивают учебный материал. Учитель зачастую довольствуется тем, что материал усвоен небольшой частью класса – в основном хорошими учащимися.

Это приводит к тому, что в одном и том же классе, у одного и того же учителя, одни учащиеся не любят иностранный язык и все выполняют плохо – говорят, читают, понимают учителя; другие (их меньшинство) любят этот предмет и хорошо успевают в нем.

Цель же учителя в том, чтобы добиться требуемого уровня знаний, навыков и умений у всех учащихся.

Являясь участником общения, учитель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации. Более простая по содержанию (на эту жертву стоит пойти), но более эмоциональная и, главное, естественно включенная в реальную ситуацию иноязычная речь учителя будет способствовать как закреплению необходимых речевых умений и навыков учащихся, так и созданию у них установки на активное пользование иностранным языком.

Вопрос о мотивации учения является достаточно сложным. Прежде всего, важно создать общую мотивацию изучения иностранного языка, показав его значение как важного компонента образования, а также его роль как средства контактов с другими людьми из разных стран.

Однако общей мотивации недостаточно для постоянного поддержания активности. Важно, чтобы вся учебная деятельность была мотивированной. Поэтому, организуя тот или иной вид работы, учитель, прежде всего, должен показать, как это важно и интересно.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как можно шире использовали приобретенные знания английского языка в любом удобном случае, в любой подходящей ситуации. Я советую учащимся также думать на английском языке.

Например, я говорю им: «Когда вы идете по улице или едете в автобусе, будьте наблюдательны, обращайте внимание на вывески, объявления, билборды, надписи внутри салона автобуса. Постоянно задавайте себе вопрос: «А как бы я перевел это на английский язык?». Одним из способов мотивации является соревнование на лучший перевод. Учащиеся переводят также названия кинофильмов, слова песен, комиксов и др.

Как показывает опыт, на повышение мотивации изучения иностранного языка, большое влияние оказывает действие следующих факторов: личность учителя, его профессионализм и нравственные качества, его умение создать благоприятный психологический климат; чувство удовлетворения, испытываемое учащимся при выполнении учебной деятельности; новизна содержания, форм и приемов работы; осознание учащимися общественной и личной значимости предмета.