О необходимости развития критического мышления
у современного школьника.
Проблема развития познавательного интереса учеников волнует многих современных педагогов.Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Перечень основных навыков критического мышления включает в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание. Говоря о критическом мышлении следует сказать о модели навыков мышления согласно Таксономии Блума. Таксономия Блума включает шесть этапов, предполагая поэтапное продвижение от самых низких процессов – до высоких. Первый этап-это знание. Далее-понимание, затем-применение, анализ, синтез, оценка. Благодаря умению учителя формулировать вопросы высокого порядка согласно Таксономии Блума, при ответах на них у детей развивается в первую очередь критическое мышление, умение аргументировать и отстаивать свою позицию, происходит осмысление информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения.Если на уроках использовать вопросы, не требующие рассуждений или доказательств от учеников, то у детей не развивается словарный запас, не выстраиваются причинно-следственные связи, не формируется умение оценивать значимость полученных на уроке знаний.
Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Стадию вызова называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.Таким образом, задача первой стадии: заинтересовать учеников, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.
Вторая стадия – осмысление, дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: текстами, таблицами, схемами, документами, картами, учебником. Это может быть чтение текста, просмотр фильма, слушание выступления. На этой стадии обучающиеся самостоятельно, индивидуально работают с текстом, определяя свой смысл прочитанного или увиденного. Главная задача этапа осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
Третья стадия - рефлексия – позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму. Хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.
Критическое мышление-это философия, на которой должна основываться любая учебно-познавательная деятельность.Применение стратегий развития критического мышления предполагает работу в группах, в парах. Совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. Обучение в сотрудничестве – образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путём сотрудничества членов группы.
Основывая учебно-познавательный процесс на развитии критического мышления, взаимодействуя в коллаборативной среде, ученики учатся мыслить более критично, продуктивно, креативно, при этом дети получают удовольствие от собственных открытий, достижений, побед. Применение стратегий критического мышления ещё и позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для ученика.