СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О патриотическом воспитании в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств-любовь к своей Родине. Любовь к Родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше-хорошо учиться в  Вузе, хорошо работать на заводе, в сельском кооперативе, помогать тому, кому нужна твоя помощь и т.д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия-это тоже патриотизм. Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко в глубь истории. Как искоренить беспечность, приведшую к искажению самих понятий "патриотизм" и "патриот"?

Педагогический коллектив серьезно рассматривает вопросы патриотического воспитания детей.

Просмотр содержимого документа
«О патриотическом воспитании в школе»


В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы» было обозначено, что патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.


Выявить структуру процесса патриотического воспитания нельзя, не рассмотрев патриотическое воспитание как целостное и сложное явление, как систему. Такое рассмотрение патриотического воспитания дает возможность выявить структуру и процесс патриотического воспитания.

Опираясь на системный подход, рассмотрим такие характеристики патриотического воспитания как целостность, связь, структура и организация уровней системы, и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, а также самоорганизация и функционирование этой системы.

В патриотическом воспитании мы выделяем следующие сущностные характеристики: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность ступенчатость и активность.

Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Длительность - целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей в условиях непрерывного изменения личности и образовательной среды, а также коррекция и прогнозирование процесса патриотического воспитания и его динамики.

Перспективность определяет успешность патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние), влияющие на этот процесс.

Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций.

Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма - служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования собственной патриотической позиции.

Активность означает двусторонний характер взаимодействия педагога и воспитанника как условие эффективности патриотического воспитания. Включаемый в различные виды деятельности, ребенок сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.

Процесс патриотического воспитания включает в себя следующие функции:

1) ориентирующую,

2) мотивационно-мобилизационную,

3) информационно- гностическую,

4) организационную,

5) преобразующую,

6) координирующую,

7) контролирующую,

8) прогностическую,

9) коррекционную.

Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении является реализация всех функций.

Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества.

Требования государства и общества к морально-этическим установкам патриота и гражданина сформулированы в «Конституции Российской Федерации», Федеральных законах «Об образовании», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Указах Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и др.

Ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Наиболее четко они проявляются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности.

В социологии под ценностной ориентацией понимают социальные установки, которые «вкладываются» в личность в процессе социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение.

Именно формирование ценностных ориентаций рассматривается педагогическим коллективом школы-интерната как основная цель и сущность воспитания.

Существуют три группы ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание), нравственные (добро, истина, свобода, вера, красота) и моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность). Исходя из этих ценностей, выделяются следующие стратегии патриотического воспитания:

– сохранения (когда речь идет о сохранении актуально существующих ценностей);

– изменений (когда речь идет об изменяющихся ценностях);

– предотвращения (когда некие ценности не принимаются обществом или противоречат менталитету народа);

развития воспитания.

Каждая из названных стратегий отражает специфику патриотического воспитания детей сегодня.

Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

В качестве субъектов патриотического воспитания нашего образовательного учреждения мы рассматриваем, в первую очередь, педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, как на уроке, так и во время внеурочной деятельности. Следует заметить, что коллективным субъектом патриотического воспитания детей на уровне школы является весь педагогический коллектив. Непосредственными субъектами патриотического воспитания детей ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель- предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы и родители. Названные субъекты ежедневно анализируют, контролируют и корректируют свою деятельность с учетом наблюдаемых в поведения детей, отношений к истории, традициям, памятникам, героическому прошлому, настоящему нашей страны.

Администрация школы в лице директора и заместителей по учебно- воспитательной работе играет огромную роль в патриотическом воспитании в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников.

Таким образом, характеристика субъектов патриотического воспитания детей отражает специфические особенности функций названных субъектов в реализации целей патриотического воспитания детей.

Однако, характеризуя субъектов патриотического воспитания детей, не стоит забывать, что первым и важнейшим социальным институтом, и субъектом воспитания человека является семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании личности, что зафиксировано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.».

Как показывает педагогическая теория и практика субъекты воспитания интегрируются в систему, которая заставляет воспитанника на более поздних возрастных этапах развития заниматься самовоспитанием. Такая способность является следствием деятельности предыдущих субъектов (семья и школа) патриотического воспитания.

Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характер. Они специфичны как для каждой эпохи с ее социальными, экономическими и политическими процессами, так и для конкретных социальных систем, институтов и учреждений.

Нами реализуется три уровня целей патриотического воспитания школьников.

1. Стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания - (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников.

2. Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.

3. Оперативная цель, предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!