В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы» было обозначено, что патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Выявить структуру процесса патриотического воспитания нельзя, не рассмотрев патриотическое воспитание как целостное и сложное явление, как систему. Такое рассмотрение патриотического воспитания дает возможность выявить структуру и процесс патриотического воспитания.
Опираясь на системный подход, рассмотрим такие характеристики патриотического воспитания как целостность, связь, структура и организация уровней системы, и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, а также самоорганизация и функционирование этой системы.
В патриотическом воспитании мы выделяем следующие сущностные характеристики: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность ступенчатость и активность.
Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Длительность - целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей в условиях непрерывного изменения личности и образовательной среды, а также коррекция и прогнозирование процесса патриотического воспитания и его динамики.
Перспективность определяет успешность патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние), влияющие на этот процесс.
Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций.
Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма - служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования собственной патриотической позиции.
Активность означает двусторонний характер взаимодействия педагога и воспитанника как условие эффективности патриотического воспитания. Включаемый в различные виды деятельности, ребенок сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.
Процесс патриотического воспитания включает в себя следующие функции:
1) ориентирующую,
2) мотивационно-мобилизационную,
3) информационно- гностическую,
4) организационную,
5) преобразующую,
6) координирующую,
7) контролирующую,
8) прогностическую,
9) коррекционную.
Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении является реализация всех функций.
Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества.
Требования государства и общества к морально-этическим установкам патриота и гражданина сформулированы в «Конституции Российской Федерации», Федеральных законах «Об образовании», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Указах Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и др.
Ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Наиболее четко они проявляются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности.
В социологии под ценностной ориентацией понимают социальные установки, которые «вкладываются» в личность в процессе социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение.
Именно формирование ценностных ориентаций рассматривается педагогическим коллективом школы-интерната как основная цель и сущность воспитания.
Существуют три группы ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание), нравственные (добро, истина, свобода, вера, красота) и моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность). Исходя из этих ценностей, выделяются следующие стратегии патриотического воспитания:
– сохранения (когда речь идет о сохранении актуально существующих ценностей);
– изменений (когда речь идет об изменяющихся ценностях);
– предотвращения (когда некие ценности не принимаются обществом или противоречат менталитету народа);
– развития воспитания.
Каждая из названных стратегий отражает специфику патриотического воспитания детей сегодня.
Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
В качестве субъектов патриотического воспитания нашего образовательного учреждения мы рассматриваем, в первую очередь, педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, как на уроке, так и во время внеурочной деятельности. Следует заметить, что коллективным субъектом патриотического воспитания детей на уровне школы является весь педагогический коллектив. Непосредственными субъектами патриотического воспитания детей ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель- предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы и родители. Названные субъекты ежедневно анализируют, контролируют и корректируют свою деятельность с учетом наблюдаемых в поведения детей, отношений к истории, традициям, памятникам, героическому прошлому, настоящему нашей страны.
Администрация школы в лице директора и заместителей по учебно- воспитательной работе играет огромную роль в патриотическом воспитании в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников.
Таким образом, характеристика субъектов патриотического воспитания детей отражает специфические особенности функций названных субъектов в реализации целей патриотического воспитания детей.
Однако, характеризуя субъектов патриотического воспитания детей, не стоит забывать, что первым и важнейшим социальным институтом, и субъектом воспитания человека является семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании личности, что зафиксировано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.».
Как показывает педагогическая теория и практика субъекты воспитания интегрируются в систему, которая заставляет воспитанника на более поздних возрастных этапах развития заниматься самовоспитанием. Такая способность является следствием деятельности предыдущих субъектов (семья и школа) патриотического воспитания.
Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характер. Они специфичны как для каждой эпохи с ее социальными, экономическими и политическими процессами, так и для конкретных социальных систем, институтов и учреждений.
Нами реализуется три уровня целей патриотического воспитания школьников.
1. Стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания - (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников.
2. Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.
3. Оперативная цель, предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.