СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О педагогической компетентности учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается значение педагогической компетентности учителя в современной школе.

Просмотр содержимого документа
«О педагогической компетентности учителя»

В последнее десятилетие в современном обществе важную роль в жизни каждого человека стало играть образование. Ведь в период социального и экономического прогресса важнейшей ценностью общества является специалист, готовый к поиску и освоению новых знаний, способный к принятию нестандартных решений.

Отличительная черта современного мира – это высокие темпы обновления научных знаний, технологий, технологических систем, которые применяются не только на производстве, быту, но и в сфере образования.

Значит, основная задача школы – это организация образовательной среды, способной удовлетворить потребности личности, общества, государства, подготовить всесторонне развитую личность, готовой к самообразованию и самосовершенствованию, свободно мыслящей и прогнозирующей результаты своей деятельности. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Важным фактором в условиях развития образования, обновления содержания образования становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.

Профессиональная компетентность в словарях С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова трактуется как «Круг вопросов, в которых данное лицо хорошо осведомлено».

В отечественной педагогике принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции).

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

1) специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

2) социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;

3) личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4) индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.

Иными словами можно сказать, что профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач.

Для педагога компетентность выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.

Компетентный педагог обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования. Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:

  • теоретического;

  • практического;

  • личностного.

Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.
Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:

  • использование информационных и коммуникационных технологий;

  • адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся, разработка дидактических материалов; организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.

Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.
Необходимым условием качественного образования являются профессиональные компетенции педагога.

Профессиональные компетенции педагога:

  • активная жизненная позиция;

  • профессиональные знания и умения;

  • креативность и творческие умения.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях  поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности является «направленность на ребёнка».

  В основе её лежит  осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое  осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности школьника. Известное выражение «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» лишний раз убеждает нас в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель – творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребёнка, зависит его личностный успех не только как

Рассмотрим профессиональную компетентность учителя начальных классов

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с разных позиций. Выделим основные:

  • требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;

  • специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;

  • система педагогической культуры учителя



С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция.

 Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

  • понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);

  • знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);

  • понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями», индивидуальное и групповое общение с родителями).

Третье направление - система педагогической культуры учителя. Она включает в себя пять компонентов:

  1. Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).

2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.



3. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.



4. Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.



5. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Важно понимать, что учитель должен быть не просто транслятором готовых знаний, а стать активатором и катализатором. Для понимания учащимися программы, они должны активно вовлекаться в учебный процесс. Важно, чтобы учащиеся имели возможность участвовать в действиях, которые позволяют им работать и обрабатывать полученные знания и развивать свои навыки.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания. Необходимо научить учащихся критически мыслить, работать с различными информационными источниками и справочными материалами, применять цифровые технологии.

Современному педагогу необходимо научиться применять различные формы парной и групповой работы с учащимися, в рамках которых  идет развитие языковых коммуникативных навыков (аудирование, говорение, письмо и чтение). Использовать такие приемы работы, которые будут развивать навыки и умения аргументировать, исследовать, критически мыслить.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек», поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение.

Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Подобное общение требует от учителя исключительной наблюдательности и внимания к детям, умение чутко улавливать эмоциональное состояние учеников, отзывчивости, открытости и мобильности реакции на постоянно изменяющиеся условия ситуации педагогического общения.

Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным. Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности. А применительно к педагогической профессии ответственность за такой стиль общения возрастает вдвойне, так как подобные «коммуникативные особенности» уродуют формирующиеся детские души, резко снижают эффективность учебно – воспитательного процесса. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка.

В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком.

Сегодня, в быстро развивающемся мире, к учителю предъявляются новые требования, что влечет качественное изменение самого учителя как профессионала, и очень важно, чтобы каждый педагог в образовательном процессе не «потерялся» в новых условиях, а остался профессионалом, какие бы требования к нему не предъявлялись.