СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О подготовке учащихся к итоговой аттестации школьников»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете школы "Итоги итоговой аттестации школьников и о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ"

Просмотр содержимого документа
««О подготовке учащихся к итоговой аттестации школьников»»

Доклад

«О подготовке учащихся к итоговой аттестации школьников»


Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшего обучения в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузах и ССУЗах. Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе. В обязательном экзамене по математике выделяют три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Сближаются концепции экзаменов ГИА и ЕГЭ. В заданиях ОГЭ становится больше практических заданий, заданий, в которых проверяются не только формальные знания, но и общематематическая компетентность выпускника. Всего в работе было 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1), 6 заданий повышенного уровня (часть 2). Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1- 8 заданий; в части 2- 3 задания. Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: часть 1 – 5 заданий, часть 2 – 3 задания. Модуль «Реальная математика»- 7 заданий. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы - 38 баллов

Общее количество выпускников 9 класса нашей школы составило:

в 2013-2014 учебном году – 2 человека,

в 2014-2015 учебном году – 6 человек.

в 2015-2016 учебном году – 6 человек.

По результатам ГИА в форме ОГЭ за последние 3 года средний балл по школе колеблется от 3,5 до 4 баллов по пятибальной шкале оценивания и качественная результативность от 50 до 100%. Средний первичный балл в 2014 году – 16,5 балла, в 2015 году – 15,5 балла, в 2016 году – 17,6 балла. При выполнении заданий модуля «Алгебра» массовая доля выполненных заданий составляет 0,64 в 2014 году, в 2015 году не выполнили по 1 заданию в части 1 – 4 ученика, половину и больше половины заданий Цыдыпова Елена и Тогмитова Цыржима. Модуль «Геометрия»: полностью справилась – Добдонова Жаргалма, не выполнили по 1 заданию – Баирова Я и Добдонов М и по 2 задания – 2 ученика. Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий. Не научились решать задачи практико – ориентированного Пыльжитова Б, Тогмитова Ц и Цыдыпова Е. Процент выполнения заданий с развернутым ответом : в 2014 году -0%, в 2015 году – 16,6 %, в 2016 году – 22,2 %. Как показали результаты экзамена, основные компоненты содержания обучения математике на базовом уровне сложности (часть 1) осваивает большинство выпускников 9 классов (в среднем 76%). При этом результат практически одинаков для всех трех модулей: «Алгебра» – 77,9%, «Геометрия» –78,0%, «Реальная математика» – 73,1%

Задания, вызвавшие наибольшие затруднения.

Модуль «Алгебра»:

- задание №6, которое предполагало преобразование целых и рациональных алгебраических выражений, арифметическую и геометрическую прогрессию (показатель выполнения - 58,4%);

- задание № 23 на построение сложного графика функции (показатель выполнения – 0 %).

Модуль «Геометрия»:

- задание №13, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами и их свойствами (показатель выполнении – 57,4%);

- задание №25, проверяющее умение приводить доказательные рассуждения с применением свойств геометрических фигур;

- задание №26, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (показатель выполнения - 0%).

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Он не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов республики. Вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Однако, существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов.

С 2015 года ЕГЭ по математике проводится на двух уровнях. Участник экзамена имеет право самостоятельно выбрать любой из уровней, либо оба уровня в зависимости от своих образовательных запросов, а также перспектив продолжения образования. Для поступления в высшие учебные заведения на специальности, где математика является одним из вступительных требований, абитуриент был должен выполнить экзаменационные требования на профильном уровне. Для поступления на специальности, не связанные с математикой, а также для получения аттестата о среднем полном образовании достаточно выполнения аттестационных требований на базовом уровне. Статистика выбора экзамена в основную волну показала более осмысленный выбор уровня экзамена выпускниками, эффективность модели двухуровневого экзамена. В КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня в 2016 г. соблюдена преемственность с КИМ ЕГЭ по математике 2015 г. С целью оптимизации структуры варианта в условиях перехода к двухуровневому экзамену уменьшено на два количество заданий с кратким ответом (с 21 до 19) – в первой части исключено одно задание базового уровня сложности практико-ориентированного содержа- ния, во второй части исключено задание повышенного уровня сложности геометрического содержания. Работа в 2016 г. состояла из двух частей и содержала 19 заданий, позволяющих участникам экзамена продемонстрировать уровень освоения требований стандарта и готовность к продолжению образования в высших учебных заведениях на специальностях с различными уровнями требований по математике. Часть 1 содержит 8 заданий (задания 1–8) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня. Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки. Из них четыре задания (задания 9–12) с кратким ответом и семь заданий (задания 13–19) с развёрнутым ответом. Задания делятся на три тематических модуля «Алгебра и начала анализа», «Геометрия» и «Практико-ориентированные задания». Задания 1, 2, 4 первой части и задания 10 и 17 второй части представляли практико-ориентированный модуль, включая задание на элементы курса теории вероятностей. Задания 3, 6, 8 первой части, задания 14, 16 второй части – геометрические. Задания 5, 7 первой части и задания 9, 11, 12, 13, 15, 18 и 19 второй части – это задания разного уровня сложности по алгебре, включая задания 5 на составление математических моделей в виде уравнений или неравенств, а также задания по элементам математического анализа, призванные проверить базовые понятия анализа и умение применять стандартные алгоритмы при решении задач. В целях эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки выпускников задания части 2 работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике. Последние три задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в наиболее престижные ВУЗы с наиболее высоким конкурсом на специальности с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задания этой части проверяют умения выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели, находить путь решения, комбинируя изученные методы и применяя их в измененной или новой ситуации. В 2015 году математику на базовом и профильном уровнях сдавали все ученики 11 класса. На базовом уровне наибольший первичный балл полученный на экзамене – 16, наименьший – 10 из 20 .КИМ ЕГЭ базового уровня по математике содержит 20 заданий базового уровня сложности с кратким ответом, проверяющих освоение базовых умений и навыков применения математических знаний на практике. Содержание и структура работы дают возможность полно проверить комплекс умений и навыков по предмету: использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; выполнение вычислений и преобразований; решение уравнений и неравенств; выполнение действий с функциями; выполнение действий с геометрическими фигурами; построение и исследование математической модели. В работу включены задания по всем основным разделам предметных требований ФК ГОС: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика. Часть заданий имеют выраженную практическую направленность; часть заданий предназначена для проверки логических навыков. Высокие показатели успешности – выше 80% – продемонстрированы при решении заданий: 1 (вычислительный пример с дробями) ; 2 (вычислительный пример со степенями) ; 3 (простейшая задача на проценты) ; 4 (вычисление по формуле); 8 (геометрическая задача прикладного характера на плоские фигуры); 11 (чтение диаграмм, графиков); 14 (чтение графика), что свидетельствует о сформированности у участников экзамена базовых математических компетенций, необходимых для повседневной жизни.

Математика – профильный уровень.

Улучшилось выполнение заданий на работу с графической информацией, геометрических и стереометрических задач, задач на исследование функций, задач на алгебраические преобразования. Осталось в целом на том же уровне выполнение задания на решение простейшего уравнения, на нахождение площади плоских фигур, на решение арифметической задачи. Снизился процент выполнения задания на геометрический смысл производной, на решение текстовых задач с помощью уравнения. Анализ результатов выполнения заданий части С. Вторая часть экзаменационной работы состояла из шести заданий с развернутым ответом. При их выполнении допускались различные способы решения и записи развернутого ответа. Однако решение (метод, форма записи) должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений экзаменуемого. Оценивалась степень полноты и обоснованности рассуждений независимо от конкретного хода решения. Согласно спецификации варианта КИМ , задания С1 – С4 относятся к повышенному уровню сложности, а задания С5, С6 ― к высокому уровню сложности. За выполнение задания С1 ненулевые баллы получили 23% участников. Это невысокий результат. Задание было ожидаемым, так как было включено в демонстрационный вариант КИМ по математике ЕГЭ 2012 года. Основные ошибки, которые допускают в работах выпускники при выполнении

Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ показывает, что я не уделяю должного внимания отработке навыков решения заданий повышенного уровня для успешного выполнения которых необходим, кроме прочных математических знаний, также высокий уровень математической культуры, которая формируется в течение 2-х лет обучения.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

В процессе обучения мною используются следующие методы:

- Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.

- Мотивация познавательной деятельности. Итог: либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к предмету. 
- Организация творческих и самостоятельных работ.
- Использование коллективных способов обучения.
- Организация работы ученика с учеником или с источником знаний.
- Организация помощи в деятельности ученика, проявление внимания к его деятельности.
- Создание ситуации успеха.
- Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.
- Организация положительных эмоций в общении учитель - ученик - учитель.
- Организация самоанализа собственной деятельности.




© 2019 283 0