Памятка по проверке ученических дневников
Особое внимание обращается на аккуратность ведения дневников, систематичность контроля за ними со стороны классных руководителей и родителей учащихся. Наиболее распространенным недостатком ведения дневников является то, что в них выставлены меньше оценок (особенно неудовлетворительных), чем в действительности получил ученик. Классные руководители не всегда в дневниках фиксируют пропущенные учащимися за неделю уроки и опоздания.
Проверка дневников может осуществляться как отдельно по классам как фронтально, так и избирательно. Желательно добиться, чтобы ведение дневников учащихся каждого класса контролировалось ежеквартально (в осуществлении этого контроля может помочь методический актив школы). Особое требование к проверке дневников — гласность. Результаты проверки желательно сообщать учащимся на ученических линейках, родителям — на классных родительских собраниях.
Систематический контроль за ведением ученических дневников способствует:
• своевременному выставлению в дневниках оценок, полученных учащимися (оценки при выполнении контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных работах, выставляются в дневники самими учениками, учитель в конце урока лишь ставит свою подпись). Этим самым классные руководители избавляются от необходимости в конце каждой недели переносить большинство оценок из классного журнала в дневники учащихся; это один из резервов уменьшения нагрузки классного руководителя, экономится в среднем ежемесячно 4-6 часов;
• контроль за ведением дневников повышает ответственность учащихся за учебу, они приучаются систематически записывать в дневники содержание домашних заданий;
• проверяя дневники, можно определить объем домашних заданий из каждого учебного предмета, проследить, как нагружены учащиеся в разные дни недели, каждого отдельного дня. При этом сравнительно легко определить причины перегрузки учащихся домашними заданиями, принять конкретные меры относительно его устранения. Стоит следить также за характером и педагогически оправданными записями учителей в дневниках.
Проверка дневников
1. Периодичность проверки дневников классоводом, классным руководителем.
2. Грамотность записей, которые делает учитель в дневниках.
3. Своевременность выставления оценок учителями.
4. Выставляет ли класовод, классный руководитель все оценки, что получили учащиеся в течение недели.
5. Состояние ведения дневников учащимися, грамотность и опрятность записей.
6. Периодичность оценивания учителем поведения и старательности в учебе.
7. Связь с родителями через дневники.
8. Содержание замечаний, контроль за реакцией на них со стороны учащихся и родителей.
9. Записываются ли в дневниках поощрения.
СПРАВКА о проверке дневников учащихся 2-11 классов (см. в Приложении)
Цель: работа учителей с дневниками, контроль родителей.
Метод контроля: проверка дневников обучающихся посредством просмотра.