СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О рассказе И. А. Бунина "Антоновские яблоки".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О рассказе И. А. Бунина "Антоновские яблоки".

Просмотр содержимого документа
«О рассказе И. А. Бунина "Антоновские яблоки".»

Об «Антоновских яблоках»

В 1900 г. вышел небольшой рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Бунин был известен к этому времени как поэт и журналист, автор очерков. Рассказ «Антоновские яблоки» - не очерк, не журналистка, а настоящее художественное произведение, полное замечательных поэтических открытий.

Перед нами лирическая проза. Сюжет в рассказе в привычном смысле отсутствует. Отдельные вспышки памяти выхватывают из прошлого яркие фрагменты. Эта прихотливость памяти и образует сюжет.

Бунин работает на том же материале, на котором написаны многие страницы Л. Н. Толстого, но проза Бунина существенно отличается от прозы Толстого и других «дворянских» писателей.

Бунин фиксирует самые малые явления жизни, казалось бы, ничтожные обстоятельства и превращает их в поэзию. Говоря о любом произведении искусства с учениками, нужно сосредотачивать их внимание на том, что обычное, (в представлении школьников – обыденное) событие всегда сложнее поднять до уровня искусства, чем эффектное, яркое, бросающееся в глаза.

При работе с рассказом мы должны все время учитывать это обстоятельство. К особенностям прозы Бунина принадлежит способность буквально погружать читателя в изображаемый мир. Соединение этой способности с фиксацией самых малых явлений дает возможность писателю оценить каждый миг жизни как нечто важное и значительное. В рассказе «Антоновские яблоки» такой значительностью обладают воспоминания.

Для этого писатель использует тонкую палитру художника. Мы видим и слышим все изображенное, потому что подбор лексических средств безукоризнен. Точные слова передают ощущения, вкус, запахи, картины далекого прошлого. «…Вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город.» Каждое слово в этой триаде: весь золотой, подсохший и поредевший – создает ощущение тонкости, драгоценности и хрупкости сада. «Квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада» продолжает этот мотив хрупкости и красоты.

Глаголы, передающие звуки, крайне редки – как и должно быть при изображении тишины осени. Но тем сильнее звучит слово «треск» с эпитетом «сочный» в сцене, где нанятый работник ест яблоко. Читатель слышит в притихшем осеннем саду глухие удары падающих яблок, сочный треск. Цвет и звук рождают ощущение присутствия.

Изображая мир, близкий ему по насыщенности здоровьем и полнотой, Бунин вслед за Л. Н. Толстым создает картины быта, в которых пища играет важную роль. Герой – барчук, дворянский сын, но этот дворянский сын с удовольствием ест простой кулеш с салом, вдыхает запах яблок, запах горящих вишневых веток. Мы легко ассоциируем себя с лирическим героем, потому что, как и он, уже лишены таких простых радостей. Так горожанин, давно забывший настоящий запах свежескошенного сена, вдруг, соприкоснувшись с ним, ощущает, что это и есть настоящая радость бытия.

Бунин ищет точные сравнения для передачи впечатлений детства. Тяжелая, как лом, двустволка, костер в углу сада, подобный уголку ада, дробный стук приближающегося поезда, словно грохот слышен прямо за калиткой – все находит яркие словесные формулы. И ты уже погружен в завораживающую атмосферу рассказа.

Бунин убедителен, когда ненавязчиво рисует свой идеал жизни.

Рассказчик вспоминает свои Выселки, которые ещё со времени его дедушки были известны в округе как богатая деревня. Бунин рисует здоровую и насыщенную жизнь мелкопоместного дворянства, крепких крестьянских хозяйств. Средняя дворянская жизнь имела много общего с богатой мужицкой, - утверждает писатель. Постепенно вырисовывается идеал Бунина – здоровая жизнь в согласии с природой. Позже школьники столкнуться с таким же идеалом лирического героя поэзии Сергея Есенина, а в 1840 г. впервые по-настоящему подобную картину, как приближающуюся к идеалу, нарисовал Лермонтов в стихотворении «Родина».

Удивительно точно Бунин обрисовывает любой предмет, находит нужное слово для передачи не только самого цвета предмета, но и его оттенков: золотой, кирпичный, черно-лиловый. Так создается экзотический образ важной, как холмогорская корова, старостихи, ее яркого и необычного наряда. Бунин словно бы позволяет себе «щегольнуть» отдельным словцом из речи самих крестьян. Понева старостихи обложена «на подоле широким золотым "прозументом"..

Повествование все время выхватывает из памяти то «случайно забытое холодное и мокрое яблоко», а то «дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках»,

Вспоминается ему тётка его Анна Герасимовна, ее усадьба — небольшая, но прочная, старая, окружённая столетними деревьями. Бунин окружает отдельные предмет целым рядом точных эпитетов – именно в этом он настоящий наследник пушкинской поэтической традиции. Те же поэтические черты присущи прозе А. П. Чехова.

Вспоминается рассказчику его покойный шурин Арсений Семеныч, помещик-охотник, в большом доме которого собиралось множество народу, все сытно обедали, а затем отправлялись на охоту. Бунин вспоминает об охоте – и отдельные картины рисуют холодный осенний день, бешеную скачку, скользкое мокрое седло. Сюжет постоянно перебивается этими самодовлеющими образами. В живописи импрессионистов такой прием назывался фрагментарность – картина словно вырвана из целого полотна, мы видим только ее фрагмент и по нему составляем представление о целом. В прозе Толстого, Тургенева и Гончарова скорее была панорамность передвижнического взгляда на мир. Все это значительно отличает сцену охоты у Бунина, изображение «дворянских гнезд», мгновенные факты из биографий персонажей от аналогичных моментов предшествующих писателей.

Интересно, как Бунин изображает дворянский мир. Начиная с разговора о «Недоросле» Фонвизина, мы фиксировали внимание на «просвещенном и непросвещенном» дворянстве. Бесконечно разнообразен дворянский мир в творчестве Пушкина: петербургские аристократы, англоманы, мелкопоместные баре, московские дворяне – целая галерея типов.

Бунин не разделяет дворянство на прогрессивное и реакционное, на мечтателей и крепостников, на англоманов и простых русских помещиков. Бунину дороги все формы усадебной жизни, ведь близится ее завершение. Герой с удовольствием вспоминает докарамзинский и допушкинский язык неторопливых повествований. Манерный слог 18 века, немного смешной, сменяется сентиментальными повествованиями, а затем романтическими условными ужасами – все это Бунин одинаково приемлет. «А вот журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина». Почему лирический герой вспоминает журналы со стихами «лицеиста Пушкина», а не Пушкина более зрелой поры? Не потому ли, что более зрелый Пушкин прекрасно видел разницу между различными представителями дворянского сословия. А Бунину важна идея единства культуры прошлого.

Лирический герой вспоминает «томное чтение стихов из "Евгения Онегина". Так читала его бабушка. Но «томно» читать «Онегина» невозможно, пушкинский роман полон жизни и задора, грусти и печали. Вероятно, для бабушек оскудевших дворян было нечто в «Онегине», чего уже и внуки не ощущали. Во всем этом значительная новизна писателя.

В небольшом рассказе вырисовывается и судьба «дворянских гнезд». Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч. Наступает царство мелкопоместных дворян, обедневших до нищенства. Но хороша и эта мелкопоместная жизнь!

И снова перед нами удивительно точно воссозданные картины жизни таких хозяев. Теперь учащиеся и сами смогут найти те замечательные выражения, которые использует автор, чтобы показать, например, как идет работа на молотилке.

Заканчивается рассказ изображением наступающей зимы, и кажется, что жизнь, изображенная Буниным, постепенно исчезает на наших глазах.




2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!