СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О воспитании патриота в семейных ценностях (и не только…).

Нажмите, чтобы узнать подробности

О воспитании патриотизма посредствам семейных ценностей и семейных историй на уроках обществознания и классных часах. (Статья сыровата, но я старалась)

Просмотр содержимого документа
«О воспитании патриота в семейных ценностях (и не только…).»

О воспитании патриота в семейных ценностях (и не только…).

Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста. Поработав с детьми из разных социальных групп сразу замечаешь, где ребёнок обделён вниманием родных, а где он в этом самом внимании «купается».

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать, как объект социальной действительности, носителя многовекового опыта традиций, обычаев. Поэтому, прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Что очень сильно прослеживается на уроках обществознания, когда мы ведём речь о семье и семейных ценностях.

В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации я нашла в составлении семейных историй, и в практикумах в ходе которых дети узнают многое о своих близких, потому что выполнение заданий практикума невозможно без беседы с родными. При воспитании у детей нравственных, духовных и патриотических чувств не обойтись без собственного глубокого чувства, искренностью которым можно поделиться с детьми, обращая их внимание на красоту родной природы, воспитывая интерес к познанию истории своей отчизны, приобщая к традициям русской народной культуры. Это огромное чувство любви к Родине взрослый не сможет пробудить в ребенке, если сам не считает себя патриотом. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и учителя. Опыт показывает, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Формированию интереса к своей семье и к своей стране, помогают следующие формы работы:
1. игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); игра «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной);

2. знакомство с народными календарными тематическими праздниками и развлечениями: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица);
3. беседы «Семья, как категория ценности», «Совершенствуйте семейное общение», «Воспитание духовных ценностей в семье», «Старшее поколение в семье» и др.;
4. беседа «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
5. ряд занятий, посвященных возникновению России и некоторых российских городов (Москвы, Липецка, Белгорода, Воронежа) и их символике;
6. ряд занятий, посвященных семье: «Род – большая семья», «Взрослые и дети», «Русское гостеприимство», «Профессия моих родителей»;
7. составление календарей дней рождений, знаков Зодиака детей; семейных, православных и государственных праздников; рассматривание и чтение художественной и научно-популярной литературы: атласы «История Отечества». «Страна, в которой я живу», «По следам прошлого», «Города России»;
8. составление коллекций предметов с изображением символики; иллюстраций на тему «Рыцари, богатыри и их щиты»;
9. составление творческих рассказов «Как мы путешествовали», «Как я помогаю дома», «Наши любимые питомцы»;
10. создание поздравлений друзьям и родственникам ко дню Матери, к дню пожилого человека, Татьяниному дню и др.

Таким образом, изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, государству, вызывает желание стать носителем лучших качеств предков. Начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несёт в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего становления личностных качеств учащихся.