ОБ ИГРУШКЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Часто, очень часто родители, покупая игрушку, полагаются на свой вкус. Не слишком задумываясь, выбирают то, что броско, эффектно, поражает их собственное воображение.
Конечно, приятно лишний раз порадовать своего малыша чем-то красивым, ярким. Приятно, отправляясь в гости, принести в подарок игрушку. Особенно необычную, дорогую (не поскупились!) И растут в ящиках, в углах, а то и под кроватью горы заброшенных луноходов, пожарных машин, катеров. А малыш на кухне с большим удовольствием возится с бидончиком, мельницей для кофе, и прочими предметами.
Игрушка, умело подобранная, - одно из важных средств воспитания. Но эту свою функцию она сможет выполнить только при условии, если родители раньше, чем приобрести ее попытаются задуматься: сколько игрушек нужно ребенку? Какие игрушки подходят для его возраста? Что будет делать ребенок с новой игрушкой? Последний вопрос, пожалуй, самый важный, ибо, ответив на него, вы легче найдете ответ и на два предыдущих. Игрушка должна быть функциональной, действующей. Игрушки, на которые можно только смотреть, бесполезны. И, значит, ребенку нужны только те игрушки, с которыми он действительно может и будет играть.
Двухлетнему малышу купите игрушки, помогающие воспроизводить несложные, знакомые ему действия взрослых. В этом возрасте ребенок начинает играть с игрушками, используя их по функциональному назначению. Это значит, что малыш куколку укачивает, кормит, поит; на машине перевозит кубики. Он действует по подражанию, открыв для себя тайну игрушки: вот оказывается, как можно с ней действовать; как следует поступать. Ребенок отображает кусочек собственной жизни. Нет, пока он не берет на себя роль, а только неоднократно проигрывает само действие. Все эти игры очень важны для общего развития ребенка. Они не дают реальных навыков, но дают нечто другое, по-видимому, большее: представление о жизни взрослых, их труде.
Игрушки для детей двух - трех лет должны быть достаточно крупными, простыми, удобными для маленьких детей, без лишних деталей. И вовсе не обязательно, чтобы они были копиями реальных людей, животных, вещей. Наоборот, дети охотнее пользуются игрушками, передающими в обобщенной форме основные особенности изображаемых ими персонажей, предметов. Да это и полезнее: ребенок скорее поймет, что игрушка не настоящая вещь, а как бы ее обозначение, что очень важно для его умственного развития. Наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. Они очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка, коровку, лошадку, свинку, уточку, лисичку, медведя и т.д. Но здесь требование и к куклам, и к игрушечным животным – и те, и другие должны быть выразительными – веселыми, грустными, задорными, но никак не безликими. Тогда ребенку в игре легче будет придумывать те или иные ситуации.
У детей появляется интерес к заводным игрушкам. Это игрушки – забавы. Так же малышу необходимы строительные наборы, включающие объемные геометрические фигуры: кубы, призмы, пластины, цилиндры, бруски и прочее. Еще детей этого возраста увлекают игрушки, отображающие наш быт – это утюги, посуда, мебель, телефон, и т.д.; а также игрушки, развивающие движение – мячи, обручи, каталки. Совочки, формочки, чтобы делать куличики из песка.
К трем годам дети начинают брать на себя роли, «перевоплощаются» в маму, доктора, шофера. И здесь хороши тематические наборы – принадлежности «врачебного кабинета», «парикмахерской», «кухни». В этом возрасте ребенок старается по возможности точно повторять действия доктора, парикмахера, мамы, а для этого нужны подходящие заместители предметов.
И вообще в общение с детьми будьте ласковы, доверчивы, в меру требовательны.
Шнуровки – развитие мелкой моторики.
Особый разговор об игрушке дидактической, то есть обучающей. Для маленьких детей (на 2 – 3 году жизни) она даже важнее сюжетной. Манипуляции с предметами привлекают ребенка, он готов бесчисленное количество раз разбирать и снова складывать матрешку, башенку, проталкивать в коробку с вырезами фигурки определенной формы, насыпать в формочку песок и высыпать его. При этом развивается целенаправленность действий, формируется умение сначала практически, руками, а потом на глаз определять форму предметов, величину, цвет, соотносить их свойства между собой.
Возбудимым детям, у которых необходимо воспитывать навыки усидчивости и внимания, полезны спокойные настольные игры, конструирование. Но, добиваясь обучающего и воспитывающего эффекта, не забывайте, что игра есть игра и она должна нравиться ребенку!
Педагог-психолог Соколова Л. В.