Об индивидуальном подходе на уроках экономики
На современном этапе образования все больше используются новые педагогические технологии, которые имеют самые разнообразные направления. Наибольший интерес среди них вызывают следующие: «обучение в сотрудничестве», метод проектов, разноуровневое обучение и некоторые другие направления. Но в основе любого из них неизбежно оказывается индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, на особенностях проявлений которого хочется остановиться более подробно.
Известно, что практически в каждом среднем специальном учебном заведении преподаются общественно-социальные дисциплины, в том числе «Основы экономики» и общепрофессиональные дисциплины, в том числе отраслевая экономика. Каждому преподавателю хорошо известен довольно широкий круг типов построения своих уроков. Это и традиционные комбинированные – по образцу и подобию школьных уроков, и лекции, больше тяготеющие к вузовской системе, и практически – лабораторные уроки, и семинары-коллоквиумы, и конференции, и походы-экскурсии.
Не секрет, что для многих преподавателей излюбленной формой проведения занятий был и еще остается комбинированный урок, в рамках которого удачно сочетаются элементы опроса учащихся (в разнообразных видах), объяснения нового материала, его закрепления, выдачи и пояснения домашнего задания, рефлексии и комментируемого выставления оценок.
Значительно большей организационной подготовки требуют семинары, конференции, экскурсии на производство, деловые игры.
Но независимо от выбранного типа урока, в ходе его проведения, всегда должно оставаться место для индивидуального подхода к учащимся с тем, чтобы как можно большее их число было заинтересовано, вовлечено, активизировано в процессе обучения.
Многим преподавателям известна китайская пословица: «Скажите мне – я забуду. Покажите мне – я запомню. Вовлеките меня – я пойму». Мне кажется, в ней намечен путь, которым неминуемо проходит каждый из нас, тот, кто стремится активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логику мышления, связное и последовательное изложение, воспитывать не только культуру поведения на уроке, но и красоту и культуру речи (что особенно не просто сейчас, когда речь многих учащихся настолько засорена, бедна и убога, что приближается к т.н. СМС-кам).
Не претендуя на роль истины в последней инстанции, я хочу, тем не менее, рассказать о тех способах индивидуального подхода к учащимся, которые я использую при проведении уроков по дисциплинам «Основы экономики» и «Основы экономики и организации геологоразведочных работ».
Практикуя проведение письменных опросов в ходе комбинированного урока, я разрабатываю билеты с разноуровневыми вопросами, учитывающими индивидуальные способности учащихся по усвоению теоретического материала и его письменного изложения. Так «слабые» учащиеся должны лишь связно пересказывать изложенный в конспекте учебный материал (конечно, в соответствии с вопросами и при закрытых конспектах), «средние» ученики уже должны быть способны не только к простому пересказу, но и приведению практических примеров (из общественной жизни, производственных условий, СМИ и пр.) в подтверждение сказанного. Наиболее же «сильным» студентам предлагается поразмыслить над «проблемными вопросами», требующими более широкого кругозора и способностей к письменному изложению. «Сильные» ученики с интересом воспринимают и пытаются решить «производственные ситуации» (в соответствии с изучаемой темой), именно в ходе реализации таких попыток, они начинают самостоятельно мыслить, оперировать экономическими категориями, прослеживать взаимосвязи между экономической теорией и практикой производства.
Приведу пример: при изучении темы «Производительность труда», разно уровневые вопросы могут быть такими:
- для «слабых» учащихся: дать определение производительности труда, ее основных показателей, измерителей и методов расчета;
- для «средних»: кроме часто теоретических вопросов, привести примеры измерителей выработки и трудоемкости на различных видах геологоразведочных работ, сделать свои выводы о степени трудоемкости по видам работ;
- «сильным» учащимся может быть предложена какая-либо производственная ситуация, в том числе такая: «сменная производительность труда рабочего на шахте, установленная планом, 15 тонн, фактическая – ниже плановой на 2 тонны». Какие факторы могли оказать влияние на невыполнение плана по производительности труда?
Продумывая эту ситуацию, студентам придется вспомнить и геологию (изменение горно-геологических условий залегания, пород, а, следовательно, и добычи), и горное дело (крепление горных выработок), и охрану труда (аварийность и травматизм), и организацию производства (энергоснабжение и другое), и логически все это увязать в своем ответе.
Нельзя сказать, что все «сильные» учащиеся, прямо-таки рвутся получить такие вопросы, напротив, многие из них пытаются отвертеться взять легкий билетик, не требующий особого для них напряжения. Но не следует им потакать: моментально почувствовав ваше колебание, они и впредь будут выпрашивать не им предназначенные вопросы, тем самым, нанося вред, прежде всего самими себе, отказывая своим мозгам в постоянной тренировке, а языку – в развитии научной экономической лексики.
А что можно предпринять на практических занятиях в рамках индивидуального подхода?
В нашем колледже очень грамотно поставлена работа по методическому обеспечению практически-лабораторных работ раздаточным материалом, поэтому каждый преподаватель имеет дидактический материал (карточки, методички, тесты) как основу плодотворной самостоятельной работы учащихся и их полной загрузки на уроке. На практических занятиях по «Основам экономики и организации ГРР» учащиеся получают методички со стандартным набором задач (примеров), расположенных по нарастанию сложности и разделенных на 2 блока.
Задачи 1-го блока имеют образец решения, 2-го блока рассчитаны на глубокое знание теории и, может быть, большую долю сообразительности.
«Слабые» учащиеся решают задачи 1-го блока, а дома должны составить карточки с подобными задачами, что способствует развитию их организованности, аккуратности и дисциплине.
«Средние» и «сильные» решают 1 и 2 блоки задач (либо только 2-ой), что требует дополнительных знаний и логического мышления, т.к. помимо простого решения задач здесь надо объяснить полученные результаты, а в некоторых случаях внести свои предложения экономического толка. Многие методические указания имеют контрольные вопросы для самопроверки знаний и практических навыков учащихся.
На уроках по дисциплине «Основы экономики» по завершению крупного раздела я провожу семинары. Для учащихся колледжа, особенно 2-го курса (т.к. этот предмет изучается на 2-ом курсе), семинарские занятия становятся серьезным испытанием ответственности, трудоспособности, усидчивости, аккуратности и самоорганизации, т.к. требуют довольно длительной подготовки и способностей к поиску источников информации. Недели за 2 – 3 до проведения семинара учащимся дается перечень из 5-8 вопросов, разных по сложности и объему осваиваемого материала, и в рамках индивидуального подхода можно использовать следующее:
а) каждый учащийся должен ответить на все вопросы; как видим, здесь индивидуальный подход не прослеживается, и как результат, семинары имеют низкую эффективность. Почему? Уж очень значителен объем материала, а сил и времени (и желания) у учащихся должно хватить и на другие предметы тоже, поэтому хорошо освещенными и продуманными оказываются либо начальные, либо самые легкие вопросы, а наиболее интересные (как правило, самые трудоемкие) остаются «за бортом»;
б) я считаю, что не надо заставлять каждого учащегося отвечать на все вопросы, просто их заранее можно распределить между учащимися либо по желанию, либо по сложности.
В ходе семинарских занятий полезно бывает (для расширения кругозора учащихся) заслушивать рефераты. Но также реферативная деятельность может быть и сугубо самостоятельная (с защитой во внеурочное время).
Мне кажется, что учащиеся должны иметь свободу в выборе темы в предлагаемых рамках, тогда они с большим интересом отнесутся к работе. Времени на написание рефератов тоже должно быть достаточно (не менее 2-3 недель).
В целях повышения ответственности реферативной работы, обязательным моментом должна стать защита рефератов (в том числе это может быть простой пересказ написанного – для «слабых» учащихся).
В настоящее время написание рефератов многими учащимися сводится к посещению Интернета, где они легко и просто (имея необходимые навыки обращения) получают желаемое. В этом не было бы особого вреда, а скорее – польза, если бы «авторы» этих рефератов осмысливали полученные сведения. Часто приходится видеть отличные по форме и богатые по содержанию работы, в которых, однако, их «творцы» буквально «плавают», а порой и «тонут», не умея выделить не то что главное и второстепенное, но и в целом уловить суть. Хорошо еще, если они могут без заиканий просто озвучить свой труд.
Поэтому, я считаю, «слабые» учащиеся должны осваивать сравнительно несложные темы, которые можно проработать, не углубляясь во всемирную «паутину». Достаточно будет заглянуть в 2-3 учебных пособия (дополнительно – просмотреть специальные газеты и журналы), которые найдутся и в местной библиотеке.
Особо же развитым учащимся можно рекомендовать и более сложные и трудоемкие темы, но и добиваться от них своего видения, интерпретации проблемы (материала), то есть полноценной защиты реферата. Оценка результатов деятельности должна носить дифференцированный характер, а главное, она должна быть стимулом для дальнейшей работы.
При изучении дисциплины «Основы экономики и организации ГРР» (тема «Роль и значение минерально-сырьевой базы страны в развитии производительных сил») я иногда планирую проведение занятий по типу конференции. Основные моменты темы рассматриваются на уроке, а более глубокая проработка отдельных разделов выносится на конференцию. Организацию и проведение урока-конференции можно отнести к педагогической технологии под общим названием «Метод проектов», который в последнее время приобрел большую популярность. В его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пополнять свои знания, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую в заданном промежутке времени и предполагает решение какой-либо проблемы.
В нашем случае проблема такова: провести самостоятельное исследование литературных источников и представить развернутую характеристику состояния и использования минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.
Для решения этой проблемы студенческая группа разделяется на 5-6 малых групп, каждая из которых работает над своей проблемой, например: 1-ая мини-группа исследует положение дел по разведке, добыче и переработке черных металлов, 2-ая – по цветным металлам, 3-я – по нефтегазовому комплексу и т.д.
Внутри каждой мини-группы проблема структурируется, дробится на отдельные задачи, которые поручаются конкретным учащимся, в том числе это может быть и вычерчивание карты, и подготовка плаката, и написание сообщения или другая работа. Для лучшей координации общих усилий, в каждой малой группе назначается свой лидер – наиболее ответственный учащийся, ему можно поручить распределение работы между членами его группы по индивидуальным способностям.
Находясь в непосредственном контакте со своими «подчиненными», лидер лучше, чем преподаватель видит их слабые и сильные стороны, в том числе стремление к работе и ответственность; впоследствии лидер может помочь при оценке результатов.
К конференции надо готовиться не менее 3 недель, постоянно напоминая о сроках. Как показывает практика, учащиеся с интересом воспринимают идею проведения урока-конференции, в целом проявляют ответственность и трудолюбие.
В ходе ежедневных занятий, в однообразной будничной текучке нельзя забывать о природной юношеской любознательности, нельзя дать погаснуть искре творчества учащихся, из которой может (при бережном отношении) выстрелить целый фейерверк идей и их практического воплощения. О чем же идет речь? Время от времени я поручаю учащимся самостоятельную работу по составлению тестов или карточек, как с теоретическими вопросами, так и с практическими примерами по различным темам.
Опять же без личностной ориентации можно получить в качестве готового продукта совершенно бесполезные и безграмотные во всех отношениях тесты или задачи; поэтому составление карточек с теоретическими вопросами, а тем более тестов, я доверяю только «сильным» учащимся, тем, кто умеет образно, самостоятельно мыслить. Более же «слабые» учащиеся могут справиться (вполне успешно) с составлением своих задач по образцу подобных, решенных совместно на уроке (главное, чтобы образец был без ошибок). Такая работа тоже не вызывает протестов, а многим даже нравится.
И в заключение хочется отметить, что, какого бы типа мы не планировали уроки, всегда надо помнить о психологических особенностях наших подопечных, хотя реализовать на практике этот процесс не всегда удается (уж очень много личностей бывает в одной группе!).
Индивидуальный подход к учащимся на уроках экономики так же важен, как и на любых других уроках и, конечно, каждый преподаватель (в душе – психолог) учитывает и характер, и темперамент учащихся, а не только их умственные способности и уровень воспитания. И, несмотря на то, что преподавателю хотелось бы видеть некое равенство умов и действий студентов, в реальности не следует забывать: то, что легко и просто получается у холериков и тем более сангвиников, с огромным трудом и напряжением, а порой и вовсе не удается – флегматикам и меланхоликам.
В принципе, каждый наш ученик – это тайна за семью печатями. И может быть не стоит торопиться их так необдуманно срывать?
3