СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об индивидуальном подходе на уроках экономики

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе образования широко используются такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и другие. Автор статьи полагает, что в основе каждой из них неизбежно прослеживается индивидуальный подход к студентам.

Просмотр содержимого документа
«Об индивидуальном подходе на уроках экономики»

Об индивидуальном подходе на уроках экономики


На современном этапе образования все больше используются новые педагогические технологии, которые имеют самые разнообразные направления. Наибольший интерес среди них вызывают следующие: «обучение в сотрудничестве», метод проектов, разноуровневое обучение и некоторые другие направления. Но в основе любого из них неизбежно оказывается индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, на особенностях проявлений которого хочется остановиться более подробно.

Известно, что практически в каждом среднем специальном учебном заведении преподаются общественно-социальные дисциплины, в том числе «Основы экономики» и общепрофессиональные дисциплины, в том числе отраслевая экономика. Каждому преподавателю хорошо известен довольно широкий круг типов построения своих уроков. Это и традиционные комбинированные – по образцу и подобию школьных уроков, и лекции, больше тяготеющие к вузовской системе, и практически – лабораторные уроки, и семинары-коллоквиумы, и конференции, и походы-экскурсии.

Не секрет, что для многих преподавателей излюбленной формой проведения занятий был и еще остается комбинированный урок, в рамках которого удачно сочетаются элементы опроса учащихся (в разнообразных видах), объяснения нового материала, его закрепления, выдачи и пояснения домашнего задания, рефлексии и комментируемого выставления оценок.

Значительно большей организационной подготовки требуют семинары, конференции, экскурсии на производство, деловые игры.

Но независимо от выбранного типа урока, в ходе его проведения, всегда должно оставаться место для индивидуального подхода к учащимся с тем, чтобы как можно большее их число было заинтересовано, вовлечено, активизировано в процессе обучения.

Многим преподавателям известна китайская пословица: «Скажите мне – я забуду. Покажите мне – я запомню. Вовлеките меня – я пойму». Мне кажется, в ней намечен путь, которым неминуемо проходит каждый из нас, тот, кто стремится активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логику мышления, связное и последовательное изложение, воспитывать не только культуру поведения на уроке, но и красоту и культуру речи (что особенно не просто сейчас, когда речь многих учащихся настолько засорена, бедна и убога, что приближается к т.н. СМС-кам).

Не претендуя на роль истины в последней инстанции, я хочу, тем не менее, рассказать о тех способах индивидуального подхода к учащимся, которые я использую при проведении уроков по дисциплинам «Основы экономики» и «Основы экономики и организации геологоразведочных работ».

Практикуя проведение письменных опросов в ходе комбинированного урока, я разрабатываю билеты с разноуровневыми вопросами, учитывающими индивидуальные способности учащихся по усвоению теоретического материала и его письменного изложения. Так «слабые» учащиеся должны лишь связно пересказывать изложенный в конспекте учебный материал (конечно, в соответствии с вопросами и при закрытых конспектах), «средние» ученики уже должны быть способны не только к простому пересказу, но и приведению практических примеров (из общественной жизни, производственных условий, СМИ и пр.) в подтверждение сказанного. Наиболее же «сильным» студентам предлагается поразмыслить над «проблемными вопросами», требующими более широкого кругозора и способностей к письменному изложению. «Сильные» ученики с интересом воспринимают и пытаются решить «производственные ситуации» (в соответствии с изучаемой темой), именно в ходе реализации таких попыток, они начинают самостоятельно мыслить, оперировать экономическими категориями, прослеживать взаимосвязи между экономической теорией и практикой производства.

Приведу пример: при изучении темы «Производительность труда», разно уровневые вопросы могут быть такими:

- для «слабых» учащихся: дать определение производительности труда, ее основных показателей, измерителей и методов расчета;

- для «средних»: кроме часто теоретических вопросов, привести примеры измерителей выработки и трудоемкости на различных видах геологоразведочных работ, сделать свои выводы о степени трудоемкости по видам работ;

- «сильным» учащимся может быть предложена какая-либо производственная ситуация, в том числе такая: «сменная производительность труда рабочего на шахте, установленная планом, 15 тонн, фактическая – ниже плановой на 2 тонны». Какие факторы могли оказать влияние на невыполнение плана по производительности труда?

Продумывая эту ситуацию, студентам придется вспомнить и геологию (изменение горно-геологических условий залегания, пород, а, следовательно, и добычи), и горное дело (крепление горных выработок), и охрану труда (аварийность и травматизм), и организацию производства (энергоснабжение и другое), и логически все это увязать в своем ответе.

Нельзя сказать, что все «сильные» учащиеся, прямо-таки рвутся получить такие вопросы, напротив, многие из них пытаются отвертеться взять легкий билетик, не требующий особого для них напряжения. Но не следует им потакать: моментально почувствовав ваше колебание, они и впредь будут выпрашивать не им предназначенные вопросы, тем самым, нанося вред, прежде всего самими себе, отказывая своим мозгам в постоянной тренировке, а языку – в развитии научной экономической лексики.

А что можно предпринять на практических занятиях в рамках индивидуального подхода?

В нашем колледже очень грамотно поставлена работа по методическому обеспечению практически-лабораторных работ раздаточным материалом, поэтому каждый преподаватель имеет дидактический материал (карточки, методички, тесты) как основу плодотворной самостоятельной работы учащихся и их полной загрузки на уроке. На практических занятиях по «Основам экономики и организации ГРР» учащиеся получают методички со стандартным набором задач (примеров), расположенных по нарастанию сложности и разделенных на 2 блока.

Задачи 1-го блока имеют образец решения, 2-го блока рассчитаны на глубокое знание теории и, может быть, большую долю сообразительности.

«Слабые» учащиеся решают задачи 1-го блока, а дома должны составить карточки с подобными задачами, что способствует развитию их организованности, аккуратности и дисциплине.

«Средние» и «сильные» решают 1 и 2 блоки задач (либо только 2-ой), что требует дополнительных знаний и логического мышления, т.к. помимо простого решения задач здесь надо объяснить полученные результаты, а в некоторых случаях внести свои предложения экономического толка. Многие методические указания имеют контрольные вопросы для самопроверки знаний и практических навыков учащихся.

На уроках по дисциплине «Основы экономики» по завершению крупного раздела я провожу семинары. Для учащихся колледжа, особенно 2-го курса (т.к. этот предмет изучается на 2-ом курсе), семинарские занятия становятся серьезным испытанием ответственности, трудоспособности, усидчивости, аккуратности и самоорганизации, т.к. требуют довольно длительной подготовки и способностей к поиску источников информации. Недели за 2 – 3 до проведения семинара учащимся дается перечень из 5-8 вопросов, разных по сложности и объему осваиваемого материала, и в рамках индивидуального подхода можно использовать следующее:

а) каждый учащийся должен ответить на все вопросы; как видим, здесь индивидуальный подход не прослеживается, и как результат, семинары имеют низкую эффективность. Почему? Уж очень значителен объем материала, а сил и времени (и желания) у учащихся должно хватить и на другие предметы тоже, поэтому хорошо освещенными и продуманными оказываются либо начальные, либо самые легкие вопросы, а наиболее интересные (как правило, самые трудоемкие) остаются «за бортом»;

б) я считаю, что не надо заставлять каждого учащегося отвечать на все вопросы, просто их заранее можно распределить между учащимися либо по желанию, либо по сложности.

В ходе семинарских занятий полезно бывает (для расширения кругозора учащихся) заслушивать рефераты. Но также реферативная деятельность может быть и сугубо самостоятельная (с защитой во внеурочное время).

Мне кажется, что учащиеся должны иметь свободу в выборе темы в предлагаемых рамках, тогда они с большим интересом отнесутся к работе. Времени на написание рефератов тоже должно быть достаточно (не менее 2-3 недель).

В целях повышения ответственности реферативной работы, обязательным моментом должна стать защита рефератов (в том числе это может быть простой пересказ написанного – для «слабых» учащихся).

В настоящее время написание рефератов многими учащимися сводится к посещению Интернета, где они легко и просто (имея необходимые навыки обращения) получают желаемое. В этом не было бы особого вреда, а скорее – польза, если бы «авторы» этих рефератов осмысливали полученные сведения. Часто приходится видеть отличные по форме и богатые по содержанию работы, в которых, однако, их «творцы» буквально «плавают», а порой и «тонут», не умея выделить не то что главное и второстепенное, но и в целом уловить суть. Хорошо еще, если они могут без заиканий просто озвучить свой труд.

Поэтому, я считаю, «слабые» учащиеся должны осваивать сравнительно несложные темы, которые можно проработать, не углубляясь во всемирную «паутину». Достаточно будет заглянуть в 2-3 учебных пособия (дополнительно – просмотреть специальные газеты и журналы), которые найдутся и в местной библиотеке.

Особо же развитым учащимся можно рекомендовать и более сложные и трудоемкие темы, но и добиваться от них своего видения, интерпретации проблемы (материала), то есть полноценной защиты реферата. Оценка результатов деятельности должна носить дифференцированный характер, а главное, она должна быть стимулом для дальнейшей работы.

При изучении дисциплины «Основы экономики и организации ГРР» (тема «Роль и значение минерально-сырьевой базы страны в развитии производительных сил») я иногда планирую проведение занятий по типу конференции. Основные моменты темы рассматриваются на уроке, а более глубокая проработка отдельных разделов выносится на конференцию. Организацию и проведение урока-конференции можно отнести к педагогической технологии под общим названием «Метод проектов», который в последнее время приобрел большую популярность. В его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пополнять свои знания, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую в заданном промежутке времени и предполагает решение какой-либо проблемы.

В нашем случае проблема такова: провести самостоятельное исследование литературных источников и представить развернутую характеристику состояния и использования минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.

Для решения этой проблемы студенческая группа разделяется на 5-6 малых групп, каждая из которых работает над своей проблемой, например: 1-ая мини-группа исследует положение дел по разведке, добыче и переработке черных металлов, 2-ая – по цветным металлам, 3-я – по нефтегазовому комплексу и т.д.

Внутри каждой мини-группы проблема структурируется, дробится на отдельные задачи, которые поручаются конкретным учащимся, в том числе это может быть и вычерчивание карты, и подготовка плаката, и написание сообщения или другая работа. Для лучшей координации общих усилий, в каждой малой группе назначается свой лидер – наиболее ответственный учащийся, ему можно поручить распределение работы между членами его группы по индивидуальным способностям.

Находясь в непосредственном контакте со своими «подчиненными», лидер лучше, чем преподаватель видит их слабые и сильные стороны, в том числе стремление к работе и ответственность; впоследствии лидер может помочь при оценке результатов.

К конференции надо готовиться не менее 3 недель, постоянно напоминая о сроках. Как показывает практика, учащиеся с интересом воспринимают идею проведения урока-конференции, в целом проявляют ответственность и трудолюбие.

В ходе ежедневных занятий, в однообразной будничной текучке нельзя забывать о природной юношеской любознательности, нельзя дать погаснуть искре творчества учащихся, из которой может (при бережном отношении) выстрелить целый фейерверк идей и их практического воплощения. О чем же идет речь? Время от времени я поручаю учащимся самостоятельную работу по составлению тестов или карточек, как с теоретическими вопросами, так и с практическими примерами по различным темам.

Опять же без личностной ориентации можно получить в качестве готового продукта совершенно бесполезные и безграмотные во всех отношениях тесты или задачи; поэтому составление карточек с теоретическими вопросами, а тем более тестов, я доверяю только «сильным» учащимся, тем, кто умеет образно, самостоятельно мыслить. Более же «слабые» учащиеся могут справиться (вполне успешно) с составлением своих задач по образцу подобных, решенных совместно на уроке (главное, чтобы образец был без ошибок). Такая работа тоже не вызывает протестов, а многим даже нравится.

И в заключение хочется отметить, что, какого бы типа мы не планировали уроки, всегда надо помнить о психологических особенностях наших подопечных, хотя реализовать на практике этот процесс не всегда удается (уж очень много личностей бывает в одной группе!).

Индивидуальный подход к учащимся на уроках экономики так же важен, как и на любых других уроках и, конечно, каждый преподаватель (в душе – психолог) учитывает и характер, и темперамент учащихся, а не только их умственные способности и уровень воспитания. И, несмотря на то, что преподавателю хотелось бы видеть некое равенство умов и действий студентов, в реальности не следует забывать: то, что легко и просто получается у холериков и тем более сангвиников, с огромным трудом и напряжением, а порой и вовсе не удается – флегматикам и меланхоликам.

В принципе, каждый наш ученик – это тайна за семью печатями. И может быть не стоит торопиться их так необдуманно срывать?

3