Об итогах введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Макушинская СОШ №1»
С.А.Курий, директор
МБОУ «Макушинская СОШ №1»
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
1.Конституция РФ;
2.ФЗ РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ ст 79
3.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
4.Примерная адаптированная ООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
5.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
6.ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
В Уставе школы в раздел 3.Образовательная деятельность включены пункты, которые регламентируют организацию получения образования обучающимися с ОВЗ:
3.21.В Учреждении при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться образовательная деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.22.Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
3.23.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.24. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому. При организации обучения на дому индивидуальный учебный план и расписание занятий согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося. Обучающийся с ОВЗ прикреплен к классу и внесен в список класса.
В Учреждении была проведена работа по приведению в соответствие с требованиями ФГОС образования детей с ОВЗ условий реализации образовательных программ, подготовлен план - мероприятий по обеспечению условий обучения детей с ОВЗ («дорожная карта»).
Организована работа по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению внедрения ФГОС:
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы деятельности школы, образовательных программ, учебных программ по предметам учебного плана;
- обеспечение повышения квалификации педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ (все педагоги школы прошли дистанционные курсы по теме: «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС»);
- расширение профессиональных функций служб комплексного сопровождения в контексте решения задач внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ; (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог);
- подготовка методических рекомендаций по вопросам создания условий для обучения и комплексного сопровождения образования детей с ОВЗ;
- обеспечение тьюторства, как педагогического способа работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу;
- формирование нормативно-правовой документации на сайте школы для создания условий для качественного образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями специальных образовательных стандартов (раздел Учебно-воспитательная работа пункт ФГОС ОВЗ);
- создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ;
- установление стимулирующие доплат педагогам, которые работают с обучающимися ОВЗ.
В школе созданы необходимые условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ:
1) разработаны и утверждены Положения:
- о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;
-об обучении учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
-об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
-об организации индивидуального обучения больных детей на дому.
2) Изданы приказы:
- №1/6 от 11.01.2016г «Об организации работы по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
- №1/7 от 11.01.2016г «О создании рабочей группы, разработка и утверждение Положения о рабочей группе»
№69/10 от 31.08.2016г «Об утверждении адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ» в целях обеспечения получения НОО детьми с ОВЗ. Классные руководители первых классов организовали учебную деятельность в соответствии с данной программой.
3) в должностных инструкциях указано (специфика требований ФГОС).
4) сформирован заказ на приобретение учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
В рамках введения ФГОС ОВЗ в школе создана рабочая группа в составе: заместителя директора по УВР (начальная школа);заместителя директора по НМР; учителей начальных классов, руководителя методического объединения начальных классов; учителя-логопеда; педагога-психолога.
На заседаниях рабочей группы участники изучили материалы ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей, определили ресурсы, технические и дидактические средства обучения, необходимые для внедрения ФГОС с ОВЗ в 1-х классах. Педагоги начальных классов были ознакомлены с концепцией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Участниками рабочей группы разработана адаптированная программа начального общего образования в соответствии с требованиями к структуре, установленными ФГОС НОО, программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы определяет образовательный маршрут обучающихся, выявляя их индивидуальные особенности и особые образовательные потребности. Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания образования обучающихся с ОВЗ.
Разработан план мероприятий («дорожная карта») введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, положение о внеурочной деятельности .Указаны сроки и ответственные по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды включает в себя:
- бесплатное для детей - инвалидов (обеспеченность горячим питанием (11 об-ся),
- наличие лицензированного медицинского кабинета,
- наличие сенсорной комнаты,
-наличие кабинета педагога-логопеда,
- динамическое расписание учебных занятий и внеурочной деятельности.
В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей. Обучающиеся также ведут портфолио и участвуют в конкурсах разного уровня.
Наша школа участвовала в Государственной программе «Доступная среда», благодаря которой отремонтировано крыльцо и обустроен пандус для инвалидов и маломобильных групп.
Разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры 15.03.2016г
Разработана Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в МБОУ «Макушинская СОШ № 1» на 2015-2019 годы («дорожная карта»)
Реализация мероприятий «дорожной карты» рассчитана на 5 лет с 2015 по 2019 годы и включает три этапа:
первый этап - 2015 год;
второй этап - 2016-2018 годы;
третий этап - 2019 год.
Первый этап - анализ состояния доступности образовательных ресурсов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, обеспечение работ по актуализации паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для формирования актуальной карты доступности школы.
Второй этап - осуществление мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством.
Третий этап - анализ результатов формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп образовательных ресурсов с учетом проведенных мероприятий в рамках реализации государственных программ и достижения показателей доступности для инвалидов образовательных ресурсов.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей школе рассматривается создание условий, для получения образования всеми детьми, указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в том числе и реализация специальных (коррекционных) программ начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом: индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально, надомное обучение - педагоги проводят занятия с учащимися дома.
Индивидуальное обучение на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Составляется индивидуальное учебное расписание ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями (законными представителями). Учитываются периоды активности и спада работоспособности ребёнка. На основании образовательной программы педагоги нашей школы разрабатывают индивидуальное учебно-тематическое планирование для каждого конкретного ученика.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.