Об обеспечении успешной адаптации ребенка
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.
Условия адаптации:
а) Физиологические:
Изменение режима дня;
Необходимость игры;
Правильная посадка;
Организация правильного питания;
Развитие двигательной активности;
б) Психологические:
- психологический климат в семье;
- формирование интереса к школе;
- недопустимость физического воздействия;
- предоставление самостоятельности;
- учёт темперамента ребёнка;
- организация контроля за учёбой;
- поощрение за успехи и достижения;
- моральное стимулирование;
- развитие самоконтроля и объективной самооценки.
Успешность адаптации ребенка к обучению зависит от реализации преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием.
Уровень адаптации зависит от возраста ребёнка, от того, посещал ли он дошкольное учреждение. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от интеллектуального развития, от любознательности, коммуникативных способностей. Чтобы облегчить привыкание детей к школе, систематическому труду, необходима согласованная работа всего педагогического коллектива.
Обеспечение преемственности и перспективности – обязательное условие адаптации школьников.
Педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:
Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
Развивать рефлексивные умения учащихся – умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенно приближая к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель – ученик; ученик – другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
Предоставить учащимся возможность работать с источниками информации, обучать умению работать с ними
При организации адаптационного периода необходимо обратить внимание на следующее:
Урок – это основная, но не единственная форма организации учебного процесса учащихся. На уроке учащемуся предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать и другие формы организации обучения:
Экскурсии, где расширяется чувственный опыт детей, формируется умение наблюдать, а на основе самостоятельно делать выводы наблюдений
Игры, необходимые для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий
Практические работы как необходимое условие развития умений использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности
Дискуссии с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение
Понятия должны осваиваться не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Учащиеся должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Ясно, что понимание и применение понятий ограничено рамками школьного предмета, на котором это понятие представлялось. Но, способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная.
Мотивация к деятельности.
- Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, постарайтесь передать друг другу хорошее настроение.
«Здравствуйте»
Цель: Установление контакта между учащимися.
Учитель предлагает всем поздороваться, но особенным образом.
«Ромашка»
У вас на партах лежат бумажные ромашки. Возьмите их. Серединка ромашки – это вы. Напишите своё имя. А лепестки – это ваши друзья. Напишите на лепестках имена ваших друзей.
- Покажите свои ромашки. Очень хорошо. Как много у вас друзей!
«Наш дружный класс»
Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в классе, сплочение коллектива.
- Пусть сейчас каждый из вас на лучике солнца напишет свое имя, и мы все вместе соберем эти лучики. Посмотрите, какое веселое, красивое и дружное у нас получилось солнышко. Вот какой наш класс дружный!
«Собери пословицу» (работа в парах)
Каждая пара получает набор полосок, на которых записана часть пословицы.
- А кто из вас знает, что такое пословица? Да, в пословицах заключается народная мудрость. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на разные темы. Я хотела познакомить вас с ними, но кто – то перепутал все слова в пословицах…
«Я и мой друг» (работа в парах)
Играют здесь парами.
- Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них (у каждого из вас карточка с ответами). Каждый из вас подчеркивает тот вариант ответа, который ему больше нравится. Пара, у которой совпадет больше ответов, станет победителем в нашей игре.
«Назови меня ласково»
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа по парте, далее - сидящего впереди, позади и т.д.
«Цветок Дружбы»
- Ребята, в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.
(отзывчивый, честный, ленивый, хитрый, веселый, злой, внимательный, верный, добрый, жадный, обманщик, драчун)
- Какой красивый цветок у нас получился! Прочитаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.
«Комментарий»
Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни.
Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий». На слайде записаны фразы на данную тему. Я читаю первую, желающий из вас комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по этому поводу. Затем ученик, комментировавший первую фразу читает вторую. Желающие комментируют.
Фразы для комментарий
Не со всяким человеком хочется дружить.
Я думаю, настоящий друг – это тот, кто…
Мальчишки не умеют дружить с девчонками!
Возьмите чашу терпения,
влейте в неё полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости,
посыпьте добротой,
плесните немного юмора
и добавьте как можно больше веры.
Всё это перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
и предложите каждому, кто встретится на своём пути.