СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об обеспечении успешной адаптации ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Об обеспечении успешной адаптации ребенка»

Об обеспечении успешной адаптации ребенка

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

Условия адаптации:

а) Физиологические:

  • Изменение режима дня;

  • Необходимость игры;

  • Правильная посадка;

  • Организация правильного питания;

  • Развитие двигательной активности;

б) Психологические:

- психологический климат в семье;

- формирование интереса к школе;

- недопустимость физического воздействия;

- предоставление самостоятельности;

- учёт темперамента ребёнка;

- организация контроля за учёбой;

- поощрение за успехи и достижения;

- моральное стимулирование;

- развитие самоконтроля и объективной самооценки.


Успешность адаптации ребенка к обучению зависит от реализации преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием.

Уровень адаптации зависит от возраста ребёнка, от того, посещал ли он дошкольное учреждение. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от интеллектуального развития, от любознательности, коммуникативных способностей. Чтобы облегчить привыкание детей к школе, систематическому труду, необходима согласованная работа всего педагогического коллектива. 

Обеспечение преемственности и перспективности – обязательное условие адаптации школьников.

Педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

  • Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

  • Развивать рефлексивные умения учащихся – умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенно приближая к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель – ученик; ученик – другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.

  • Предоставить учащимся возможность работать с источниками информации, обучать умению работать с ними

При организации адаптационного периода необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Урок – это основная, но не единственная форма организации учебного процесса учащихся. На уроке учащемуся предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать и другие формы организации обучения:

  • Экскурсии, где расширяется чувственный опыт детей, формируется умение наблюдать, а на основе самостоятельно делать выводы наблюдений

  • Игры, необходимые для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий

  • Практические работы как необходимое условие развития умений использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности

  • Дискуссии с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение



  1. Понятия должны осваиваться не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Учащиеся должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Ясно, что понимание и применение понятий ограничено рамками школьного предмета, на котором это понятие представлялось. Но, способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная.

Мотивация к деятельности.

- Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, постарайтесь передать друг другу хорошее настроение.



«Здравствуйте»


Цель:  Установление контакта между учащимися.

Учитель предлагает всем поздороваться, но особенным образом.


«Ромашка»


У вас на партах лежат бумажные ромашки. Возьмите их. Серединка ромашки – это вы. Напишите своё имя. А лепестки – это ваши друзья. Напишите на лепестках имена ваших друзей.

- Покажите свои ромашки. Очень хорошо. Как много у вас друзей!




«Наш дружный класс»


Цель:  Создание атмосферы психологического комфорта в классе, сплочение коллектива.

- Пусть сейчас каждый из вас на лучике солнца напишет свое имя, и мы все вместе соберем эти лучики. Посмотрите, какое веселое, красивое и дружное у нас получилось солнышко. Вот какой наш класс дружный!


«Собери пословицу» (работа в парах)

Каждая пара получает набор полосок, на которых записана часть пословицы.

- А кто из вас знает, что такое пословица? Да, в пословицах заключается народная мудрость. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на разные темы. Я хотела познакомить вас с ними, но кто – то перепутал все слова в пословицах…



«Я и мой друг» (работа в парах)

Играют здесь парами.

- Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них (у каждого из вас карточка с ответами). Каждый из вас подчеркивает тот вариант ответа, который ему больше нравится. Пара, у которой совпадет больше ответов, станет победителем в нашей игре.



«Назови меня ласково»


Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа по парте, далее - сидящего впереди, позади и т.д.


«Цветок Дружбы»

- Ребята, в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.

(отзывчивый, честный, ленивый, хитрый, веселый, злой, внимательный, верный, добрый, жадный, обманщик, драчун)

- Какой красивый цветок у нас получился! Прочитаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.


«Комментарий»

Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни.

Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий». На слайде записаны фразы на данную тему. Я читаю первую, желающий из вас комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по этому поводу. Затем ученик, комментировавший первую фразу читает вторую. Желающие комментируют.

Фразы для комментарий

  • Не со всяким человеком хочется дружить.

  • Я думаю, настоящий друг – это тот, кто…

  • Мальчишки не умеют дружить с девчонками!





Возьмите чашу терпения,

влейте в неё полное сердце любви,

добавьте две горсти щедрости,

посыпьте добротой,

плесните немного юмора

и добавьте как можно больше веры.

Всё это перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни

и предложите каждому, кто встретится на своём пути.