Комплексный
учебный курс
«Основы религиозных культур и
светской этики»: цели, задачи.
Учитель МБОУ «Северская гимназия»
Юркевич Елена Вячеславовна
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:
- духовно-нравственное воспитание учащихся;
- формирование поликультурной компетентности:
-знание и принятие человеком
культурного и религиозного разнообразия мира;
-доброжелательное отношение
к носителям той или иной культуры .
Основы и задачи курса:
- формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;
- развитие способностей общения в поликультурной среде.
Курс состоит из 6 модулей:
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы иудейской культуры.
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы светской этики.
Особенности ОРКСЭ
Базовые ценности каждого модуля :
- Культурная традиция.
- Культурная традиция.
Культурологический принцип:
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода:
- направленность на формирование культурологической компетентности учащихся;
- отсутствие позиции религиозного образования (катехизации);
- отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
- воспитательный характер;
- минимизация конфликтных факторов.
Основы православной культуры
У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, который содержит в себе и материальную (выраженную в предмете, цвете, звуке), и ценностно-смысловую составляющую. Через образ происходит формирование представлений о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур, и понимание того, почему они так живут. Представление культуры, в том числе, и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, — еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать — что это? почему?; из ответов на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ.
Такими «образами культуры» могут стать, например, для православной культуры — колокольный звон и образ храма с золотыми куполами;
Основы иудейской культуры
для иудаизма — образ «золотого города» Иерусалима и Стены Плача
Основы исламской культуры
для ислама — большая, дружная гостеприимная мусульманская семья.
Основы буддистской культуры
для буддизма — образ мандалы, которую складывают из цветного песка и камушков, а потом разрушают;
Основы мировых религиозных культур
В «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на межконфессиональном диалоге, его глобальном значении для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих.
Основы светской этики
Подходы авторов к этике как к разделу метапредметного знания — философии — позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и рассказать об этике, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в теориях великих учителей человечества. также в учебниках рассматриваются этические учения, входящие в религиозные системы: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Такой подход к отбору материала позволил, на взгляд авторов, изложить скучные, на первый взгляд, постулаты этики в контексте рассказов о жизни великих мыслителей, знакомства с их теориями и взглядами, изложенными в их произведениях и высказываниях, в текстах рассказов и притч, в занимательных сюжетах и зарисовках.
Методические особенности
- сквозные герои жизненные ситуации ролевые игры
- сквозные герои
- жизненные ситуации
- ролевые игры
- Диалоговый режим «при-общение» знакомство с языковыми формами и стилями
- «при-общение»
- знакомство с языковыми формами и стилями
- Не совсем обычные уроки «вкусные» уроки виртуальные путешествия экскурсии в музеи, посещения храмов
- «вкусные» уроки
- виртуальные путешествия
- экскурсии в музеи, посещения храмов
Формирование общекультурной эрудиции
- наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении);
- диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;
В содержании учебного материала моделируются похожие для школьников ситуации, а методические приемы (введение сквозных героев использование игровых ситуаций, уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, система заданий, обращающих детей к их личному опыту, рефлексии, нацеленная на развитие творческого потенциала, развитие речи, работа с иллюстрациями и художественными текстами и т. д.) снимают напряжение, помогают «разгрузить» объемный и сложный для понимания четвероклассников новый материал, делают его понятным и доступным, учитывают индивидуальное развитие каждого, позволяют учителю эффективно организовать работу по решению задач курса. Так, например, в каждый из шести учебников введены сквозные герои, которые «присутствуют» на уроках во время изучения предмета: вместе с четвероклассниками путешествуют, разговаривают друг с другом и с учениками, задают им вопросы, рассуждают, участвуют в объяснении нового материала.
- включение так называемых «не совсем обычных уроков» (заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия);
В содержании учебного материала моделируются похожие для школьников ситуации, а методические приемы (введение сквозных героев использование игровых ситуаций, уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, система заданий, обращающих детей к их личному опыту, рефлексии, нацеленная на развитие творческого потенциала, развитие речи, работа с иллюстрациями и художественными текстами и т. д.) снимают напряжение, помогают «разгрузить» объемный и сложный для понимания четвероклассников новый материал, делают его понятным и доступным, учитывают индивидуальное развитие каждого, позволяют учителю эффективно организовать работу по решению задач курса
- включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);
Методический аппарат учебников дифференцирован
- задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала,
- задания для обязательного выполнения,
- перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.
Методический аппарат учебников дифференцирован и предусматривает задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, а также перспективные задания — мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
- каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
- ни одна культура не может быть лучше другой,
- каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Выбор за вами,
дорогие родители!
Удачи!