СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об особенностях курса ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к родительскому собранию о выборе модуля ОРКСЭ

Просмотр содержимого документа
«Об особенностях курса ОРКСЭ»

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:  цели, задачи. Учитель МБОУ «Северская гимназия» Юркевич Елена Вячеславовна

Комплексный

учебный курс

«Основы религиозных культур и

светской этики»: цели, задачи.

Учитель МБОУ «Северская гимназия»

Юркевич Елена Вячеславовна

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ: духовно-нравственное воспитание учащихся; формирование поликультурной компетентности: -знание и принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира; -доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры .

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • духовно-нравственное воспитание учащихся;
  • формирование поликультурной компетентности:

-знание и принятие человеком

культурного и религиозного разнообразия мира;

-доброжелательное отношение

к носителям той или иной культуры .

Основы и задачи курса: формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; развитие способностей общения в поликультурной среде.

Основы и задачи курса:

  • формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;
  • развитие способностей общения в поликультурной среде.
Курс состоит из 6 модулей: Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы буддийской культуры. Основы иудейской культуры. Основы мировых религиозных культур. Основы светской этики.

Курс состоит из 6 модулей:

  • Основы православной культуры.
  • Основы исламской культуры.
  • Основы буддийской культуры.
  • Основы иудейской культуры.
  • Основы мировых религиозных культур.
  • Основы светской этики.

Особенности ОРКСЭ Базовые ценности каждого модуля :  Отечество;  Отечество;   Семья;  Семья;   Культурная традиция.  Культурная традиция.

Особенности ОРКСЭ

Базовые ценности каждого модуля :

  • Отечество;
  • Отечество;

  • Семья;
  • Семья;

  • Культурная традиция.
  • Культурная традиция.

Культурологический принцип:  Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Культурологический принцип:

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основы культурологического подхода: направленность на формирование культурологической компетентности учащихся; отсутствие позиции религиозного образования (катехизации); отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими; воспитательный характер; минимизация конфликтных факторов.

Основы культурологического подхода:

  • направленность на формирование культурологической компетентности учащихся;
  • отсутствие позиции религиозного образования (катехизации);
  • отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
  • воспитательный характер;
  • минимизация конфликтных факторов.
Основы православной культуры У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, который содержит в себе и материальную (выраженную в предмете, цвете, звуке), и ценностно-смысловую составляющую. Через образ происходит формирование представлений о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур, и понимание того, почему они так живут. Представление культуры, в том числе, и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, — еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать — что это? почему?; из ответов на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ. Такими «образами культуры» могут стать, например, для православной культуры — колокольный звон и образ храма с золотыми куполами;

Основы православной культуры

У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, который содержит в себе и материальную (выраженную в предмете, цвете, звуке), и ценностно-смысловую составляющую. Через образ происходит формирование представлений о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур, и понимание того, почему они так живут. Представление культуры, в том числе, и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, — еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать — что это? почему?; из ответов на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ.

Такими «образами культуры» могут стать, например, для православной культуры — колокольный звон и образ храма с золотыми куполами;

Основы иудейской культуры для иудаизма — образ «золотого города» Иерусалима и Стены Плача

Основы иудейской культуры

для иудаизма — образ «золотого города» Иерусалима и Стены Плача

Основы исламской культуры для ислама — большая, дружная гостеприимная мусульманская семья.

Основы исламской культуры

для ислама — большая, дружная гостеприимная мусульманская семья.

Основы буддистской культуры для буддизма — образ мандалы, которую складывают из цветного песка и камушков, а потом разрушают;

Основы буддистской культуры

для буддизма — образ мандалы, которую складывают из цветного песка и камушков, а потом разрушают;

Основы мировых религиозных культур В «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на межконфессиональном диалоге, его глобальном значении для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих.

Основы мировых религиозных культур

В «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на межконфессиональном диалоге, его глобальном значении для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих.

Основы светской этики Подходы авторов к этике как к разделу метапредметного знания — философии — позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и рассказать об этике, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в теориях великих учителей человечества. также в учебниках рассматриваются этические учения, входящие в религиозные системы: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Такой подход к отбору материала позволил, на взгляд авторов, изложить скучные, на первый взгляд, постулаты этики в контексте рассказов о жизни великих мыслителей, знакомства с их теориями и взглядами, изложенными в их произведениях и высказываниях, в текстах рассказов и притч, в занимательных сюжетах и зарисовках.

Основы светской этики

Подходы авторов к этике как к разделу метапредметного знания — философии — позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и рассказать об этике, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в теориях великих учителей человечества. также в учебниках рассматриваются этические учения, входящие в религиозные системы: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Такой подход к отбору материала позволил, на взгляд авторов, изложить скучные, на первый взгляд, постулаты этики в контексте рассказов о жизни великих мыслителей, знакомства с их теориями и взглядами, изложенными в их произведениях и высказываниях, в текстах рассказов и притч, в занимательных сюжетах и зарисовках.

Методические особенности Игровой контекст сквозные герои жизненные ситуации ролевые игры сквозные герои жизненные ситуации ролевые игры Диалоговый режим «при-общение» знакомство с языковыми формами и стилями «при-общение» знакомство с языковыми формами и стилями Не совсем обычные уроки «вкусные» уроки виртуальные путешествия экскурсии в музеи, посещения храмов «вкусные» уроки виртуальные путешествия экскурсии в музеи, посещения храмов

Методические особенности

  • Игровой контекст
  • сквозные герои жизненные ситуации ролевые игры
  • сквозные герои
  • жизненные ситуации
  • ролевые игры
  • Диалоговый режим «при-общение» знакомство с языковыми формами и стилями
  • «при-общение»
  • знакомство с языковыми формами и стилями
  • Не совсем обычные уроки «вкусные» уроки виртуальные путешествия экскурсии в музеи, посещения храмов
  • «вкусные» уроки
  • виртуальные путешествия
  • экскурсии в музеи, посещения храмов
Формирование общекультурной эрудиции

Формирование общекультурной эрудиции

  • наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении);
  • диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;

В содержании учебного материала моделируются похожие для школьников ситуации, а методические приемы (введение сквозных героев использование игровых ситуаций, уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, система заданий, обращающих детей к их личному опыту, рефлексии, нацеленная на развитие творческого потенциала, развитие речи, работа с иллюстрациями и художественными текстами и т. д.) снимают напряжение, помогают «разгрузить» объемный и сложный для понимания четвероклассников новый материал, делают его понятным и доступным, учитывают индивидуальное развитие каждого, позволяют учителю эффективно организовать работу по решению задач курса. Так, например, в каждый из шести учебников введены сквозные герои, которые «присутствуют» на уроках во время изучения предмета: вместе с четвероклассниками путешествуют, разговаривают друг с другом и с учениками, задают им вопросы, рассуждают, участвуют в объяснении нового материала.

 включение так называемых «не совсем обычных уроков» (заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия); В содержании учебного материала моделируются похожие для школьников ситуации, а методические приемы (введение сквозных героев использование игровых ситуаций, уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, система заданий, обращающих детей к их личному опыту, рефлексии, нацеленная на развитие творческого потенциала, развитие речи, работа с иллюстрациями и художественными текстами и т. д.) снимают напряжение, помогают «разгрузить» объемный и сложный для понимания четвероклассников новый материал, делают его понятным и доступным, учитывают индивидуальное развитие каждого, позволяют учителю эффективно организовать работу по решению задач курса
  • включение так называемых «не совсем обычных уроков» (заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия);

В содержании учебного материала моделируются похожие для школьников ситуации, а методические приемы (введение сквозных героев использование игровых ситуаций, уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, система заданий, обращающих детей к их личному опыту, рефлексии, нацеленная на развитие творческого потенциала, развитие речи, работа с иллюстрациями и художественными текстами и т. д.) снимают напряжение, помогают «разгрузить» объемный и сложный для понимания четвероклассников новый материал, делают его понятным и доступным, учитывают индивидуальное развитие каждого, позволяют учителю эффективно организовать работу по решению задач курса

 включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);
  • включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);

Методический аппарат учебников дифференцирован  задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала,  задания для обязательного выполнения,  перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера. Методический аппарат учебников дифференцирован и предусматривает задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, а также перспективные задания — мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.

Методический аппарат учебников дифференцирован

  • задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала,
  • задания для обязательного выполнения,
  • перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.

Методический аппарат учебников дифференцирован и предусматривает задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, а также перспективные задания — мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.

 В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
  • ни одна культура не может быть лучше другой,
  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Выбор за вами, дорогие родители! Удачи!

Выбор за вами,

дорогие родители!

Удачи!