СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объект, предмет исследования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов рекомендации к уроку по дисциплине "Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности."

Просмотр содержимого документа
«Объект, предмет исследования»

Тема: Объект исследования. Предмет исследования.

Цель: познакомиться с понятиями «объект исследования», «предмет исследования», научиться формулировать объект и предмет исследования в проектной работе.


Содержание занятия

1. Объект исследования

Объект исследования – это то, что «противостоит познающему субъекту», то, на что направлено внимание исследователя, то, что подлежит рассмотрению.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива и т.п.).

Объект исследования – это то пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться.

Чаще всего – это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления и т.п.).

Объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы в очерченный круг объективной реальности был включен предмет исследования в качестве важнейшего элемента.

Объектами исследования могут быть развитие коллектива, система воспитательной работы, учебно-воспитательный процесс, преподавание предмета, система управления и т.п.


2. Предмет исследования

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определение свойства объекта, их соотношения, зависимости объекта и свойств от каких-либо условий.

Предмет исследования – это отдельная сторона изучаемого объекта или аспект его рассмотрения; предмет дает представление о том, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения», который, собственно, и исследуется.

Предмет всегда находится «внутри» объекта, является его признаком или атрибутом.

Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании.

Предмет исследования более конкретен, чем объект.

Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются для этого исследования наиболее существенными.

Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследования.

Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью, поддаваться описанию.

Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой эксперимента (исследования), однако предмет должен не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.


Примеры

Вариант 1

Объект – экологическая культура учащихся.

Предмет – игры, способствующие формированию экологической культуры учащихся 1-4 классов.


Вариант 2

Объект – острота зрения учащихся.

Предмет – упражнения для зрительной гимнастики, корректирующие нарушения остроты зрения у подростков.


Вариант 3

Объект – сердечно-сосудистая система подростка.

Предмет – компьютерные игры, влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы учащихся 8-х классов.


Задание для самостоятельной работы

1. Оформить конспект в тетради.

2. Сформулировать объект и предмет исследования по теме проекта.

2